Главная
АИ #22 (257)
Статьи журнала АИ #22 (257)
Специфика бюджетной политики Российской Федерации

Специфика бюджетной политики Российской Федерации

Рубрика

Политология

Ключевые слова

бюджетная политика
бюджет
налоговая политика
доходы
расходы
эффективность использования бюджетных средств

Аннотация статьи

Бюджетная политика выступает ключевым механизмом государственного регулирования экономики и финансовой системы. В России она обладает специфическими чертами, обусловленными текущими экономическими реалиями и политическим контекстом. В настоящей статье исследуются особенности современной бюджетной политики Российской Федерации. В ходе анализа определено влияние данной политики на обеспечение устойчивого экономического развития. Выявлены основные вызовы и предложены направления для оптимизации бюджетной политики в условиях современных реалий.

Текст статьи

Для функционирования государственных и муниципальных структур, а также выполнения задач, поставленных обществом, необходимы финансовые ресурсы, аккумулируемые и распределяемые через бюджетную систему страны. Бюджетный процесс охватывает формирование доходной и расходной частей государственного бюджета на определённый временной период, а также разработку и реализацию бюджетной политики на различных уровнях управления. Эта политика служит важным инструментом для устойчивого развития государства, поддержания социальной справедливости, повышения экономической эффективности и укрепления финансовой стабильности за счёт выстраивания системы финансово-кредитных связей между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных средств. Тем не менее, для достижения этих целей требуется преодоление таких препятствий, как нерациональное использование бюджетных ресурсов, коррупционные риски и другие системные проблемы, что подчёркивает необходимость реформирования бюджетной системы и повышения её эффективности [4, с. 17].

Основой регулирования финансовых взаимодействий выступает бюджетная политика государства, которая формируется и реализуется на всех уровнях государственного и муниципального управления. Эта политика представляет собой многогранный и комплексный процесс, вовлекающий множество участников, включая как государственные институты, так и граждан. Она охватывает совокупность мер и решений, направленных органами власти на пополнение бюджетной системы страны и эффективное использование финансовых ресурсов для выполнения задач и функций, возложенных на государственные и муниципальные структуры.

Для более глубокого осмысления бюджетного регулирования важно раскрыть его содержание через анализ полного набора инструментов, используемых в этом процессе. Бюджетное регулирование представляет собой механизм управления экономическими процессами государства посредством применения бюджетных инструментов. К ключевым инструментам относятся налоговая политика, государственные закупки и поддержка социальных программ [2, с. 70].

Налоговая политика объединяет комплекс мер, направленных на корректировку структуры налоговых поступлений и оптимизацию налоговых ставок. Она призвана стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, снижать бюджетный дефицит, способствовать росту доходов граждан и решению других задач.

Государственные закупки представляют собой механизм приобретения государственными структурами товаров, услуг и работ. Этот инструмент может поддерживать отечественных производителей, поощрять инновационные процессы и способствовать укреплению конкурентной среды.

Финансирование социальных программ предполагает выделение средств на реализацию инициатив в таких сферах, как образование, здравоохранение и социальная поддержка. Оно направлено на повышение качества жизни населения и укрепление его благосостояния [3, с. 236].

Принципы бюджетного регулирования включают в себя принцип баланса, эффективности, социальной справедливости и гибкости, что позволяет быстро реагировать на изменения в экономической ситуации.

Стратегическая цель бюджетной политики заключается в достижении финансовой устойчивости и социальной стабильности государства [5, с. 218]. Она опирается на следующие ключевые принципы:

  • объективность, предполагающая отражение в бюджетной политике реальных экономических, финансовых и социальных процессов;
  • преемственность, которая предусматривает разработку бюджетной политики на очередной финансовый год с учётом целей и результатов предыдущего периода;
  • прозрачность, обеспечивающая открытость, ясность и управляемость бюджетных процессов на всех стадиях их реализации.

Данные принципы составляют фундаментальные требования, которых необходимо придерживаться при формировании эффективной бюджетной политики в России. Бюджетная политика государства выполняет следующие функции:

  • фискальная, обеспечивая финансовую основу для деятельности государства;
  • экономическое регулирование, применяя налоговые инструменты для реализации экономической стратегии;
  • социальная, способствуя перераспределению национального дохода.

Государственные структуры играют ключевую роль в бюджетном регулировании, разрабатывая и внедряя налоговую политику, участвуя в процессе государственных закупок, финансируя социальные инициативы, а также контролируя выполнение бюджетных обязательств и отслеживая экономическую ситуацию в стране. Для повышения результативности бюджетного регулирования необходимо совершенствовать качество бюджетной политики, обеспечивать большую прозрачность и открытость процедур государственных закупок, модернизировать механизмы мониторинга исполнения бюджета и оптимизировать систему налогового администрирования.

