Главная
АИ #21 (256)
Статьи журнала АИ #21 (256)
Конституционно-правовые основы гражданского общества в России

Конституционно-правовые основы гражданского общества в России

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

конституционное право
гражданское общество
институты гражданского общества
правовое государство
общественная палата
некоммерческие организации

Аннотация статьи

Формирование гражданского общества является одной из приоритетных целей российских государственных программ и стратегий развития. Гражданское общество представляет собой важнейший элемент современного демократического государства, играя ключевую роль в обеспечении прав и свобод граждан, а также в формировании активной гражданской позиции. В условиях глобализации и стремительного развития информационных технологий, вопросы, касающиеся организации и функционирования гражданского общества, становятся особенно актуальными. В России, где исторически сложились свои уникальные традиции и подходы к взаимодействию между государством и обществом, конституционные начала, определяющие эти отношения, требуют глубокого анализа и осмысления. Настоящая статья посвящена анализу актуальных аспектов становления гражданского общества в России.

Текст статьи

В конституционно-правовой доктрине «гражданское общество» рассматривается как ключевой атрибут правового демократического государства, каким, согласно части 1 статьи 1 Конституции, является Российская Федерация [7]. Концепция гражданского общества, наряду с концепцией правового государства, органично связана с принципами народного суверенитета и народовластия. Реализация прав и защита интересов различных социальных групп и отдельных граждан осуществляется через общественные организации, религиозные объединения, политические партии и другие институты.

В тексте Конституции Российской Федерации термин «гражданское общество» встречается единожды, а именно в статье 114, где указывается, что Правительство РФ принимает меры по поддержке институтов гражданского общества, включая некоммерческие организации, и обеспечивает их участие в процессе разработки и реализации государственной политики [5, 7]. Дальнейшая конкретизация понятия «гражданское общество» в российском законодательстве отсутствует, что оставляет пространство для доктринальных интерпретаций.

Исторические корни категории «гражданское общество» уходят в философские изыскания древнегреческих мыслителей, таких как Аристотель, представивший концепцию политического сообщества в «Политике», и Платон, исследовавший идеальное устройство государства в «Государстве». Дальнейшая эволюция данной категории отражена в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса, Ф. Энгельса и других исследователей. Аристотель, в частности, акцентировал внимание на гражданском обществе как на сообществе, состоящем из равных и свободных индивидов.

В современной доктрине прослеживаются две ключевые тенденции в интерпретации гражданского общества. Во-первых, оно понимается не как экономическая или даже не как социологическая, а прежде всего, как политико-правовая категория, находящаяся в прямой связи с теорией демократии. Во-вторых, понятие гражданского общества используют не столько для описания реального положения дел в так называемых странах либеральной демократии, сколько для критики этого положения, то есть в качестве нормативного понятия [10, c. 53].

Гражданское общество определяется как совокупность негосударственных структур и институтов, обеспечивающих коммуникацию и взаимодействие в различных сферах жизни (политической, экономической, правовой, семейной, культурной, духовной) с целью удовлетворения потребностей человека [1, с. 7]. Оно предполагает наличие сознательных и активных граждан, руководствующихся, прежде всего, моральными принципами, а затем правовыми нормами. Высокоразвитое гражданское общество представляет собой объединение организованных граждан, действующих в рамках конкретного государства. Термин «гражданское общество» неразрывно связан с понятием государства, формируясь во взаимодействии человека и государства, по мнению Грудицыной Л. Ю. «гражданское общество – ...это часть государства в самом широком его смысле, а также часть системы общественно-политической организации государственной власти» [4, с. 125]. Следовательно, гражданское общество может существовать только в условиях правового демократического государства.

В рамках правового государства формируются различные объединения граждан, трансформирующиеся в институты гражданского общества. Эти институты, основанные на общности духовных, этических и экономических принципов, обеспечивают репрезентацию интересов граждан на национальном уровне. Институциональная структура гражданского общества характеризуется разнообразием форм, включая общественные организации социальной ориентации (клубы, институты, музеи, благотворительные фонды), объединения, специализирующиеся на охране правопорядка (частные охранные предприятия), и организации политической направленности (политические партии).

Наблюдается развитие институтов, смежных с самоуправлением, таких как самоорганизующиеся группы граждан по месту жительства, собрания граждан, дискуссионные площадки, советы старейшин и национально-патриотические объединения. Деятельность этих гражданских формирований выходит за рамки обсуждения локальных вопросов. Результатом такой самоорганизации становятся всевозможные , имеющие житейскую логику и здравый смысл [21, с. 123].

Гражданское общество представляет собой многоаспектный элемент в структуре государства, охватывающий широкий спектр институтов. Функционирование общественных объединений и некоммерческих организаций регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Глава 4 и соответствующим федеральным законодательством [3, 12, 14, 15, 16, 17, 18]. В Российской Федерации гражданское общество, гражданская ответственность и правовая культура находятся на этапе формирования, что обусловлено комплексом экономических, социальных и политических факторов [11].

Анализ перспектив гражданского общества в России в сопоставлении с зарубежным опытом требует осторожного подхода, учитывая уникальные траектории исторического становления каждой страны. Тем не менее стремление к развитию зрелых форм гражданского общества в Российской Федерации представляется очевидным. В этой связи государственная поддержка институтов гражданского общества приобретает особое значение.

Одним из инструментов, призванных укрепить общероссийскую гражданскую идентичность, выступает Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) [12]. Данная Стратегия ориентирована на укрепление единства и духовной общности многонационального народа России, основываясь на принципах демократии, федерализма, патриотизма и социальной справедливости, а также на уважении национального достоинства граждан (Статья 2 Конституции РФ).

