Главная
АИ #21 (256)
Статьи журнала АИ #21 (256)
Психологические особенности подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста

Рубрика

Психология

Ключевые слова

подростковый возраст
психология подростка
подростковый комплекс
идентичность
социализация
эмоциональная неустойчивость
ведущая деятельность
переходный период
рефлексия
девиантное поведение

Аннотация статьи

В статье рассматриваются ключевые психологические особенности подросткового возраста, обусловленные физиологическими, когнитивными и эмоциональными изменениями, а также трансформацией социальных взаимодействий.

Текст статьи

Психологические возрастные особенности подростка включают физиологические, когнитивные и эмоциональные изменения, а также особенности социальных взаимоотношений. Этот период согласно Д. Б. Эльконину, характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями от детского организма к взрослому, что влияет на поведение и восприятие мира.

Основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Половое созревание определяет границы этого периода.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой? Вот его проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
  • крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих;
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11–13 лет, у девочек – 13–15 лет.

Для психики подростков характерна полярность:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность;
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в понимании, именно он является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

Переходный возраст приводит к временной дестабилизации защитных сил организма, что снижает сопротивляемость к вредным воздействиям. Могут отмечаться и функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем: повышение артериального давления, нарушение ритма сердечной деятельности, нейровегетативная неустойчивость.

Ключ к пониманию психологических перемен подростка – в смене интересов, в возникновении у него новых социальных потребностей, в отказе от увлечений и стремлений детства. То, что вчера привлекало, становится сегодня неинтересным. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Подростки стараются выделиться оригинальностью своих занятий, возвыситься в глазах окружающих. Им свойственны и лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовать, руководить сверстниками. К сожалению, в настоящее время некоторые увлечения подростков становятся вредными для их возраста: долгое времяпровождение за экранами компьютера или игровых автоматов может привести к психической депрессии подростка. Такое времяпрепровождение трудно назвать увлечением, но оно очень характерно для большей части подростков. Именно с этим связаны основные проблемы, возникающие в этом возрасте, плавно переходящие в девиантное поведение: азартные игры, противоправное поведение, ранний алкоголизм, токсикомания, наркомания, бродяжничество.

Потеряв прежние интересы и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими его людьми и может ощущать себя очень одиноким. Л. Толстой назвал этот период «пустыней одиночества».

Именно в этот период у подростков появляется критическое отношение к прежним авторитетам, и первой жертвой становятся самые близкие люди – родители. Не каждый подросток приходит к полному отрицанию родителей, но с детским преклонением перед ними расстается практически любой из них. Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В сочетании со сменой интересов это может привести к снижению учебной успеваемости.

Подросткам свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Временами подросток ищет уединения, ему необходимо как-то осмыслить происходящее. Естественно некоторое отчуждение по отношению к родным и усиление тяги к сверстникам. Если в такие периоды настойчиво вызывать подростка на откровенность, то можно встретить враждебность, за которой скрывается подавленность и уныние.

Подростки противоречивы. В семье они стремятся к своей независимости, праву поступать по-своему. А среди сверстников они соглашатели, проявляющие чрезмерную зависимость от чужого мнения. Но и родители не всегда последовательны. Возникает своеобразный парадокс: готовя ребенка ко взрослой жизни, мечтая о ней, родители не могут принять самостоятельность ребенка как раз тогда, когда зрелость приближается.

Половое развитие властно заявляет о себе и накладывает отпечаток на поведение подростка. Появляется интерес к противоположному полу, повышается внимание к своей внешности. Быстрый рост конечностей приводит к временной угловатости, неуклюжести движений. Подростки могут страдать от пониженной самооценки, придавать чрезмерное значение недостаткам своей внешности, становиться застенчивыми, домоседами.

Именно в этом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками, формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей. Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок. От этого возникают многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития. В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.

Поворот на себя происходит также в учёбе. Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.

Подростковый возраст в различных концепциях развития

Э. Эриксон в своей концепции выделяет подростковый возраст как ключевой в развитии эго - идентичности. По мнению автора, идентичность – это чувство непрерывной целостности, последовательности и уникальности собственной личности.

Молодые люди в период подросткового возраста осуществляют выбор в некоторых жизненных сферах: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, принятие определённой гендерной и социальной роли. Они активно ищут и экспериментируют, формируя некую целостность, которую Эриксон назвал «первой истинной идентичностью».

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что в жизни надо испытать все. А ведь ничего особенного (с точки зрения подростка) не произошло: она просто изменила мнение.

Ж. Пиаже. Согласно его концепции, в этот период окончательно формируется личность, строится программа жизни, для создания которой необходимо развитие гипотетико-дедуктивного мышления.

Л. С. Выготский. Основным содержанием подросткового периода развития считал переход к высшим психическим функциям, которые, по его мнению, «интеллектуализируются».

В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счёте позволит ему жить самостоятельно.

Именно в подростковом возрасте происходит самоопределение личности подростка, он начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни. В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и генетико–дедуктивное мышление, а также рефлексия.

Список литературы

  1. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебник / А.К. Болотова. – Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 528 с.
  2. Мандель Б.Р. Психология развития: Полный курс [Электронный ресурс]: иллюстрированное учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 743 с.: ил. – Библиогр.: С. 716-721.
  3. Носкова Н.В. Психология возрастного развития человека [Электронный ресурс]: курс лекций / Н.В. Носкова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Алтайский филиал. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 291 с.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Ч. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста [Электронный ресурс]: практическое пособие / Е.И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 412 с.

Поделиться

270

Рамонова Л. М. Психологические особенности подросткового возраста // Актуальные исследования. 2025. №21 (256). URL: https://apni.ru/article/12147-psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#22 (257)

Прием материалов

31 мая - 6 июня

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

11 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

25 июня