Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – неотъемлемая часть становления специалиста, независимо от вида деятельности, предполагаемой должности и т. д. По мнению Пономаревой В. В., ППФП – это система специальной физической подготовки, формирующая прикладные знания, физические, психические и специальные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности человека [1].
Использование профессионально-прикладной физической подготовки предполагает решение следующих задач:
- Формирование необходимых прикладных знаний.
- Освоение прикладных умений и навыков.
- Воспитание прикладных физических качеств.
Иными словами, будущий специалист должен владеть необходимыми знаниями, а также специальными физическими качествами, запускающими процесс адаптации в трудовой среде. Помимо этого, должный уровень физической подготовленности способствует снижению влияния негативных факторов, существующих в той или иной профессиональной деятельности, что впоследствии дает высокую работоспособность [2].
На сегодняшний день существует огромное количество профессий, требующих высокой концентрации внимания, длительного умственного напряжения, при этом сопровождающаяся малой двигательной активностью. Подобная работа негативно влияет на качество жизни, а также несет определенные риски для здоровья трудящегося. К сожалению, многие студенты, получившие образование, являются физически не готовыми выполнять трудовые обязанности, даже не требующих больших физических усилий. Исходя из этого, можно выделить ряд проблем профессионально-прикладной физической подготовки студентов:
- Недостаточный уровень осведомленности о ППФП, ее влиянии на профессиональную деятельность.
- Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой.
- Низкий уровень теоретических и практических знаний о средствах и методах ППФП.
Физическая культура обладает колоссальными возможностями, позволяющими подготовить все системы организма к различным трудовым условиям, связанным с высокой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, нервную систему. Будущий специалист должен понимать значимость профессионально-прикладной физической культуры, а также владеть необходимыми средствами и методами, присущими его профессиональной деятельности. Каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, а также свой перечень прикладных знаний и навыков [3].
ППФП должна закладывать определенную базу знаний, связанных с выбранной профессией, которая включает в себя основные и вспомогательные трудовые действия, рабочую позу, направленность физической и психофизической нагрузки и т. д. Необходимо сказать, что ВУЗ готовит неоднородный контингент специалистов, профессии диктуют специфические требования к выполнению той или иной трудовой деятельности, следовательно, это приводит к невозможности использования одной модели подготовки.
Таким образом, суть актуальных и перспективных задач ППФП для студентов ВУЗов заключается в:
- формировании и усовершенствовании двигательных навыков и физкультурно-теоретических знаний, которые помогают студенту овладеть будущей профессией;
- повышении уровня устойчивости организма к воздействию различных факторов (инфекций, ядов, загрязнений, паразитов и т. п.);
- повышении сопротивляемости организма к воздействию окружающей обстановки и неблагоприятных условий труда;
- сохранении и укрепления здоровья, профилактике заболеваний.
Конечно, данные задачи необходимо конкретизировать в соответствии с направлением и особенностями будущей профессии студента. Но профессионально-прикладная физическая подготовка играет первостепенную роль в реализации общей физической подготовки начинающего специалиста.
В выборе профессионально-прикладной подготовки для студентов стоит отмечать типовые показатели будущей профессии. Прежде всего следует акцентировать внимание на следующие факторы: вид деятельности, форма организации труда, орудия труда, условия, в которых осуществляется рабочая деятельность. Условия могут быть различные, и все они требуют определенного уровня развития профессиональных и прикладных навыков, физических и психологических качеств:
- Работа, при которой человек долгое время находится в одной позе, требует от работника статической выносливости мышц, повышенную концентрацию внимания и устойчивость к гиподинамии.
- Работа на отрытых пространствах (с высокими и низкими температурами, давлением и резкими колебаниями) требует от специалиста повышенного уровня выносливости, устойчивости к атмосферным изменениям, здоровой и хорошо функционирующей сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и мышечной системы.
- Работа на высоте и на ограниченной опоре требует хорошо развитого чувства равновесия, хорошо функционирующего вестибулярного аппарата.
Итак, в настоящее время в ВУЗах, техникумах, лицеях и прочих образовательных учреждениях России существуют различные формы реализации ППФП в системе физкультурного воспитания студентов. Их можно разделить на несколько групп [2]:
- обязательные и факультативные учебные занятия;
- самостоятельные занятия физкультурой с отдельными спортивными направленностями;
- массовые оздоровительные, спортивные мероприятия.
Каждая группа имеет один или несколько путей реализации ППФП [3]. Они применяются выборочно в учебных заведениях. Самостоятельная подготовка студентов в свободное от учебы время также имеет несколько видов. Это могут быть и занятия прикладными видами спорта в секциях и кружках под руководством наставников, и пребывание в оздоровительно-спортивном лагере, и учебная практика.
Для эффективной профессионально-прикладной подготовки начинающих специалистов осуществляется комплексный подбор средств подготовки, которые помогут студентам освоить необходимые умения и качества, соответствующие задачам их будущей профессии. Учебный план ППФП составляется отдельно для каждого ВУЗа и направления. В плане учитываются особенности факультета, специфика профессии, состояние здоровья обучающихся.
Таким образом, одним из способов решения проблем, связанных с профессионально-прикладной физической подготовкой, является создание программы, которая в полной мере отражает специфические особенности профессиональной деятельности в совокупности с учебно-методическими рекомендациями.