Главная
АИ #45 (227)
Статьи журнала АИ #45 (227)
Способы повышения эффективности технического обеспечения войск национальной гвар...

Способы повышения эффективности технического обеспечения войск национальной гвардии

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

управление техническим обеспечением
органы управления
пункты управления
оптимизация системы управления
методы работы
проблемные вопросы управления
организационно-штатная структура

Аннотация статьи

В статье рассмотрены существующие проблемы системы управления техническим обеспечением войск национальной гвардии, рассмотрен опыт прошлых поколений, сформулированы варианты и способы повышения эффективности действующей системы.

Текст статьи

Опыт войн показывает, что надежное управление всегда было одним из основных факторов достижения победы в бою и операции. Чем сложнее становилась структура и техническое оснащение войск, условия, формы и способы ведения боевых действий, тем более высокие требования предъявлялись к системам военного управления. Полная реализация современных требований к управлению и составляет главную проблему. Главное же требование к управлению - обеспечить полное использование потенциальных возможностей управляемых войск, сил и средств в интересах успешного и своевременного выполнения поставленных перед ними задач, как в мирное, так и в военное время. Выполнение этого требования возможно через выполнение частных требований, которые составляют проблемные вопросы. Частные требования можно разделить на требования к системам управления, как его материальной базе и к управлению войсками как к целенаправленной деятельности органов управления [1].

Эти требования выражены в следующем:

  1. Система управления должна быть: в постоянной готовности к функционированию, устойчивой и скрытной;
  2. Управление войсками должно быть: качественным, непрерывным и оперативным.

Так как организационно-техническую основу управления составляет система управления, рассмотрим пути ее совершенствования по составляющим ее элементам:

  • совершенствование организационно-штатных структур органов управления техническим обеспечением;
  • совершенствование состава и структур пунктов управления;
  • организация рациональной связи и автоматизированного управления.

Несомненно, что для работы в этих направлениях необходимо четко видеть существующие недостатки. Опыт боевых действий, оперативной и боевой подготовки показывают, что существующие органы управления обеспечивают руководство войсками в основном в мирное время, однако не в полной мере соответствуют объему и характеру возлагаемых на них задач в военное время.

Для большинства органов управления характерна существенная перестройка их структуры при переходе на боевой режим работы. При этом происходит перераспределение личного состава по структурным подразделениям, его частичное переподчинение и изменение функциональных обязанностей.

Это обусловливает необходимость проведения слаживания органов управления в условиях дефицита времени. Кроме того, при действиях войск по ликвидации вооруженных конфликтов требуется создание органов управления войсками различных ведомств. Все это не обеспечивает опережающей готовности органов управления по отношению к боевой готовности войск. Различия в организационно-штатных структурах органов управления мирного и военного времени отрицательно скажутся на управлении войсками при переводе их на военное положение и особенно в начале войны. Следовательно, основное направление совершенствования органов управления – создание штатных органов для подготовки войск и руководства ими в ходе боя.

Это, прежде всего: штатные органы планирования и управления огневым поражением противника, оперативной (тактической) маскировки, информации и другие. В основе определения численности органов управления и их структурных подразделений главным показателем является тот объем управленческих задач, который данный орган может выполнить данным составом в определенный промежуток времени [2].

Здесь следует уточнить функциональные обязанности с целью исключения дублирования одной и той же работы, повышать производительность труда за счет совершенствования средств управления и методов работы. Важным фактором, влияющим на численность органов управления, являются нормы управляемости должностных лиц (количество подчиненных, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель в определенных условиях).

Практика показывает, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция увеличения численности личного состава подразделений обеспечения пунктов управления. Это происходит, в большей степени, за счет инженерно-технического состава, обслуживающего системы связи к автоматизации управления.

Вместе с тем уже в настоящее время целесообразно начать поэтапный плановый перевод органов управления на унифицированные организационно-штатные структуры с ориентацией на последующий переход к мобильным пунктам управления, территориально-комплексной системе обеспечения и обслуживания органов управления с базированием на распределенную вычислительную сеть и автоматизированную сеть связи.

Мировой опыт развития средств управления показывает, что наиболее перспективным является путь перестройки управления войсками на качественно новой технической основе, главным образом, за счет автоматизации и роботизации наиболее важных и трудоемких процессов.