В 2025 году сохраняется проблема низкой эффективности использования бюджетных средств в рамках бюджетной политики России, несмотря на длительные усилия по оптимизации расходов и повышению качества государственного управления. Проблемы нецелевого расходования средств и нерационального использования бюджетных ресурсов сохраняются из-за недостаточной открытости и прозрачности процессов управления бюджетом, а также из-за отсутствия эффективных механизмов контроля за расходованием средств и слабой результативности системы государственного управления [6, с. 475].

Одной из ключевых проблем бюджетной политики России в 2025 году остаётся высокий уровень коррупции и неэффективность системы государственных закупок. Несмотря на меры по противодействию коррупции и совершенствованию процедур госзакупок, сохраняются такие вызовы, как ограниченная конкуренция на рынке государственных контрактов и отсутствие действенных механизмов мониторинга соблюдения контрактных обязательств.

Другой значимой проблемой является низкий уровень собираемости налогов, несмотря на усилия по модернизации налоговой системы и сокращению теневой экономики. Неэффективность налоговой политики обусловлена несовершенством налоговых механизмов и значительным масштабом теневой экономической деятельности.

Кроме того, экономическая конъюнктура может дополнительно осложнять бюджетную политику, приводя к сокращению доходов бюджета и увеличению расходов на социальные программы. Это связано с такими факторами, как рост инфляции, ослабление национальной валюты и снижение экспортных объёмов.

Для совершенствования управления бюджетным процессом в России предлагаются следующие ключевые направления:

  1. Формирование и внедрение результативной системы управления государственными финансами, ориентированной на контроль и прозрачность. Это предполагает создание эффективного механизма учёта всех бюджетных обязательств, разработку чётких процедур расходования доходов бюджета и проведение инвентаризации активов государства.
  2. Разработка мер по оптимизации доходной части бюджетной политики. Ключевыми задачами здесь являются повышение эффективности налогового администрирования, совершенствование управления государственным имуществом и оптимизация доходов от внешнеэкономической деятельности.
  3. Построение рациональной системы бюджетных расходов, направленной на стимулирование экономического роста и повышение эффективности использования бюджетных ресурсов. В этом направлении бюджетная политика государства сосредоточена на обеспечении полного финансирования обязательств, ориентации расходов на достижение целевых показателей социально-экономического развития, а также на внедрении среднесрочного планирования бюджета.

Для повышения эффективности бюджетной политики в сфере управления бюджетным процессом в России необходимо модернизировать систему управления государственным долгом, обеспечив точный учёт и мониторинг долговых обязательств. Одним из приоритетных направлений повышения результативности управления государственным долгом является стимулирование инвестиционной активности, в том числе через использование механизмов обмена долговых обязательств на активы или будущие налоговые поступления.

Тщательное изучение этих и других аспектов, анализ причин сокращения доходов и разработка соответствующих мер позволят увеличить налоговые поступления в местные бюджеты без значительного роста налоговой нагрузки на граждан. Реализация данных мер будет способствовать укреплению финансовой независимости муниципальных образований.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-Ф3 (ред. От 14.04.2023) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823; 2020. – № 52. – Часть I. – Ст. 8594.
  2. Бирюкова Н.П. Совершенствование инструментов бюджетно-налоговой политики / Н.П. Бирюкова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 6. С. 67-72.
  3. Болтинова О.В. Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры. 4-е изд., пересмотренное. Москва: НОРМА, ИНФРА-М, 2023. 260 с.
  4. Дьячков В.Е., Ткаченко В.М. Бюджетная политика России при стабилизации экономического роста // Вестник науки. 2022. Т. 3. № 11 (56). С. 15-20.
  5. Рябова Е.В. Бюджетное устройство Российской Федерации. М.: Юрайт, 2023. 250 c.
  6. Храмченко А.А., Кичкарь С.В., Тутукова Ф.А. Анализ проблемных аспектов бюджетной системы Российской Федерации // Вестник Академии знаний. 2022. № 50 (3). С. 474-477.

Поделиться

36

Белов И. А. Специфика бюджетной политики Российской Федерации // Актуальные исследования. 2025. №22 (257). URL: https://apni.ru/article/12232-specifika-byudzhetnoj-politiki-rossijskoj-federacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Политология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (257)

Прием материалов

31 мая - 6 июня

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

25 июня