Современный социум трудно представить без конфликтов. Они являются необходимым атрибутом развития общества на протяжении всей его истории. В настоящее время конфликтные ситуации возникают практически во всех видах общественных отношений, что автоматически вызывает интерес к их изучению различными науками.
Для нас представляют интерес супружеские конфликты, которые разрешаются в юрисдикционном порядке (административный, судебный и др.). Известно, что в 2023 году на рассмотрение судов поступило 663 600 дел, возникающих из супружеских правоотношений. К сожалению, приведенные данные показывают, что в текущей ситуации институт брака постепенно разрушается, увеличивается количество его расторжений, споров о детях, разделе совместного имущества супругов и т. д. Подобная ситуация ставит множество вопросов перед психологами, социологами, юристами и др. Представителей указанных наук интересуют причины, динамика, структура конфликтов, способы и средства их разрешения и др.
На сегодняшний день в качестве общепризнанного средства выступает процедура урегулирования спора с участием посредника (процедура медиации). Одним из ее преимуществ является то, что в ходе ее проведения стороны конфликта пытаются с помощью третьей стороны разрешить конфликт, договориться. В то же время, в большинстве споров, разрешенных судами, практически всегда будет оставаться сторона, остающаяся недовольной судебным решением, вынесенным не в ее пользу. Это говорит о том, что вынесение судебного решения не прекращает супружеский конфликт, а всего лишь разрешает правовой спор, возникший между сторонами.
Целью является изучение медиации как фактора разрешения супружеских конфликтов.
Объектом исследования выступает супружеский конфликт.
Предмет исследования – медиация как фактор разрешения супружеских конфликтов.
В качестве гипотезы в нашей работе выступает предположение о том, что в процессе медиации происходят изменения в субъективных элементах структуры супружеского конфликта, а именно: снижается конфликтность в супружеских отношениях и повышается доверительность в отношениях супругов.
Для проверки указанной гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, где сбор данных осуществлялся с помощью метода стандартизированного самоотчета. Он был реализован тест-опросником «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской. Данный тест-опросник применялся для выявления уровня конфликтности в паре [1].
Кроме того, нами был использован тест-опросник «Особенности общения между супругами» указанных авторов [1]. Он был применен для оценки доверительности в общении между супругами.
С помощью тест-опросника «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» нам удалось установить, что поведение двадцати пяти супружеских пар, находящихся в состоянии конфликта и еще не участвовавших в процедуре медиации, имеет пассивный характер в условиях семейного конфликта. При этом у 82% от общего количества испытуемых проявляются «негативные» реакции в конфликтных ситуациях, у 8% – «позитивные», у 10% – «нейтральные».
После проведения сеанса медиации супругам также было предложено ответить на вопросы вышеуказанного тест-опросника. Поведение всех испытуемых в условиях семейного конфликта осталось пассивным, однако теперь «негативные» реакции в конфликтных ситуациях стали проявляться у 60% испытуемых, «позитивные» – у 16%, «нейтральные» – у 24%. Для проверки предположения о снижении конфликтности в супружеских отношениях в ходе процедуры медиации нами был использован критерий Манна-Уитни. При использовании данного критерия были получены следующие результаты:
Uэмп. = 860.
Критические значения составляют 1032 и 932 при уровне значимости 5% (р ≤ 0,05) и при уровне значимости 1% (р ≤ 0,01) соответственно.
Исходя из этого, поскольку эмпирическое значение U находится в зоне значимости, можно сделать вывод о наличии статистически значимых различий в общем индексе конфликтности супругов до и после прохождения процедуры медиации.
При помощи тест-опросника «Особенности общения между супругами» нами было проверено предположение о повышении параметра «Доверительность в отношениях супругов» в ходе процедуры медиации. При этом данный параметр предполагает оценку супругами как себя, так и своего оппонента.
Для проверки предположения о повышении указанного параметра нами также был использован критерий Манна-Уитни. При его использовании для оценки супругами самих себя были получены следующие результаты:
Uэмп. = 566,5.
Критические значения составляют 1010 и 912 при уровне значимости 5% (р ≤ 0,05) и при уровне значимости 1% (р ≤ 0,01) соответственно.
Исходя из этого, поскольку эмпирическое значение U находится в зоне значимости, можно сделать вывод о наличии статистически значимых различий в параметре «Доверительность в отношениях супругов (оценка себя)» до и после прохождения процедуры медиации.
При использовании критерия Манна-Уитни для оценки супругами своих оппонентов нами были получены следующие результаты:
Uэмп. = 748.
Критические значения составляют 1010 и 912 при уровне значимости 5% (р ≤ 0,05) и при уровне значимости 1% (р ≤ 0,01) соответственно.
Исходя из этого, поскольку эмпирическое значение U находится в зоне значимости, можно сделать вывод о наличии статистически значимых различий в параметре «Доверительность в отношениях супругов (оценка супруга)» до и после процедуры медиации.
Таким образом, из приведенных результатов эмпирического исследования можно увидеть, что в большинстве случаев конфликтующие супруги выходят из процедуры медиации с более низким общим индексом конфликтности и в то же время более высоким показателем доверительности. Как нам кажется, это может говорить о том, что процедура медиации имеет свое положительное влияние на общий индекс конфликтности супругов и их доверительность, что подтверждается результатами проведенного эмпирического исследования.