Главная
АИ #33 (215)
Статьи журнала АИ #33 (215)
Устное народное творчество как средство формирования элементарных представлений ...

Устное народное творчество как средство формирования элементарных представлений об окружающем мире у дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

экологическая культура
дошкольное образование
сказки
фольклор
окружающий природный мир
дети
сказочные персонажи

Аннотация статьи

В современном мире происходит обновление концепции дошкольного образования, и одним из важных аспектов становится вопрос о формировании экологической культуры и представлений об окружающем мире среди детей дошкольного возраста. Статья обсуждает роль фольклора в формировании элементарных представлений у дошкольников об окружающем мире.

Текст статьи

Сложная экологическая обстановка в мире, экология родного края, засоренность среды обитания, все это вызывает необходимость определить одну из основных задач педагогики – воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры.

Воспитание экологической культуры – важное направление всестороннего развития личности дошкольника. Народное поэтическое слово – это образец духовного развития людей, благодаря которому звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басни.

Детский фольклор развивает творческие проявления ребенка, пробуждает фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, разнообразные трудовые процессы).

Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. Фольклор эффективно влияет на формирование ценностных представлений (отношение к природе; родителям, традициям, труду и т. д.).

Что же относится к детскому фольклору:

  • Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
  • 3аклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки – коротенькие стишки, служащие для справед­ливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называю­щие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в осо­бенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  • Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
  • Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.

Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. При отборе фольклорных произведений необходимо опираться на следующие принципы:

  • доступность содержания детям дошкольного возраста;
  • познавательная и нравственная значимость;
  • возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.

В работе целесообразно использовать приметы, которые можно проверить, а также «экологические сказки», рассчитанные в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово донести ее содержание детям.

Фольклорные произведения способствуют формированию интереса к окружающему миру у дошкольников. Способствуют умению видеть её красоту, своеобразие, неповторимость, развивают желание беречь и любить природу.

Поделиться

Фадеева Л. В. Устное народное творчество как средство формирования элементарных представлений об окружающем мире у дошкольников // Актуальные исследования. 2024. №33 (215). С. 46-47. URL: https://apni.ru/article/9928-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-kak-sredstvo-formirovaniya-elementarnyh-predstavlenij-ob-okruzhayushem-mire-u-doshkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января