В переводе с английского SCRUM означает «схватка». Сам термин пришел из регби, где он олицетворяет командную игру, когда все игроки вместе ведут мяч по полю. Сегодня SCRUM — это еще и один из подходов Agile, т. е. гибкой методологии разработки и управления проектами. Метод изобрели программисты Кен Швабер и Джефф Сазерленд. И если раньше SCRUM использовался в основном в IT, то сегодня этот гибкий подход применяется в организации самых разных процессов. В статье рассказываем, что такое SCRUM простыми словами и как его можно применять в научных исследованиях.
Методология SCRUM базируется на командной работе, по аналогии с тем, как в регби команда действует сообща для достижения общей цели. SCRUM — это фреймворк, или, простыми словами, способ организации рабочего процесса.
Как и другие Agile-подходы, SCRUM говорит о том, что при реализации проекта не стоит руководствоваться только утвержденными планами. Вместо этого нужно ориентироваться на меняющиеся условия и учитывать обратную связь от заинтересованных лиц. Это позволяет находить уникальные решения, не ограниченные строгими стандартами. В то же время SCRUM не дает четкой пошаговой инструкции, как и какие решения нужно принимать. Вместо этого методология предоставляет рекомендации и инструменты, помогающие организовать процесс работы.
Суть SCRUM заключается в том, что самоорганизованная команда за фиксированные промежутки времени, называемые спринтами, предлагает конечному пользователю работающий продукт с теми или иными возможностями. В конце каждого спринта проходит обзорное совещание, где представляют версию продукта с определенным уровнем функциональности, готовую к использованию, и получают обратную связь от заказчика, в соответствии с которой в дальнейшем вносят нужные корректировки.
Спринт имеет небольшую фиксированную длительность — 1-4 недели. В результате внедрения SCRUM работа команды становится более слаженной и предсказуемой, а сроки выполнения задач сокращаются в разы.
Спринт — это лишь часть структуры SCRUM. В данной методологии работа строится не только на фиксированных промежутках времени. Основополагающими элементами в структуре SCRUM выступают:
Чтобы следить за процессом выполнения работы, делают SCRUM-доску, где с помощью стикеров отображают план (to do) со всеми задачами (одна задача — один стикер), перечень задач в работе (in progress) и то, что уже сделано (done).
SCRUM можно использовать во многих сферах, включая научные исследования. При реализации подхода команда в среднем из 3-9 человек работает короткими циклами, планирует ближайшие задачи, собирая в бэклог, выполняет их и оценивает результат на ежедневной короткой планерке (дейли) и обзорном совещании в конце каждого спринта.
Описанный цикл повторяется снова и снова, пока не будет достигнута изначальная глобальная цель. Причем точная длина пути неизвестна, поскольку нельзя конкретно сказать, сколько придется пройти, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу и получить нужный результат. Но в этом есть и плюсы, важные именно для научных исследований.
Главное преимущество SCRUM заключается в том, что на старте не нужно детально и скрупулезно описывать то, что должно получится в итоге. Достаточно иметь гипотезу, от которой команда будет отталкиваться. В процессе работы можно в любой момент изменить приоритеты и подстроиться под новые обстоятельства.
SCRUM полагается на концепцию малых шагов: нужно представлять результаты исследований регулярно, как можно чаще и раньше. И каждая итерация — это микроэтап, итог которого немедленно проверяется практикой. Таким образом, уже после первой итерации будет получен пусть незначительный, но результат, от которого можно отталкиваться в дальнейшем. А срочная публикация статьи за 1 день позволит вам как можно быстрее представить этот результат в научной среде, после чего продолжить работу в выбранном направлении.
SCRUM-подход могут использовать в исследованиях не только научные сотрудники, но и студенты. Командой здесь будет научный руководитель и ученик или группа учеников. Результаты каждого этапа можно представлять в виде статьи, которую будет полезно публиковать в различных изданиях, ведь это позволит формировать портфолио и узнаваемость в определенной среде. В АПНИ предусмотрена публикация научных статей студентов по разным темам и направлениям, поэтому вы можете представить результаты своих исследований в любой сфере, будь то архитектура, история, медицина, промышленность, маркетинг и пр.
Те же принципы положены и в основу применения SCRUM в образовании. Сегодня уже активно практикуется формат работы в группах, где учащиеся самостоятельно организуют свою работу по определенной теме с помощью SCRUM-доски. Учитель лишь руководит процессом, выступая в роли SCRUM-мастера, в качестве спринта выступает серия уроков, а дейли — это совместное обсуждение результатов, достигнутых учащимися за урок.
Рассматриваемая тема достаточно актуальна, поэтому учителям можно использовать ее для собственных исследований, чтобы затем написать и опубликовать статью для аттестации педагога, получения гранта или просто пополнения своего портфолио на будущее.
Мы рассмотрели основы SCRUM-подхода в организации рабочего процесса. Методология применима во многих сферах: не только в IT, но и в научных исследованиях и образовании. У нее множество плюсов: отсутствие формального лидера и бюрократии, высокая мотивация команды, возможность получить результаты уже на первом спринте, ускорение и повышение общей эффективности работы. В этом легко убедиться, внедрив SCRUM. Это не так трудно, учитывая, что технология применима почти в любых сферах, особенно в научных исследованиях, для которых характерны сложные продукты, неопределенность и стабильная изменчивость.
Поделиться