Главная
АИ #21 (256)
Статьи журнала АИ #21 (256)
Анализ развития скоростно-силовых способностей юных футболистов

Анализ развития скоростно-силовых способностей юных футболистов

Научный руководитель

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

скоростно-силовая подготовка
юные футболисты
упражнения
физическая подготовленность
футбол

Аннотация статьи

В статье рассматривается анализ показателей скоростно-силовой подготовленности юных футболистов 12-13 лет, занимающихся в детском футбольном клубе. На основе анализа исходных данных тестирования общей (ОФП) и специальной физической подготовленности (СФП) был предложен комплекс упражнений на основе трех подходов: модульно-целевой подход, комплексное сочетание методов и интеграции скоростно-силовой и технико-тактической подготовки.

Текст статьи

Введение

Скоростно-силовые способности являются ключевыми для успешной игровой деятельности в футболе, определяя эффективность таких действий, как ускорения, прыжки, удары и смена направления движения. Особую значимость эти качества приобретают в возрасте 12-13 лет, когда происходит активное физическое развитие подростков и формирование их спортивного мастерства. Современные научные исследования [2, с. 80-83] свидетельствуют о том, что использование традиционных методов подготовки не всегда позволяет достичь максимально возможных результатов, особенно в условиях растущей конкуренции в спортивной среде. Это требует разработки инновационных моделей, интегрирующих современные средства и методы тренировки [1].

Целью данной статьи является анализ исходного уровня скоростно-силовой подготовленности юных футболистов и предложен комплекс упражнений с использованием трех подходов: модульно-целевой, комплексное сочетание методов, интеграции скоростно-силовой и технико-тактической подготовки, направленный на оптимизацию тренировочного процесса.

Методика и организация исследования

Исследование проводилось на базе ФК «Феникс» с участием 30 футболистов 12-13 лет, разделенных на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 15 человек. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Результаты и их обсуждения

В результате анализа показателей общей и специальной физической подготовленности футболистов были получены данные, которые для максимальной наглядности и удобства сравнения объединены в таблицу (табл.1). В этих таблицах представлены средние арифметические значения (X) и ошибки среднего арифметического (m).

Таблица 1

Оценка уровня показателей общей и специальной подготовленности скоростно-силовой направленности футболистов 12-13 лет в контрольной и экспериментальной группах

Наименование теста

КГ, Х±m

ЭГ, Х±m

Различия, %

P

Прыжок в длину с места, см

181,6±0,71

(не выполнено)

181,4±0,54

(не выполнено)

0.1%

≥0,05

Прыжок в высоту с места, см

26,4±0,29

(не выполнено)

26,5±0,27

(не выполнено)

0.5%

≥0,05

Тройной прыжок, см

587,7±2,80

(не выполнено)

586,0±2,73

(не выполнено)

0.3%

≥0,05

Удар по мячу на дальность, м

37,2±0,35

(не выполнено)

37,5±0,29

(не выполнено)

0.7%

≥0.05

Удар по мячу на точность, кол-во очков

6,2±0,34

(не выполнено)

6,0±0,35

(не выполнено)

3.3%

≥0.05

Вбрасывание мяча на дальность, м

11,5±0,27

(не выполнено)

11,5±0,27

(не выполнено)

0%

≥0.05

По результатам проведённого тестирования наибольшая разница в результатах между контрольной и экспериментальной группами была зафиксирована в следующих тестах при небольшом преимуществе контрольной группы: «Прыжок в длину с места» – 0,1%; «Тройной прыжок» –0,3%; «Удар по мячу на точность» – 3,3%.

При этом экспериментальная группа показала незначительно лучшие результаты в тестах: «Прыжок в высоту с места» – различие 0,5%; «Удар по мячу на дальность» – 0,7%.

В ходе анализа результатов скоростно-силовой подготовленности юных футболистов нами было выявлено, что группы испытуемых не смогла выполнить установленные нормативы.

Это свидетельствует о недостаточном уровне развития ключевых физических качеств, таких как стартовое ускорение, взрывная сила, быстрота реакции, прыгучесть, смена направления, которые являются критически важными для эффективной игровой деятельности в футболе. Наблюдаемые отставания могут быть обусловлены рядом факторов, включая недостаточную индивидуализацию тренировочного процесса, неоптимальное распределение нагрузок или отсутствие специализированных упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей.

