Для функционирования государственных и муниципальных структур, а также выполнения задач, поставленных обществом, необходимы финансовые ресурсы, аккумулируемые и распределяемые через бюджетную систему страны. Бюджетный процесс охватывает формирование доходной и расходной частей государственного бюджета на определённый временной период, а также разработку и реализацию бюджетной политики на различных уровнях управления. Эта политика служит важным инструментом для устойчивого развития государства, поддержания социальной справедливости, повышения экономической эффективности и укрепления финансовой стабильности за счёт выстраивания системы финансово-кредитных связей между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных средств. Тем не менее, для достижения этих целей требуется преодоление таких препятствий, как нерациональное использование бюджетных ресурсов, коррупционные риски и другие системные проблемы, что подчёркивает необходимость реформирования бюджетной системы и повышения её эффективности [4, с. 17].
Основой регулирования финансовых взаимодействий выступает бюджетная политика государства, которая формируется и реализуется на всех уровнях государственного и муниципального управления. Эта политика представляет собой многогранный и комплексный процесс, вовлекающий множество участников, включая как государственные институты, так и граждан. Она охватывает совокупность мер и решений, направленных органами власти на пополнение бюджетной системы страны и эффективное использование финансовых ресурсов для выполнения задач и функций, возложенных на государственные и муниципальные структуры.
Для более глубокого осмысления бюджетного регулирования важно раскрыть его содержание через анализ полного набора инструментов, используемых в этом процессе. Бюджетное регулирование представляет собой механизм управления экономическими процессами государства посредством применения бюджетных инструментов. К ключевым инструментам относятся налоговая политика, государственные закупки и поддержка социальных программ [2, с. 70].
Налоговая политика объединяет комплекс мер, направленных на корректировку структуры налоговых поступлений и оптимизацию налоговых ставок. Она призвана стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, снижать бюджетный дефицит, способствовать росту доходов граждан и решению других задач.
Государственные закупки представляют собой механизм приобретения государственными структурами товаров, услуг и работ. Этот инструмент может поддерживать отечественных производителей, поощрять инновационные процессы и способствовать укреплению конкурентной среды.
Финансирование социальных программ предполагает выделение средств на реализацию инициатив в таких сферах, как образование, здравоохранение и социальная поддержка. Оно направлено на повышение качества жизни населения и укрепление его благосостояния [3, с. 236].
Принципы бюджетного регулирования включают в себя принцип баланса, эффективности, социальной справедливости и гибкости, что позволяет быстро реагировать на изменения в экономической ситуации.
Стратегическая цель бюджетной политики заключается в достижении финансовой устойчивости и социальной стабильности государства [5, с. 218]. Она опирается на следующие ключевые принципы:
- объективность, предполагающая отражение в бюджетной политике реальных экономических, финансовых и социальных процессов;
- преемственность, которая предусматривает разработку бюджетной политики на очередной финансовый год с учётом целей и результатов предыдущего периода;
- прозрачность, обеспечивающая открытость, ясность и управляемость бюджетных процессов на всех стадиях их реализации.
Данные принципы составляют фундаментальные требования, которых необходимо придерживаться при формировании эффективной бюджетной политики в России. Бюджетная политика государства выполняет следующие функции:
- фискальная, обеспечивая финансовую основу для деятельности государства;
- экономическое регулирование, применяя налоговые инструменты для реализации экономической стратегии;
- социальная, способствуя перераспределению национального дохода.
Государственные структуры играют ключевую роль в бюджетном регулировании, разрабатывая и внедряя налоговую политику, участвуя в процессе государственных закупок, финансируя социальные инициативы, а также контролируя выполнение бюджетных обязательств и отслеживая экономическую ситуацию в стране. Для повышения результативности бюджетного регулирования необходимо совершенствовать качество бюджетной политики, обеспечивать большую прозрачность и открытость процедур государственных закупок, модернизировать механизмы мониторинга исполнения бюджета и оптимизировать систему налогового администрирования.
В 2025 году сохраняется проблема низкой эффективности использования бюджетных средств в рамках бюджетной политики России, несмотря на длительные усилия по оптимизации расходов и повышению качества государственного управления. Проблемы нецелевого расходования средств и нерационального использования бюджетных ресурсов сохраняются из-за недостаточной открытости и прозрачности процессов управления бюджетом, а также из-за отсутствия эффективных механизмов контроля за расходованием средств и слабой результативности системы государственного управления [6, с. 475].
Одной из ключевых проблем бюджетной политики России в 2025 году остаётся высокий уровень коррупции и неэффективность системы государственных закупок. Несмотря на меры по противодействию коррупции и совершенствованию процедур госзакупок, сохраняются такие вызовы, как ограниченная конкуренция на рынке государственных контрактов и отсутствие действенных механизмов мониторинга соблюдения контрактных обязательств.
Другой значимой проблемой является низкий уровень собираемости налогов, несмотря на усилия по модернизации налоговой системы и сокращению теневой экономики. Неэффективность налоговой политики обусловлена несовершенством налоговых механизмов и значительным масштабом теневой экономической деятельности.
Кроме того, экономическая конъюнктура может дополнительно осложнять бюджетную политику, приводя к сокращению доходов бюджета и увеличению расходов на социальные программы. Это связано с такими факторами, как рост инфляции, ослабление национальной валюты и снижение экспортных объёмов.
Для совершенствования управления бюджетным процессом в России предлагаются следующие ключевые направления:
- Формирование и внедрение результативной системы управления государственными финансами, ориентированной на контроль и прозрачность. Это предполагает создание эффективного механизма учёта всех бюджетных обязательств, разработку чётких процедур расходования доходов бюджета и проведение инвентаризации активов государства.
- Разработка мер по оптимизации доходной части бюджетной политики. Ключевыми задачами здесь являются повышение эффективности налогового администрирования, совершенствование управления государственным имуществом и оптимизация доходов от внешнеэкономической деятельности.
- Построение рациональной системы бюджетных расходов, направленной на стимулирование экономического роста и повышение эффективности использования бюджетных ресурсов. В этом направлении бюджетная политика государства сосредоточена на обеспечении полного финансирования обязательств, ориентации расходов на достижение целевых показателей социально-экономического развития, а также на внедрении среднесрочного планирования бюджета.
Для повышения эффективности бюджетной политики в сфере управления бюджетным процессом в России необходимо модернизировать систему управления государственным долгом, обеспечив точный учёт и мониторинг долговых обязательств. Одним из приоритетных направлений повышения результативности управления государственным долгом является стимулирование инвестиционной активности, в том числе через использование механизмов обмена долговых обязательств на активы или будущие налоговые поступления.
Тщательное изучение этих и других аспектов, анализ причин сокращения доходов и разработка соответствующих мер позволят увеличить налоговые поступления в местные бюджеты без значительного роста налоговой нагрузки на граждан. Реализация данных мер будет способствовать укреплению финансовой независимости муниципальных образований.