Главная
АИ #50 (232)
Статьи журнала АИ #50 (232)
Теоретические основы формирования умения составлять устное высказывание у детей ...

Теоретические основы формирования умения составлять устное высказывание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

монологическая речь
пересказ
рассказ
речемыслительная деятельность

Аннотация статьи

В статье освещены исследования ученых о формировании связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Текст статьи

Связное монологическое высказывание (или монологическая речь) является предметом изучения разных наук – лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, обшей и специальной методики.

Л. П. Якубинский впервые выделил монологическое высказывание как длительную форму воздействия на слушателя. Автор обращает внимание на то, что для связного монологического высказывание характерна длительность говорения, связность, отсутствие диалога, наличие внутреннего плана говорения. [9].

Л. С. Выготский характеризует монологическую речь как высшую форму речи, которая возникла позднее, чем диалогическая речь [2].

Исследователи дают определение монологу, как речь одного лица. Также монолог более трудный для детей вид речи по сравнению с ситуативной речью. Ведь он опирается на мышление, требует хорошей памяти, более напряженного внимания, чем диалог [1].

С. Л. Рубинштейн отмечает, что спонтанно монологическое высказывание не формируется, идёт постепенный переходит от диалогического высказывания к монологическому. С. Л. Рубинштейн говорит о том, что уже в дошкольном возрасте детей необходимо специально обучать основным видам связному контекстному высказыванию – описанию, объяснению, рассказу [8].

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устного монологического высказывания: пересказом и рассказом (в элементарной форме).

Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения, рассказа из личного опыта. Детям пересказ даётся более легко. Ведь говорящий излагает готовую речевой образец. При пересказе нужно научить детей осмысливать текст, сохранять основную лексику автора, проявлять эмпатию к героям [7].

Рассказ – самостоятельно составленное высказывание о каком-либо событии. Это более сложная речевая деятельность, чем пересказ. Ребенок должен самостоятельно, опираясь на заданную тему, определить содержание высказывания, выбрать речевой план повествования.

Существую следующие формы рассказа: описательные и сюжетные.

Описательный рассказ – это повествование о каком-либо предмете или явлении с изложением характерных для него признаков. В описательных рассказах много точных определений, обстоятельств, лаконичности. Желательно, чтобы в них присутствовали элементы образности. Описательные рассказы бывают сравнительными и объяснительными.

В сюжетном (повествовательном) рассказе происходит передача событий, происходящих с каким-нибудь героем в определенной временной последовательности. У дошкольников формируют представление о структуре таких рассказов: в начале (экспозиция) представляется герой, может даваться описание его внешности, затем излагается первое событие (завязка). Далее сюжет развивается, устанавливается причинно-следственная связь между двумя-тремя эпизодами, после чего следует окончание (развязка) [7].

Н. И. Жинкин выделяет в текстовом сообщении два плана: план содержания (внутренний, мыслительный план) и план выражения (внешний, языковой план). Он выделяет два пласта в содержательной стороне рассказа – систему предметных (денотатных) обозначений, т. е. осознание того, о чем будет идти речь, и систему предикатов, т. е. осознание того, что будет сообщаться об отношениях реальных предметов действительности [4].

Н. И. Жинкин говорит о том, что формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого сообщения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода.

Таким образом, первоначально содержание связного речевого сообщения предстает во внутренней речи в виде системы чувственных образов, которые в дальнейшем оформляются языковыми знаками.

Также Н. И. Жинкин говорит о том, что систему предметно-смысловых отношений можно представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения целого рассказа, а сам процесс выстраивания графического плана можно рассматривать как модель превращения определенного замысла в линейную последовательность предложений. Графический план в этом случае будет являться аналогом внутренней смысловой программы связного сообщения. Для того чтобы рассказ получился, необходимо, чтобы внутренний план обладал смысловой цельностью. Цельность, в свою очередь, вытекает из замысла. Замысел, появляясь первоначально в виде «смутной» догадки о содержании, очень быстро трансформируется в некое интеллектуальное действие, осуществляющее прогнозирующее согласование начала и конца будущего речевого высказывания [4].

Данные законы явились базовыми для типологии текстов и их подразделения на тексты цепной и параллельной организации. В текстах цепной организации мысль каждого последующего предложения вытекает из мысли предыдущего предложения. Смысловая связь в таком тексте обеспечивается тем, что в двух соседних предложениях говорится об одном и том же предмете, а развитие мысли осуществляется или за счет появления новых предметов речи, или за счет предикатов, т. е. того нового, что сообщается о новом предмете. Таким образом, разрозненные предложения превращаются в единое цельное сообщение. В текстах параллельной структуры вес предложения объединяются их смысловой направленностью на описание одного предмета сообщения. Такой предмет характеризуется с разных сторон [3].

«Текст монологической речи» впервые был введён А. А. Леонтьевым. Данный термин возник на основе соединения двух понятий: «монолог» и «текст», Его основными характеристиками являются цельность и связность [5, 6]. Категория цельности – это внутренний, смысловой план текста, а категория связности – внешний, языковой план. Цельность по мнению А. А. Леонтьева имеет большое значение, т. к её нарушение способствует плохому восприятию, пониманию и воспроизведению текста. Автор, давая характеристику цельного текста, указывает на сохранение его смыслового единства. Категория связности характеризует внешний план и проявляется в семантической и грамматической зависимости предложений, порядке слов в предложениях, интонационном оформлении, особой системе паузирования, соотнесённости предложений по длительности звучания [5, 6].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что устное монологическое высказывание на современном этапе развития науки рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение, которое выступает в единстве двух планов – внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового, его характеристиками являются цельность и связность. Монологическое высказывание более сложное, чем диалогическое, спонтанно не формируется, есть необходимость специального обучения основным видам устного монологического высказывания.

Список литературы

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Под ред. В.В. Давыдова / Собр. Соч. Т. 2. – М., 1982.
  3. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Под ред. В.В. Давыдова / Собр. Соч. Т. 2. – М., 1982.
  4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
  5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: СП. 2003.
  6. Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста // лингвистика текста.
  7. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд. испр. – М.: Просвещение, 1979.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – Т. 1.
  9. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь / Под редакцией Л.В. Щербы // Издание фонетического института практического изучения языков. – Т. 1. Пг. – 1923.

Поделиться

83

Золотухина Л. И., Воронкова Н. И., Заренок Т. В., Аршинцева Т. П. Теоретические основы формирования умения составлять устное высказывание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2024. №50 (232). URL: https://apni.ru/article/10751-teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-umeniya-sostavlyat-ustnoe-vyskazyvanie-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshim-nedorazvitiem-rechi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января