Введение
Скоростно-силовые способности являются ключевыми для успешной игровой деятельности в футболе, определяя эффективность таких действий, как ускорения, прыжки, удары и смена направления движения. Особую значимость эти качества приобретают в возрасте 12-13 лет, когда происходит активное физическое развитие подростков и формирование их спортивного мастерства. Современные научные исследования [2, с. 80-83] свидетельствуют о том, что использование традиционных методов подготовки не всегда позволяет достичь максимально возможных результатов, особенно в условиях растущей конкуренции в спортивной среде. Это требует разработки инновационных моделей, интегрирующих современные средства и методы тренировки [1].
Целью данной статьи является анализ исходного уровня скоростно-силовой подготовленности юных футболистов и предложен комплекс упражнений с использованием трех подходов: модульно-целевой, комплексное сочетание методов, интеграции скоростно-силовой и технико-тактической подготовки, направленный на оптимизацию тренировочного процесса.
Методика и организация исследования
Исследование проводилось на базе ФК «Феникс» с участием 30 футболистов 12-13 лет, разделенных на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 15 человек. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Результаты и их обсуждения
В результате анализа показателей общей и специальной физической подготовленности футболистов были получены данные, которые для максимальной наглядности и удобства сравнения объединены в таблицу (табл.1). В этих таблицах представлены средние арифметические значения (X) и ошибки среднего арифметического (m).
Таблица 1
Оценка уровня показателей общей и специальной подготовленности скоростно-силовой направленности футболистов 12-13 лет в контрольной и экспериментальной группах
Наименование теста | КГ, Х±m | ЭГ, Х±m | Различия, % | P |
Прыжок в длину с места, см | 181,6±0,71 (не выполнено) | 181,4±0,54 (не выполнено) | 0.1% | ≥0,05 |
Прыжок в высоту с места, см | 26,4±0,29 (не выполнено) | 26,5±0,27 (не выполнено) | 0.5% | ≥0,05 |
Тройной прыжок, см | 587,7±2,80 (не выполнено) | 586,0±2,73 (не выполнено) | 0.3% | ≥0,05 |
Удар по мячу на дальность, м | 37,2±0,35 (не выполнено) | 37,5±0,29 (не выполнено) | 0.7% | ≥0.05 |
Удар по мячу на точность, кол-во очков | 6,2±0,34 (не выполнено) | 6,0±0,35 (не выполнено) | 3.3% | ≥0.05 |
Вбрасывание мяча на дальность, м | 11,5±0,27 (не выполнено) | 11,5±0,27 (не выполнено) | 0% | ≥0.05 |
По результатам проведённого тестирования наибольшая разница в результатах между контрольной и экспериментальной группами была зафиксирована в следующих тестах при небольшом преимуществе контрольной группы: «Прыжок в длину с места» – 0,1%; «Тройной прыжок» –0,3%; «Удар по мячу на точность» – 3,3%.
При этом экспериментальная группа показала незначительно лучшие результаты в тестах: «Прыжок в высоту с места» – различие 0,5%; «Удар по мячу на дальность» – 0,7%.
В ходе анализа результатов скоростно-силовой подготовленности юных футболистов нами было выявлено, что группы испытуемых не смогла выполнить установленные нормативы.
Это свидетельствует о недостаточном уровне развития ключевых физических качеств, таких как стартовое ускорение, взрывная сила, быстрота реакции, прыгучесть, смена направления, которые являются критически важными для эффективной игровой деятельности в футболе. Наблюдаемые отставания могут быть обусловлены рядом факторов, включая недостаточную индивидуализацию тренировочного процесса, неоптимальное распределение нагрузок или отсутствие специализированных упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей.
С учетом выявленных недостатков нами был разработан специализированный комплекс упражнений, направленный на повышения скоростно-силовых способностей. В основу комплекса легли три ключевых подхода:
- Модульно-целевой подход – разделение тренировок на блоки (взрывная сила, прыгучесть, быстрота реакции, техника, стартовое ускорение, смена направления, комплексная нагрузка).
- Комплексное сочетание методов – использование интервального, кругового, соревновательного, игрового и сопряженного методов для максимального воздействия на скоростно-силовые качества.
- Интеграция с технико-тактической подготовкой – совмещение физических упражнений с элементами техники и тактики футбола (удары, передачи, игровые эпизоды).
Таблица 2
Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых способности юных футболистов
Целевой блок | Упражнения | Дозировка | Методические указания |
Взрывной старт |
| 8–10 повторений 5-6 рывков | Акцент на резкость первого шага. Контроль положения корпуса при ускорениях |
Прыгучисть |
| 10–12 повторений 6–8 прыжков | Сохранять амплитуду движений. Последнее повторение в подходе - максимально мощное |
Быстрота реакции |
| 4-5 повторений 6–8 реактивных стартов | Тренер использует свисток/хлопки для смены направления |
Техника |
| 5-6 игровых эпизодов | Создавать соревновательный контекст (например, "последние 5 минут матча") |
Стартовое ускорение |
| 4-5 повтора | Развитие быстроты первых шагов |
Смена направления |
| 4-5 повторений | Акцент на резкость первого шага. Контроль положения корпуса при ускорениях |
Комплексная нагрузка |
| 2-3 полных цикла | Контроль качества выполнения на фоне усталости |
Выводы
Проведенное исследование позволило проанализировать исходный уровень скоростно-силовой подготовленности юных футболистов 12-13 лет и разработать специализированный комплекс упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей. На основе полученных данных были сделаны следующие выводы:
Анализ тестирования показал, что оценка показателей скоростно-силовых способностей в контрольной и экспериментальной группах были не выполнены установленным нормативам. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития ключевых физических качеств. На основании выявленных недостатков был разработан специализированный комплекс упражнений, направленный на целенаправленное развитие скоростно-силовых способностей у юных спортсменов.
На наш взгляд, комплекс упражнений комплекс упражнений с использованием модульно-целевого подхода, комплексного сочетания методов и интеграции скоростно-силовой и технико-тактической подготовки позволит целенаправленно развивать ключевые для футбола качества: взрывную силу, стартовое ускорение, прыгучесть, смена направления и быстроту реакции.