С учетом выявленных недостатков нами был разработан специализированный комплекс упражнений, направленный на повышения скоростно-силовых способностей. В основу комплекса легли три ключевых подхода:

  1. Модульно-целевой подход – разделение тренировок на блоки (взрывная сила, прыгучесть, быстрота реакции, техника, стартовое ускорение, смена направления, комплексная нагрузка).
  2. Комплексное сочетание методов – использование интервального, кругового, соревновательного, игрового и сопряженного методов для максимального воздействия на скоростно-силовые качества.
  3. Интеграция с технико-тактической подготовкой – совмещение физических упражнений с элементами техники и тактики футбола (удары, передачи, игровые эпизоды).

Таблица 2

Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых способности юных футболистов

Целевой блок

Упражнения

Дозировка

Методические указания

Взрывной старт

  1. Прыжки на тумбу 40 см
  2. Ускорение из положения сидя 10 м
  3. Прыжки через барьеры с разбега
  4. Броски медбола (3 кг) с разворотом
  5. Рывки 5 м → 10 м → 15 м
8–10 повторений 5-6 рывковАкцент на резкость первого шага. Контроль положения корпуса при ускорениях

Прыгучисть

  1. Приседания с выпрыгиванием
  2. Выпады с прыжковой сменой ног
  3. Толчки гири (8 кг) от груди
  4. Многоскоки с высоким подниманием бедра
  5. Прыжки в длину с 2 шагов
10–12 повторений 6–8 прыжковСохранять амплитуду движений. Последнее повторение в подходе - максимально мощное

Быстрота реакции

  1. Челночный бег 4×5 м с касанием
  2. Зеркальные перемещения в паре
  3. Рывки по зрительному сигналу
  4. Прыжки с разворотом на 180°
  5. Ускорение с мячом
4-5 повторений 6–8 реактивных стартовТренер использует свисток/хлопки для смены направления

Техника

  1. Прыжок за верховым + удар головой
  2. Силовой отбор → рывок 10 м
  3. Финт → взрывное ускорение
  4. Удар по мячу после спринта
  5. Прыжки с имитацией удара ногой
5-6 игровых эпизодовСоздавать соревновательный контекст (например, "последние 5 минут матча")

Стартовое ускорение

  1. Старт из положения лёжа (4×5 м)
  2. Спринты 5 и 10 м с максимальной скоростью (5 повторов)
  3. Реакция на свисток: быстрый старт (6 повторов)
  4. Игра «догонялки» 1×1 на короткой дистанции (5 мин)
4-5 повтораРазвитие быстроты первых шагов

Смена направления

  1. «T-тест» на скорость и смену направления (4 повторения)
  2. Спринты змейкой между конусами (3×20 м)
  3. Эстафеты с поворотами (2×5 мин); Упражнения на остановку и резкий разворот
4-5 повторенийАкцент на резкость первого шага. Контроль положения корпуса при ускорениях

Комплексная нагрузка

  1. Полоса препятствий с мячом
  2. Спринт 15 м + удар → возвращение
  3. Прыжковая серия с передачами
  4. Ускорение → обводка → удар
  5. Игра в касание после нагрузки
  6. Игры 2×2, 3×3 4×4 с задачами ускорения и обострения атаки (15 мин)
2-3 полных циклаКонтроль качества выполнения на фоне усталости

Выводы

Проведенное исследование позволило проанализировать исходный уровень скоростно-силовой подготовленности юных футболистов 12-13 лет и разработать специализированный комплекс упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей. На основе полученных данных были сделаны следующие выводы:

Анализ тестирования показал, что оценка показателей скоростно-силовых способностей в контрольной и экспериментальной группах были не выполнены установленным нормативам. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития ключевых физических качеств. На основании выявленных недостатков был разработан специализированный комплекс упражнений, направленный на целенаправленное развитие скоростно-силовых способностей у юных спортсменов.

На наш взгляд, комплекс упражнений комплекс упражнений с использованием модульно-целевого подхода, комплексного сочетания методов и интеграции скоростно-силовой и технико-тактической подготовки позволит целенаправленно развивать ключевые для футбола качества: взрывную силу, стартовое ускорение, прыгучесть, смена направления и быстроту реакции.

Список литературы

  1. Губа В.П. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы [Текст]: монография / В.П. Губа, А. Стула, К. Кромке. – Москва: Спорт, 2017. – 272 с.
  2. Захарова А.В. Углубленный контроль скоростных способностей футболистов на этапе спортивной подготовки [Текст] / А.В. Захарова, К.Р. Мехдиева, С.В. Кондратович, В.Э. Тимохина // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 5. – С. 80-83.

Поделиться

38

Меховской И. А. Анализ развития скоростно-силовых способностей юных футболистов // Актуальные исследования. 2025. №21 (256). URL: https://apni.ru/article/12191-analiz-razvitiya-skorostno-silovyh-sposobnostej-yunyh-futbolistov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#22 (257)

Прием материалов

31 мая - 6 июня

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

11 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

25 июня