Как писать научную статью педагогу, воспитателю, учителю: пошаговая инструкция и советы

Каждый педагог и воспитатель рано или поздно сталкиваются с необходимостью описать свой опыт и представить его в виде научной статьи. И это нужно не только для успешного прохождения аттестации, но и для участия в конкурсах, получения грантов, повышения своей квалификации за счет обмена опытом с другими преподавателями. Но как писать научную статью, если вы столкнулись с этим впервые? Предлагаем пошаговую инструкцию для педагогов, воспитателей и учителей, которая подойдет как тем, кто готовит такую работу впервые, так и тем, кто уже имеет опыт, но хотел бы улучшить свои навыки.

Выбрать тему научной статьи

Перед тем как писать научную статью для публикации, нужно выбрать тему. Вокруг этого будет строиться весь процесс написания, поэтому к вопросу стоит отнестись со всей серьезностью. Здесь нужно исходить из видов научных статей, которые бывают:

  • научно-теоретическими — описывают результаты исследований, выполненных на основе теоретического поиска, объяснения некоторых явлений и их закономерностей;
  • научно-практическими — строятся на основе проведенных экспериментов, исследований и реального опыта;
  • обзорными — посвящаются анализу научных достижений в определенной области, в частности в сфере педагогики, за последние годы.

Педагогам и воспитателям больше подходят научно-практические статьи, хотя допускается писать как научно-теоретические, так и обзорные. Принципы подбора темы в каждом случае одинаковы. Она должна быть вам хорошо знакома и интересна. Не менее важна актуальность темы, ее соответствие тенденциям развития образования в регионе или в целом в стране, а также профессиональной деятельности педагога, который может быть логопедом, дефектологом, психологом, воспитателем и пр. Приведем несколько интересных примеров:

  • Педагогическая диагностика как средство индивидуализации образовательного процесса.
  • Развитие композиционных умений у детей дошкольного возраста в процессе создания аппликационных работ.
  • Современные технологии изучения семьи в дошкольной образовательной организации.
  • Нарративный подход в обучении студента поколения Z в условиях цифровизации образования.

В архиве выпусков журнала «Актуальные исследования» АПНИ вы можете найти множество примеров научных статей по темам, связанным с образованием детей и студентов разного возраста.

Продумать структуру научной работы

Следующий шаг в нашей инструкции, как правильно писать статьи для публикации, предполагает составление плана будущей работы. Нужно четко продумать, что и за чем будет следовать. Как минимум в статье должны быть введение (вступление), основная часть и выводы. Для публикации в некоторых изданиях дополнительно нужна аннотация, ключевые слова, список литературы. Нередко отдельными разделами являются «Материалы и методы», «Литературный обзор», «Обсуждение» и пр.

Перед тем как писать обзорную научную статью, нужно определиться, где вы будете публиковать работу, и исходить из требований к структуре и оформлению в конкретном журнале или издании.

Подобрать информативный заголовок

Сразу после выбора темы и составления плана статьи можно придумать информативный и цепляющий заголовок. Название необязательно будет окончательным. По завершению работы вы можете его подкорректировать, но так, чтобы сохранился общий смысл и заголовок полностью отражал суть статьи.

Собрать материал для работы

Основываясь на теме и структуре статьи, можно приступать к сбору материала. Важно, чтобы источники были как можно более новыми, иначе работа будет менее актуальной. Не стоит брать литературу, выпущенную более 5-7 лет назад. Источники для статей могут быть разными — от книг, журналов, патентов, диссертаций до электронных ресурсов вроде eLibrary и Google Scholar.

Педагогам достаточно написать статью на 5-6 страниц (в MS Word). Этого хватит для представления проблемы, способов решения, подведения итогов.

Представить собранный материал в виде структурированной статьи

Последний шаг в нашей инструкции, как написать статью учителю или воспитателю, — это структурирование собранной информации. Имея тему и план работы, информативный заголовок и материал, добытый из источников, остается только оформить все в соответствии с выбранной структурой.

Во вступлении не стоит рассказывать сразу обо всем — нужно «задать темп» и заинтересовать читателя, а раскрыть суть работы уже в основной части, где должна быть система рубрик, логически связанных между собой. При написании заключения главное не забыть проверить, чтобы оно не противоречило теме и вступлению статьи. Выводы обязательно вытекают из вводной части и не могут содержать тезисы, противоположные тому, что было сказано в начале.

Проверив научную статью, можно начать готовить ее к публикации. Именно после этого вашу работу можно включить в портфолио, и она получит возможность быть по достоинству оцененной научным сообществом. Если время поджимает, воспользуйтесь возможностью срочной публикации статьи за 1 день, которая позволит вам получить сертификат и выходные данные работы буквально за несколько часов, сразу после оплаты размещения материала.

В заключение. Краткая инструкция и советы по написанию статьи

Подводя итоги по нашей теме, можно обобщить весь материал и составить общую инструкцию, как написать статью воспитателю, учителю, педагогу:

  1. Выбрать подходящую тему для статьи, которая вам наиболее близка, где у вас есть большой опыт или различные исследования.
  2. Продумать четкую структуру статьи: заголовок, вступление, основную часть, заключение.
  3. Собрать материал, добавить результаты собственных исследований.
  4. Тезисно оформить основные мысли, подобрать к каждому тезису соответствующие примеры, факты, аргументы, добавить ссылки и цитаты источников.
  5. Окончательно сформировать итоговую версию статьи, обобщить материал и сделать выводы.
  6. Проверить работу на ошибки и подать материал в издание, которое предлагает опубликовать статью для аттестации педагога, учителя или воспитателя.

Если готовая статья будет обладать актуальностью и авторской новизной, нести научную и методическую ценность, то станет хорошим вкладом в ваше портфолио воспитателя или педагога и поможет достичь любой цели, будь то прохождение аттестации, победа в конкурсе или получение гранта.

Чтобы сделать материал еще лучше, стоит абстрагироваться от него, сделать перерыв и затем повторно изучить статью, представив, что ее писал другой человек. Интересно ли читать работу? Не вызывает ли какой-то факт сомнений? Нет ли тавтологии, жаргонизмов или неподтвержденных фактов? Остается исправить обнаруженные недочеты, и тогда научная статья полностью готова к публикации в выбранном вами издании.