Главная
АИ #33 (215)
Статьи журнала АИ #33 (215)
Музыкально-двигательные упражнения на музыкальных занятиях

Музыкально-двигательные упражнения на музыкальных занятиях

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

музыкальное развитие в детском саду
пение
слушание музыки
развитие музыкальности детей
эмоциональность и образность восприятия музыки
чувство ритма и мелодический слух

Аннотация статьи

В статье рассматривается роль музыкальных игр и плясок в развитии музыкальности детей в детском саду. Описывается, как движение под музыку помогает развивать эмоциональность, образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы.

Текст статьи

Музыкальное развитие в детском саду осуществляется через пение, слушание музыки и движения. Движение под музыку (музыкальные игры, пляски) помогают разностороннему развитию музыкальности детей. Оно развивает эмоциональность и образность восприятие музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы и т. д.

Сюжеты, образы и действия музыкальных игр и плясок приближают содержание музыкального произведения к пониманию детей, углубляют переживание и запоминание музыки.

Но для того, чтобы музыкальная игра, пляска могла выполнять свое назначение в музыкальном воспитании, дети должны уметь владеть своим телом и пользоваться необходимыми средствами двигательной выразительности (уметь исполнять различные движения и изменять их в зависимости от характера музыки, содержания игры). Чем свободнее дети двигаются, чем больше у них запас освоенных движений, тем легче они отвечают движением на музыку, тем более она их волнует и радует. Так, например, для того чтобы дети могли освоить игру «Плетень», очень любимую в старших группах детского сада, им нужна определенная подготовка. Если этой подготовки нет, то их внимание будет направлено не на характер музыки и пляски, а на преодоление технических трудностей. Во второй части «свободная» пляска увлечет и порадует детей по-настоящему только тогда, если у них есть запас движений, которые они могут использовать в согласии с яркой плясовой музыкой.

Поэтому на музыкальных занятиях необходимо параллельно с разучиванием игр и плясок систематически и разносторонне развивать и совершенствовать двигательную деятельность детей.

Упражнения для первой младшей группы

«Ладушки»

Музыка: Н. Римский-Корсаков, отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане».

Авторы: Р. Авербух и С. Лебензон.

(2 ступень трудности)

Задачи: Учить детей переходить от одного движения к другому, меняя характер, направление движения; воспитывать выдержку (дети не должны бежать вслед за воспитателем, пока он не позовет).

Описание: Дети свободной группой стоят у стены. Перед ними – воспитатель.

Такты 1–2 (вступление). Воспитатель «убегает от детей» к противоположной стене. Дети остаются на месте.

Такты 3–10. Воспитатель, стоя на месте, «манит» детей к себе. Дети гурьбой неторопливо идут к воспитателю, тихонько хлопая в ладоши.

Такты 11–19. Дети и воспитатель неторопливо кружатся на месте, с поднятыми руками, вращая кистями. С окончанием музыки останавливаются.

Игра повторяется: во время вступления воспитатель перебегает к другой стене и на музыке 3–10 тактов снова «манит» детей к себе и т. д.

Упражнения для второй младшей группы

«Дудочка»

Музыка: Т. Ломова «Дудочка».

Автор: Р. Френкель.

(3 ступень трудности)

Задачи: Совершенствовать движения спокойного шага, развивать мелкие движения кисти, развивать воображение детей на основе музыкального восприятия.

Описание: Такты 1–8. Дети ходят по комнате в любом направлении (гуляют). Руки заложить за спину, как будто они прячут воображаемую дудочку.

Такты 9–12. Дети останавливаются и «играют» на воображаемой дудочке.

Упражнение повторяется несколько раз.

Пояснение. Дети выполняют упражнение самостоятельно. Предварительно надо показать детям дудочку и объяснить, как на ней играют; дать детям прослушать музыку, отметив, как тонко и нежно поет дудочка.

Упражнения для средней группы

Бег с ленточками

(легкий и стремительный)

Музыка: А. Жилин, Экоссез.

Автор: Е. Дубянская.

(3 ступень трудности)

Задачи: Учит детей изменять характер движения в связи с изменениями в музыке; учить их перестраиваться из круга в «стайку».

Описание. Группа делится пополам; подгруппы встают в двух противоположных углах (это их «дома»). В руках у каждого ребенка ленты – в правой одного, а в левой другого цвета. Одна подгруппа образует кружок около своего угла, лицом вправо по кругу.

1 часть музыки и повторение ее. Дети первой подгруппы неторопливо и легко бегут по кругу в правую сторону, отведя правую руку в сторону – вниз (так, чтобы лента вилась невысоко над полом) и глядя на ленту.

2 часть музыки, первый раз. Дети в кружке все поворачиваются лицами ко второй подгруппе и стайкой стремительно бегут к ней, подняв обе руки в стороны – вверх. Дети второй подгруппы на месте сильно машут поднятыми вверх лентами (не пускают в свой «дом»: «У нас нет места! Бегите дальше!») На повторение 2 части дети первой подгруппы поворачиваются и такой же стайкой бегут обратно в свой «дом».

Затем упражнение повторяется с переменой ролей. Без музыки вторая подгруппа строится в круг около своего «дома».

После двух повторений первая часть упражнения исполняется в левую сторону, с лентой другого цвета.

Пояснение: В этой форме упражнение исполняется в достаточно большом помещении. В небольшом помещении число детей уменьшается (дети делятся на 4 подгруппы). Если при беге по диагонали дети рано подбегают к «дому» другой подгруппы, то они делают бег на месте до конца музыки, размахивая лентами: просят, чтобы их пустили. В небольшой комнате упражнение исполнять нельзя.

Необходимо объяснить детям, что при перестроении из круга в «стайку» и при повороте они должны только повернуться на месте в нужном направлении. Во время бега «стайкой» дети не должны обгонять друг друга: при повороте они должны повернуться только на месте в нужном направлении. Во время бега «стайкой» дети не должны обгонять друг друга: при повороте обратно бежавшие позади окажутся первыми.

Каждое упражнение требует своих методических приемов для ознакомления с ним детей, особой организации коллектива для работы. Показ доложен быть выразительны и четким, чтобы дети сразу могли понять, в чем особенности данного движения, его содержания. После этого в средней и старших группах можно привлечь внимание детей к отдельным деталям движения, к тому, как его надо исполнять технически.

Не следует думать, что упражнения должны получаться у детей сразу, без ошибок и затруднений (если это так, значит дети в них уже не нуждаются). Обычно упражнения усваиваются постепенно, от занятия к занятию.

Вся работа над движением никогда и ни на какое время не должна отрываться от музыки.

Следует предостеречь от увлечения чрезмерным количеством двигательных упражнений.

Основными средствами музыкального развития является игра и пляска; упражнения являются лишь дополнением к этому, необходимым и ценным.

Поделиться

Макаренко А. Н. Музыкально-двигательные упражнения на музыкальных занятиях // Актуальные исследования. 2024. №33 (215). С. 43-45. URL: https://apni.ru/article/9929-muzykalno-dvigatelnye-uprazhneniya-na-muzykalnyh-zanyatiyah

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря