Главная
АИ #34 (216)
Статьи журнала АИ #34 (216)
Профилактика оптических нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим...

Профилактика оптических нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игр

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

произвольное зрительное внимание
зрительный анализ
синтез и восприятие
зрительная память
зрительно-пространственные представления
точные прослеживающие движения глаз

Аннотация статьи

В статье освещена работа по профилактике оптических нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством игр.

Текст статьи

Направления работы по профилактике оптических нарушений письменной речи посредством игр:

1. Развитие произвольного зрительного внимания

В играх на развитие произвольного зрительного внимания особое место отводилось развитию таких компонентов, как переключение и распределении. В ходе игр у воспитанников формировалось умение удерживать и переключать произвольное внимание в соответствии с инструкцией, развивался зрительный анализ, ориентировка в пространстве, лексико-грамматический строй, звукопроизношение [1].

Игры: «Вместительная корзинка», «Что находится в шкафу?», «Кормушка», «Зоопарк», «Буфет» состоят из набора таблиц, которые заключены внутри различных предметов: буфета, корзинки и т. д. Данные игры можно применять во время деятельности по коррекции лексико-грамматического строя. Количество рисунков в таблицах увеличивалось от 9 (3 строки по 3 изображения) до 36 (6 строк по 6 изображений). Ребёнок называет предметы, изображённые в таблице в соответствии с разнообразными инструкциями:

  • назвать предметы сначала одного цвета, а затем – другого;
  • назвать предметы маленького размера, а затем – большого и т. д.

В ходе данных игр необходимо следить за направлением и последовательностью называния изображений слева направо, начиная с верхнего ряда.

Игра «Полянки» представляет собой карты, на которых изображены предметы, отличающиеся друг от друга одним или несколькими свойствами. Играющие в соответствии с инструкциями зачеркивают, обводят в кружок и т. д. те или иные предметы. Затем их нужно посчитать и самостоятельно себя проверить, посмотрев на обратную сторону карты. Карты подбираются в соответствии с изучаемой лексической темой или звуком.

2. Развитие и коррекция навыков зрительного анализа и синтеза, зрительного восприятия

В играх «Угадай предмет», «Близнецы», «Назови отличия» формируются представления о сенсорных эталонах.

Игра «Угадай предмет» представляет собой набор карточек, на которых нарисовано по четыре предмета. Дети должны назвать предмет круглой (треугольной, квадратной и т. д.) формы, красного (синего, жёлтого и т. д.) цвета. Назвать маленький (большой) предмет.

В игре «Близнецы» дети находят две одинаковые картинки в каждом ряду.

В играх «Конструктор», «Половинки», «Рассеянный художник», «Правильно или нет?» используются задания на развитие моделирования предметов. Формирование навыка идёт от простых заданий на объединение двух симметричных частей, до составления изображений их большого количества деталей.

Игра «Конструктор» состоит из наборов деталей различных предметов. Дети, следуя инструкции, определяют какой предмет можно построить из этих частей и как это сделать.

Игра «Половинки» представляет собой набор карт с изображением половинок различных предметов. Играющие находят и соединяют половинки одного предмета. В более усложнённом варианте дети самостоятельно дорисовывают предмет.

В игре «Рассеянный художник» воспитанники находят недостающую деталь, которую забыл нарисовать художник и самостоятельно её дорисовывают.

Игра «Правильно или нет?» состоит из таблицы с изображением 3–6 предметов. Играющие рассматривают по очереди каждое изображение, находят неправильные предметы, объясняют, что в них неправильно.

3. Формирование зрительно-пространственных представлений в играх осуществляется в определённой последовательности:

  1. Формируется представление о схеме собственного тела.
  2. Формируется умение определять пространственное расположение предметов по отношению к самому ребенку.
  3. Формируется понимание пространственных отношений между 2–3 реальными предметами и на плоскости листа.

В ходе игрового упражнения «Назови, покажи» дети учатся находить в своем теле левые и правые части: правый глаз, правое ухо, правую ногу и т. д. Учатся показывать, брать предмет определённой рукой.

Ребёнок, играя в игру «Грибник», выбирает картинки с изображением грибов, которые находятся справа и слева от него, и помещает их в две корзинки. Затем он может самостоятельно проверить свои действия, используя специальные метки на обратной стороне картинок.

Развитие зрительной памяти предполагает работу над увеличением объёма зрительно-запоминаемых объектов. Сохранение последовательности и точности при их воспроизведении, удержанием в долговременной памяти [2].

Для развития зрительной памяти можно использовать следующие игры: «Запомни и найди», «Вспомни все картинки», «Какой картинки не стало?», «Какая новая картинка появилась?», «Разложи по порядку», «Найди отличия».

В игре «Запомни и найди» ребёнку предъявляется картинка с изображением предмета, который он затем должен найти в ряду сходных изображений.

Участникам игры «Вспомни все картинки» предлагается ряд предметных картинок для запоминания, а затем они по памяти должны перечислить эти изображения.

В игре «Найди отличия» ребёнку предлагается рассмотреть предметную или сюжетную картинку, которую затем убирают. Предъявляется другая картинка, отличающаяся от образца. Ребёнок должен по памяти найти отличия на второй картинке.

На буквенном материале отрабатывается запоминание букв, слогов. Буквенные и слоговые ряды располагаются на карточках. Ребёнок запоминает буквы или слоги, а затем по памяти их называет или записывает на листе.

4. В играх на развитие и коррекцию точных прослеживающих движений глаз, глаза выступают как особый орган, обеспечивающий выполнение определённой инструкции.

Во время игр «Помоги зайцу найти свой домик», «Помоги ежам найти гриб», «Кто, где живёт?» дети прослеживают глазами индивидуальные дорожки героев, если возникают трудности, помогают пальцами.

5. Развитие зрительно-моторных координаций предполагает автоматизацию содружественного движения руки и глаз. В начале содружественные движения руки и глаза вырабатываются в направлении сверху вниз. На данном этапе можно использовать следующие игры: «Привяжи к шарикам ниточки», «Помоги цветам подрасти», «Падающие листья».

Далее в игре «Слалом» отрабатываются зрительно-моторные координации в направлении слева на право.

Таким образом, использование в коррекционной работе представленных игр содействует профилактике оптических нарушений письменной речи, что способствует коррекции общего недоразвития речи и формированию готовности к обучению в школе у детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003 – 336 с.
  2. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших дошкольников: Анализ и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.

Поделиться

149

Золотухина Л. И., Конорева Л. В., Хоменко М. В., Аршинцева Т. П. Профилактика оптических нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игр // Актуальные исследования. 2024. №34 (216). С. 90-92. URL: https://apni.ru/article/9955-profilaktika-opticheskih-narushenij-pismennoj-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-obshim-nedorazvitiem-rechi-posredstvom-igr

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#40 (222)

Прием материалов

28 сентября - 4 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

9 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября