Сложная экологическая обстановка в мире, экология родного края, засоренность среды обитания, все это вызывает необходимость определить одну из основных задач педагогики – воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры.
Воспитание экологической культуры – важное направление всестороннего развития личности дошкольника. Народное поэтическое слово – это образец духовного развития людей, благодаря которому звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басни.
Детский фольклор развивает творческие проявления ребенка, пробуждает фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, разнообразные трудовые процессы).
Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. Фольклор эффективно влияет на формирование ценностных представлений (отношение к природе; родителям, традициям, труду и т. д.).
Что же относится к детскому фольклору:
- Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
- Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
- 3аклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
- Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
- Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
- Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
- Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
- Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
- Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.
Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. При отборе фольклорных произведений необходимо опираться на следующие принципы:
- доступность содержания детям дошкольного возраста;
- познавательная и нравственная значимость;
- возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.
В работе целесообразно использовать приметы, которые можно проверить, а также «экологические сказки», рассчитанные в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово донести ее содержание детям.
Фольклорные произведения способствуют формированию интереса к окружающему миру у дошкольников. Способствуют умению видеть её красоту, своеобразие, неповторимость, развивают желание беречь и любить природу.