Государственная молодежная политика – это система приоритетов, решений и действий государства, направленных на расширение возможностей молодежи для эффективной самореализации, успешной социализации и роста человеческого капитала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, конкурентоспособности и национальной безопасности страны. Реализация целей молодежной политики осуществляется на всех уровнях государственной власти – от федерального до муниципального.
Молодежная политика охватывает широкий круг вопросов: социальная защищенность, трудоустройство, качество профессионального образования, поддержка талантливой молодежи, пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры. Таким образом, государственная молодежная политика нацелена на последовательное повышение уровня жизни молодых граждан, ослабление социальной несправедливости и укрепление социально-экономической стабильности общества.
Нормативно-правовая база в сфере государственной молодежной политики направлена на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие ее потенциала в интересах развития общества и государства. Однако применение законодательных норм зачастую не обеспечивается должными правовыми механизмами, что связано с несовершенством правового аппарата, низкой инициализацией законодательной базы в реальную жизнь, недостаточным участием молодежи и молодежных объединений в формировании правовой основы. Совершенствование нормативно-правового фундамента государственной молодежной политики является существенным направлением ее развития и повышения эффективности.
Осуществляя деятельность в сфере государственной молодежной политики, органы государственной власти руководствуются различными нормативно-правовыми документами: федеральными и региональными законами, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами министерств и ведомств.
Анализ законодательства показывает, что в настоящее время сформирован следующий нормативно-правовой фундамент в данной сфере:
- В 92% субъектов РФ приняты базовые региональные законы, определяющие основные направления реализации государственной молодежной политики.
- На федеральном уровне сферу государственной молодежной политики регулируют ряд федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Несмотря на это, до сих пор существует путаница в трактовке таких понятий, как «молодежь» и «государственная молодежная политика» – они имеют различные определения на разных уровнях. Данную коллизию должен устранить разрабатываемый законопроект «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации».
Второй проблемой является отсутствие единой системы органов государственной власти, реализующих государственную молодежную политику. Основными кураторами этой сферы являются Минобрнауки РФ, Росмолодежь и органы исполнительной власти регионов. При этом основная финансовая нагрузка ложится на региональные и муниципальные бюджеты.
Третьей проблемой является кадровое обеспечение сферы государственной молодежной политики.
Согласно представленной информации, сегодня практически все специалисты, работающие в различных ведомствах, осуществляющих государственную молодежную политику, не имеют профильного образования. Таким образом, сфера ГМП нуждается в комплексном подходе к решению проблем, связанных с финансовым, нормативно-правовым и кадровым обеспечением.
Сфера молодежной политики требует постоянного совершенствования, в первую очередь на законодательном уровне. В качестве примера приводится инициатива Молодежного парламента города Севастополя по внесению изменений в региональный закон о реализации государственной молодежной политики. Проектом закона предусматривается расширение категорий лиц, на которых распространяется данный закон, определение дополнительных полномочий Правительства Севастополя, а также основ государственной поддержки молодых семей и талантливой молодежи.
Региональные органы власти при разработке и реализации направлений ГМП должны активно вовлекать в эту деятельность самих молодых граждан и молодежные объединения, учитывать их потребности и пожелания. Для повышения социально-экономической и политической активности молодежи необходимо обеспечить ее участие и влияние на политические процессы, возможности для самореализации, в том числе путем квотирования мест для молодежи при выдвижении кандидатов в представительные органы власти. Данные меры требуют соответствующего нормативно-правового обеспечения.