Принципы управления подразделениями – это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности командования и других органов управления на всех уровнях по руководству подразделениями. Принципы, как и законы управления, носят исторический характер. Они не вечны и изменяются в соответствии с изменениями условий и характера ведения боевых действий [3, с. 138-143].

В зависимости от этого некоторые принципы наполняются новым содержанием или теряют свое значение, другие приходят им на смену. Так, в настоящее время полностью потерял свое значение принцип партийности управления. По-видимому, требуется уточнение принципа «централизации управления», с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач. Рассмотрим, как этот принцип реализуется в настоящее время.

Как известно, боевые задачи войскам ставятся сверху вниз по подчиненности. Получив боевую задачу, командир, согласно требованиям наших уставных документов, обязан принять решение о способах выполнения боевой задачи и доложить его своему начальнику и только после утверждения решения он может поставить задачи своим подчиненным. Так происходит в каждой командной инстанции.

Подобный порядок значительно удлиняет цикл управления, что в условиях ведения мобильных боевых действий, во-первых, снижает оперативность управления, а во-вторых, как бы снимает ответственность с командира, ведь решение утверждено старшим начальником, т. е. происходит нарушение принципов «предоставления подчиненным инициативы...» и «…ответственности за правильное применение подчиненных войск».

Еще большее увеличение цикла управления происходит при планировании боевых действий устаревшими методами. В результате такая организация работы по планированию занимает очень много времени и зачастую не соответствует меняющейся обстановке. Весьма перспективным здесь является переход к зональному принципу планирования и осуществления технического обеспечения. Суть которого заключается в назначении подчиненным зон и объектов ответственности за соответствующее подразделение.

Такой принцип позволит применять метод встречного планирования технического обеспечения, т. е. подчиненные инстанции смогут приступить к планированию в своей зоне, не дожидаясь окончания планирования в вышестоящей инстанции. Это, несомненно, позволит повысить оперативность управления, а значит и его эффективность [3, с. 138-143].

По мнению многих исследователей, наряду с методами последовательной и параллельной работы, весьма перспективным является метод совместной работы по выработке замысла операции (боя). Этот метод предполагает участие подчиненных командиров в выработке замысла. Такой метод широко использовался нашими полководцами А. В. Суворовым, М. И. Кутузовым и другими, когда замысел сражения вырабатывался на военном совете с участием командиров корпусов, дивизий, бригад.

При современных и перспективных средствах управления такой метод возможен без непосредственного вызова подчиненных командиров на КП старшего начальника, и обеспечит четкое понимание всеми подчиненными командирами замысла своего начальника, место и роль своего соединения (части, подразделения) в операции (бою), облегчит поддержание взаимодействия. По-видимому, требуется уточнение принципа «плановости ведения боевых действий».

Научные исследования показывают, что для осуществления эффективного управления подразделениями в современных условиях необходимо время на информационную деятельность органов управления сократить до 15–20% и высвободить время для творческой и организаторской деятельности до 80–85%. Добиться этого невозможно без внедрения в методы и содержание работы органов управления новых информационных технологий.

Именно решение вышеназванных проблемных вопросов будет способствовать обеспечению высокой эффективности управления техническим обеспечением, и добиться превосходства в управлении перед потенциальными противниками.

Список литературы

  1. Дзябко В.В. Основные направления совершенствования технического обеспечения внутренних войск МВД России привлекаемых для выполнения задач территориальной обороны. – Сборник № 32 – М.: ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ», 2010.
  2. Кикнадзе В.Г. Спецоперация. Украинский фронт войны против России / В.Г. Кикнадзе. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Прометей», 2023. – 504с.
  3. Захаров М.Ю. Тактика действий войск национальной гвардии, подготовка направления развития / М.Ю. Захаров, А.Р. Пыдер, А.П. Архипов // Актуальные вопросы перспективных направлений применения вооружения, военной и специальной техники. – Санкт-Петербург: ООО «Медиапиар», 2019. – С. 138-143. EDN; TRAWSH.

Поделиться

173

Селезнев А. А., Вяткин В. В., Селюк Д. В. Способы повышения эффективности технического обеспечения войск национальной гвардии // Актуальные исследования. 2024. №45 (227). Ч.I.С. 11-14. URL: https://apni.ru/article/10414-sposoby-povysheniya-effektivnosti-tehnicheskogo-obespecheniya-vojsk-nacionalnoj-gvardii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января