Опыт войн показывает, что надежное управление всегда было одним из основных факторов достижения победы в бою и операции. Чем сложнее становилась структура и техническое оснащение войск, условия, формы и способы ведения боевых действий, тем более высокие требования предъявлялись к системам военного управления. Полная реализация современных требований к управлению и составляет главную проблему. Главное же требование к управлению - обеспечить полное использование потенциальных возможностей управляемых войск, сил и средств в интересах успешного и своевременного выполнения поставленных перед ними задач, как в мирное, так и в военное время. Выполнение этого требования возможно через выполнение частных требований, которые составляют проблемные вопросы. Частные требования можно разделить на требования к системам управления, как его материальной базе и к управлению войсками как к целенаправленной деятельности органов управления [1].
Эти требования выражены в следующем:
- Система управления должна быть: в постоянной готовности к функционированию, устойчивой и скрытной;
- Управление войсками должно быть: качественным, непрерывным и оперативным.
Так как организационно-техническую основу управления составляет система управления, рассмотрим пути ее совершенствования по составляющим ее элементам:
- совершенствование организационно-штатных структур органов управления техническим обеспечением;
- совершенствование состава и структур пунктов управления;
- организация рациональной связи и автоматизированного управления.
Несомненно, что для работы в этих направлениях необходимо четко видеть существующие недостатки. Опыт боевых действий, оперативной и боевой подготовки показывают, что существующие органы управления обеспечивают руководство войсками в основном в мирное время, однако не в полной мере соответствуют объему и характеру возлагаемых на них задач в военное время.
Для большинства органов управления характерна существенная перестройка их структуры при переходе на боевой режим работы. При этом происходит перераспределение личного состава по структурным подразделениям, его частичное переподчинение и изменение функциональных обязанностей.
Это обусловливает необходимость проведения слаживания органов управления в условиях дефицита времени. Кроме того, при действиях войск по ликвидации вооруженных конфликтов требуется создание органов управления войсками различных ведомств. Все это не обеспечивает опережающей готовности органов управления по отношению к боевой готовности войск. Различия в организационно-штатных структурах органов управления мирного и военного времени отрицательно скажутся на управлении войсками при переводе их на военное положение и особенно в начале войны. Следовательно, основное направление совершенствования органов управления – создание штатных органов для подготовки войск и руководства ими в ходе боя.
Это, прежде всего: штатные органы планирования и управления огневым поражением противника, оперативной (тактической) маскировки, информации и другие. В основе определения численности органов управления и их структурных подразделений главным показателем является тот объем управленческих задач, который данный орган может выполнить данным составом в определенный промежуток времени [2].
Здесь следует уточнить функциональные обязанности с целью исключения дублирования одной и той же работы, повышать производительность труда за счет совершенствования средств управления и методов работы. Важным фактором, влияющим на численность органов управления, являются нормы управляемости должностных лиц (количество подчиненных, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель в определенных условиях).
Практика показывает, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция увеличения численности личного состава подразделений обеспечения пунктов управления. Это происходит, в большей степени, за счет инженерно-технического состава, обслуживающего системы связи к автоматизации управления.
Вместе с тем уже в настоящее время целесообразно начать поэтапный плановый перевод органов управления на унифицированные организационно-штатные структуры с ориентацией на последующий переход к мобильным пунктам управления, территориально-комплексной системе обеспечения и обслуживания органов управления с базированием на распределенную вычислительную сеть и автоматизированную сеть связи.
Мировой опыт развития средств управления показывает, что наиболее перспективным является путь перестройки управления войсками на качественно новой технической основе, главным образом, за счет автоматизации и роботизации наиболее важных и трудоемких процессов.
Принципы управления подразделениями – это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности командования и других органов управления на всех уровнях по руководству подразделениями. Принципы, как и законы управления, носят исторический характер. Они не вечны и изменяются в соответствии с изменениями условий и характера ведения боевых действий [3, с. 138-143].
В зависимости от этого некоторые принципы наполняются новым содержанием или теряют свое значение, другие приходят им на смену. Так, в настоящее время полностью потерял свое значение принцип партийности управления. По-видимому, требуется уточнение принципа «централизации управления», с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач. Рассмотрим, как этот принцип реализуется в настоящее время.
Как известно, боевые задачи войскам ставятся сверху вниз по подчиненности. Получив боевую задачу, командир, согласно требованиям наших уставных документов, обязан принять решение о способах выполнения боевой задачи и доложить его своему начальнику и только после утверждения решения он может поставить задачи своим подчиненным. Так происходит в каждой командной инстанции.
Подобный порядок значительно удлиняет цикл управления, что в условиях ведения мобильных боевых действий, во-первых, снижает оперативность управления, а во-вторых, как бы снимает ответственность с командира, ведь решение утверждено старшим начальником, т. е. происходит нарушение принципов «предоставления подчиненным инициативы...» и «…ответственности за правильное применение подчиненных войск».
Еще большее увеличение цикла управления происходит при планировании боевых действий устаревшими методами. В результате такая организация работы по планированию занимает очень много времени и зачастую не соответствует меняющейся обстановке. Весьма перспективным здесь является переход к зональному принципу планирования и осуществления технического обеспечения. Суть которого заключается в назначении подчиненным зон и объектов ответственности за соответствующее подразделение.
Такой принцип позволит применять метод встречного планирования технического обеспечения, т. е. подчиненные инстанции смогут приступить к планированию в своей зоне, не дожидаясь окончания планирования в вышестоящей инстанции. Это, несомненно, позволит повысить оперативность управления, а значит и его эффективность [3, с. 138-143].
По мнению многих исследователей, наряду с методами последовательной и параллельной работы, весьма перспективным является метод совместной работы по выработке замысла операции (боя). Этот метод предполагает участие подчиненных командиров в выработке замысла. Такой метод широко использовался нашими полководцами А. В. Суворовым, М. И. Кутузовым и другими, когда замысел сражения вырабатывался на военном совете с участием командиров корпусов, дивизий, бригад.
При современных и перспективных средствах управления такой метод возможен без непосредственного вызова подчиненных командиров на КП старшего начальника, и обеспечит четкое понимание всеми подчиненными командирами замысла своего начальника, место и роль своего соединения (части, подразделения) в операции (бою), облегчит поддержание взаимодействия. По-видимому, требуется уточнение принципа «плановости ведения боевых действий».
Научные исследования показывают, что для осуществления эффективного управления подразделениями в современных условиях необходимо время на информационную деятельность органов управления сократить до 15–20% и высвободить время для творческой и организаторской деятельности до 80–85%. Добиться этого невозможно без внедрения в методы и содержание работы органов управления новых информационных технологий.
Именно решение вышеназванных проблемных вопросов будет способствовать обеспечению высокой эффективности управления техническим обеспечением, и добиться превосходства в управлении перед потенциальными противниками.