Реализация Стратегии предполагает совместные усилия государства и общества в решении долгосрочных задач государственного строительства, экономического развития, социально-культурной модернизации, обеспечения национальной безопасности и укрепления позиций России на международной арене [8]. В качестве конкретных мер запланирована организация этнокультурных, молодежных и образовательных мероприятий, направленных на консолидацию общества и формирование гражданской идентичности.

Государственная поддержка развития гражданского общества также проявляется в предоставлении финансирования общественным организациям на конкурсной основе, что включает грантовую поддержку. Примером является система Президентских грантов, ориентированная на поддержку некоммерческих организаций, активно участвующих в развитии гражданских институтов и реализующих социально значимые проекты, а также проекты в области защиты прав и свобод человека [13].

Финансирование некоммерческого сектора поступает как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований, а также от крупных предприятий, включая благотворительные фонды, например, такие, как Благотворительный фонд «Татнефть» [6, 9]. Для упрощения поиска и распространения информации о грантах создаются агрегаторы, такие, как платформа, информационно-образовательный портал, онлайн-агрегатор грантов и конкурсов «Капитан грантов»[2].

Позитивные тенденции в государственной поддержке гражданского общества подтверждаются изменениями в финансировании некоммерческого сектора. В частности, на поддержку общественных организаций, выполняющих социальные функции, в 2022–2024 годах было выделено 2,9 млрд рублей [19]. Дополнительное финансирование некоммерческого сектора увеличилось на 1 млрд рублей по сравнению с ранее предусмотренным федеральным бюджетом.

В Государственной Думе Российской Федерации функционирует Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, осуществляющий деятельность по формированию и модернизации нормативно-правовой базы, направленной на обеспечение конституционных прав и свобод граждан РФ, а также поддержку функционирования институтов гражданского общества. Комитет активно разрабатывает законодательные инициативы, касающиеся поддержки некоммерческих организаций и стимулирования добровольческой деятельности [9].

Законодатель выделяет следующие ключевые характеристики гражданского общества: реализация права граждан на мирные собрания, митинги, демонстрации и пикетирования (статья 31 Конституции РФ); реализация права на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»); право на объединение в политические партии (Федеральный закон «О политических партиях») и профессиональные союзы (Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»); организация общественного контроля за деятельностью государственных органов (Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»); создание Общественной палаты РФ и общественных палат в субъектах РФ (Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации»). Комитет систематически работает над улучшением законодательного регулирования деятельности разнообразных институтов гражданского общества в России.

При анализе конституционно-правовых основ гражданского общества в Российской Федерации, ключевую роль играют Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов РФ, обеспечивающие его формирование и поддержку институтов. В соответствии с действующим законодательством [18], эти палаты обеспечивают взаимодействие граждан, общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и иных некоммерческих организаций с органами государственной власти различных уровней.

Целью такого взаимодействия является учет интересов граждан, защита их прав и свобод, а также прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики. Общественные палаты осуществляют общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти и содействуют реализации государственной политики в области прав человека, особенно в местах принудительного содержания.

Важным аспектом деятельности общественных палат является поддержка некоммерческого сектора посредством создания ресурсных центров, организации конкурсов и грантов, а также формирования площадок для общения и обмена опытом.

Наряду с общегосударственными и региональными мерами поддержки, необходимо учитывать роль благотворительных фондов (как частных, так и корпоративных), меценатства, спонсорства и филантропии. Самоорганизующиеся группы взаимопомощи также являются важными элементами гражданского общества. В заключение следует подчеркнуть, что развитие гражданского общества начинается с гражданских инициатив, а не только с государственной поддержки и финансирования (Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 1054-р) [20].

Список литературы

  1. Аракелян Э.Р. Место и роль права в современном гражданском обществе // Юридическая наука. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/mesto-i-rol-prava-v-sovremennomgrazhdanskom-obschestve (дата обращения: 08.05.2025).
  2. База данных о грантах и конкурсах // https://cptgrants.org/ (дата обращения: 10.05.2025).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ ред. от 22.07.2024) // Электронный ресурс // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  4. Грудцына Л.Ю. Вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и власти в современной России // Образование и право. 2015. № 7-8. С. 118.
  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина) // Электронный ресурс // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  6. Конкурсы//http://www.bf-tatneft.ru/ fond/, (дата обращения: 12.05.2025).
  7. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 03.05.2025).
  8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» // Электронный ресурс // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  9. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 21.02.2025) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Электронный ресурс // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  10. Пшенокова Е.А. О понятии гражданского общества // Символ науки. 2022. № 5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 12.05.2025).
  11. Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2019 № 2705-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года» // Электронный ресурс // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  12. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Электронный ресурс // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  13. Указ Президента РФ от 30.01.2019 № 30 (ред. от 20.05.2021) «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества» (вместе с «Положением о грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Электронный ресурс // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  14. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Электронный ресурс // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  15. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Электронный ресурс // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  16. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях) // Электронный ресурс // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  17. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»// Электронный ресурс// Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  18. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Электронный ресурс // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  19. Федеральный закон от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// pravo.gov.ru, (дата обращения: 05.05.2025).
  20. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025) // Электронный ресурс // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  21. Шайхуллин М.С. О правовых гарантиях взаимодействия муниципальной власти и институтов гражданского общества // Вестник ВЭГУ. 2016. № 4 (84). С. 123.

Поделиться

68

Клубкова А. П. Конституционно-правовые основы гражданского общества в России // Актуальные исследования. 2025. №21 (256). URL: https://apni.ru/article/12171-konstitucionno-pravovye-osnovy-grazhdanskogo-obshestva-v-rossii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (257)

Прием материалов

31 мая - 6 июня

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

11 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

25 июня