Пропаганда – это распространение политических, художественных, философских, научных и других идей и взглядов с целью внедрения их в сознание масс населения.
У современной пропаганды есть свои функции, реализуемые в СМИ: Информирующая функция, функция алгоритмизации поведения членов общества, коммуникативная функция.
Информирующая функция: подразумевает у аудитории изменение структуры понятий.
Функция алгоритмизации поведения членов общества: подразумевает изменение установок, ценностей, идеологии, морали, направляет их в соответствии с концепцией СМИ.
Коммуникативная функция: выражается в установлении и подержании связей между структурами общества, в организации обратной связи в ходе осуществления пропаганды.
Исходя из функций пропаганды, мы можем выделить методы, которые использую для достижения определенных действий от общества.
Одним из самых эффективных методов влияния является – обращение к авторитету. Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности.
Апелляция к большинству – «все вокруг считают так, следовательно, это верно». Также сюда относятся апелляция к авторитету: «Это мнение принадлежит авторитету, разве вы его не уважаете?» и апелляция к традиции: «Так считается с древнейших времен, потому это верно».
Апелляция к предрассудкам – используется в том случае, когда необходимо придать своей точке зрения убедительность в связи с ее моральной ценностью. Так же может использоваться обратный механизм – опровержение оппозиционной точки зрение через утверждение ее аморальности.
Атака любовью – технология используется в тех случаях, когда необходимо сделать кого-то сторонником идеологии или общественного движения. Стоит человеку стать частью этой группы, а как остальные члены окружают его вниманием, но происходит это настолько плотно, что у человека не остается возможности встретиться с прежним кругом общения.
Блестящий фантик – этим термином исследователи пропаганды называют слова, которые положительно описывают объект, но ничего не говорят по существу. При этом характеристики расплывчаты настолько, что могут быть применены к любому объекту, но в то же время опровергнуть их и назвать ложными нельзя. Возникает так называемый «эффект Барнума» (расплывчатость характеристики не вызывает сомнений в ее справедливости).
Будничный рассказ – используется для адаптации человека к разному виду информации. К чаще негативного, вызывающего отрицания, содержания.
Верность – цель техники убедить поддержать нужную точку зрения, чтобы не выглядеть в глазах общества предателями и трусами.
Восславление героев – цель техники в том, чтобы показать нейтрально настроенным людям силу духа, храбрость и справедливость действий «борцов за свободу». А соперников заставить сомневаться в своих убеждениях.
Дезинформация – введение в заблуждение путём предоставления неполной информации, или ложной информации.
Демонизация врага – превращение представителя врага, сторонника иной точки зрения в «недочеловека», аморального, безжалостного и т. д., используя ложные или непроверенные обвинения.
Держи вора – цель метода состоит в том, чтобы смешаться с преследователями. Если вас обвиняют в чем-то, то нужно обойти противника и начать просить прощения.
Забалтывание – метод «забалтывания» используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Частое обращение к одному и тому же имени, в скором времени начнет вызывать только раздражение к этому имени. Также метод используют для создания «информационного шума», когда за потоком второстепенных сообщений нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему.
Игра с масштабом – изменение реального масштаба событий для преуменьшения или преувеличения его важности.
Избирательная правда – техника пропаганды, при которой манипулятор говорит зрителям правду, но только ту ее часть, которая ему выгодна, замалчивая остальное.
Когнитивный диссонанс – когнитивный диссонанс возникает тогда, когда наше знание о мире не соответствует самому миру. За этим следует стремление личности изменить свои собственные установки, под новое мировоззрение.
Козел отпущения – перекладывание ответственности на человека или некую группу, тем самым снимая вину с истинных виновников и/или переключая внимание с необходимости решить проблему.
Контроль вербальных обозначений – замещение негативно окрашенных слов, на нейтрально окрашенные. Чтобы ум человека не воспринимал информацию агрессивно.
Контроль над обстановкой – попытка манипулятора контролировать социальную среду и ее взгляды путем социального давления.
Лингвопропаганда – использование различных средств художественной выразительности речи и тропов в целях искажения информации и/или эмоционального воздействия на аудиторию.
Ложная дилемма (черно-белый мир) – представить две кардинально различных точки зрения, опустив промежуточные варианты – «либо с нами, либо против нас».
Навешивание ярлыков – эта техника используется для упрощения восприятия разных категорий граждан.
Нарушения причинно-следственной связи – логическая уловка, при которой причинно-следственная связь отождествляется с хронологической, временной. Происходит подтасовка фактов.
Неизбежная победа – прием заключается в том, чтобы убедить аудиторию присоединиться к определенной тенденции, потому что ее победа неизбежна. Что все уже присоединились к этой тенденции.
Ненависть –Достаточно заставить ненавидеть противника и все одобрение получит манипулятор.
Неявное утверждение – техника используется, когда пропагандируемая идея может не вызвать доверия зрителей, если будет заявлена прямо. Вместо этого она либо несколько раз упоминается, либо на нее прозрачно намекают.
Обобщение – суть техники заключается в представлении частого суждения под видом общего, таким образом у аудитории создается впечатление, что это явление или суждение присуще всем без исключения.
Оправдание – отдельные люди или группы могут использовать подходящие по смыслу общие фразы, чтобы объяснить сомнительные действия или утверждения.
Очернительство –метод подмены логических аргументов против идеи ее иррациональным восприятием, играя на страхах и предубеждениях аудитории.
Перенос – также известен как ассоциация. Эта техника использует людей, предметы, символы и объекты и проецирует их на других, чтобы создать позитивный или негативный образ в глазах аудитории.
Таким образом мы приходим к тому, что пропаганда очень тонкая, постоянно совершенствующаяся наука. Каждый день люди придумают новые способы ради продвижения своих взглядов в массы.