Главная
АИ #22 (257)
Статьи журнала АИ #22 (257)
Основные аспекты технической подготовки футболистов среднего школьного возраста ...

Основные аспекты технической подготовки футболистов среднего школьного возраста в условиях школьной секции

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

футбол
техническая подготовка
физическая подготовка
развитие физических способностей
тренировочный процесс

Аннотация статьи

Игра футбол по праву считается одним из наиболее популярных и массовых видов спорта. На протяжении последних лет футбольные функционеры систематически ищут пути повышения зрелищности и привлекательности этой игры. При этом, достаточно простые правила игры, в совокупности с отсутствием необходимости иметь большое количество дорогой экипировки, возможность оборудовать в качестве площадки для игры практически любую поверхность и без изменений делает футбол популярным среди людей разных поколений и уровня подготовленности.

Текст статьи

Игра футбол имеет множество официальных форм – футбол на большом поле, мини-футбол, пляжный футбол. Большое количество турниров среди ветеранов. Множество массовых соревнований, таких как «Кожаный мяч» и так далее. В нашей стране Чемпионат России охватывает несколько футбольных дивизионов от любительских команд, до профессиональных. И несмотря на то, что на всех этих соревнованиях правила игры могут отличаться (в зависимости от формы игры), упрощаться на уровне ветеранских турниров или дворовых игра, неизменным остается высокое требование с одной стороны и игровая целесообразность с другой – касаемо технической подготовленности игроков.

Несмотря на внешнюю простоту и кажущееся небольшим количество технических действий в футболе, достижение высокого мастерства в технике игры в футбол непростая задача. В основе которой лежит индивидуальная техническая подготовленность, а уже на ее основе строится комбинационная игра команды, стиль ее игры и т. д.

В данном контексте следует отметить, что повышением технической оснащенности игроков в футболе спортивные тренеры занимаются с первых тренировочных занятий в детском возрасте и до окончания футбольной карьеры. Это дополнительно свидетельствует о высокой ее значимости и необходимости систематического повышения спортивного мастерства.

С одной стороны, в футболе давно разработано огромное количество методик по повышению технической оснащенности футболистов, но большинство из них относятся к профессиональному футболу. Их реализация возможна исключительно в условиях полноценной занятости тренировочным процессом и тренировках по два раза в день. В это же время массовый спорт не предполагает отвлечение его участников от работы или обучения, в случае со школьниками. Поэтому эти методики не могут быть полностью интегрированы в тренировочный процесс всех без исключения спортсменов.

Наибольшие сложности возникают перед тренерами школьных спортивных секций. С одной стороны их задачей является повышение мастерства футболистов, а с другой в условиях трех тренировок в неделю им необходимо сочетать техническую, тактическую и физическую подготовку футболистов.

Общей целью исследования являлась разработка и экспериментальное обоснование методики совершенствования техники ведения мяча школьников 13-14 лет, на секционных занятиях по футболу.

В исследовании, которое проводилось в течение 2023–2025 годов принимали участие футболисты 13-14 лет в количестве 18 человек.

В теоретической части исследования установлено, что современный футбол значительно эволюционировал. Изменились правила игры, систематически осуществляются попытки увеличения зрелищности и повышения медийной привлекательности. Меняется интенсивность игры, на этом фоне. Несмотря на значительное повышение интенсивности игры, наблюдается тенденция к увеличению среднего возраста футболистов, к повышению спортивного долголетия. Несмотря на то, что в настоящее время ведущие футболисты мира могут проводить в год более 60 матчей, рациональность в спортивной подготовке, в совокупности с более профессиональным личным отношением к своей физической форме позволяют играть на высоком уровне более 10–15 лет.

Все вышесказанное стало возможным с прогрессом тренировочного процесса в футболе и систематическим поиском технологий, методик подготовки игроков. Тренировочный процесс в футболе начинается достаточно рано – уже в младшем школьном возрасте. В 13-14 летнем возрасте спортсмены имеют уже достаточно большой опыт и футбольную квалификацию, при учете регулярных тренировок. Для выявления наиболее значимых аспектов спортивной тренировки футболистов 13-14 лет, проведено анкетирование тренеров футболистов указанного возраста.

По результатам анализа ответов респондентов удалось сделать вывод о том, что все виды спортивной тренировки выделяются ими как важные, но в данном возрастном периоде особое внимание уделяется технической и физической подготовке.

При изучении особенностей технической подготовки обращает на себя внимание приоритетное использование упражнений с мячом (ведение, жонглирование и т. д. при развитии координационных способностей). Тренерами отмечается высокая значимость координационной подготовки и повышение скорости выполнения технических действий с мячом.

При развитии физических качеств в рамках физической подготовки приоритет отдается развитию скоростных способностей, координационных способностей и выносливости. Из проведенного аналитического исследования следует, что физическая и техническая тренировка рассматриваются как приоритетные виды спортивной тренировки.

Практическая часть педагогического эксперимента заняла четыре месяца, на протяжении которых футболисты экспериментальной группы тренировались три раза в неделю по 90 минут по предложенной им авторской методике, включившей в свое содержание тренировочные комплексы. В основе тренировочных комплексов лежат упражнения бегового и прыжкового характера, с ведением мяча и без него, выполнение точных технических элементов после нагрузки на вестибулярный аппарат, на фоне утомления. По мере адаптации к физическим нагрузкам тренировочные комплексы усложнялись за счет повышения объема и интенсивности физической нагрузки, предварительного утомления, добавления нескольких движущихся объектов (мячей) и т. д.

Применяемый на протяжении всего периода тренировок метод наблюдения позволил вносить точечные индивидуальные коррективы в тренировочный процесс каждого занимающегося, корректировать ошибки и неточности. В совокупности с качественной разминкой, данная работа являлась профилактикой травматизма на тренировочных занятиях.

Одним из мотивационных аспектов выступали ежемесячно организованные контрольные срезы по исследуемым параметрам, которые приводились в соревновательной и игровой формах. Кроме промежуточного контроля это позволило дополнительно заинтересовывать занимающихся, в том числе демонстрацией промежуточных успехов в испытаниях.

По окончанию практической части эксперимента было проведено итоговое тестирование, результаты которого обработаны методами математической статистически.

Таблица

Итоговые показатели, полученные в контрольных упражнениях

Контрольные испытанияГруппыСтатистические показатели
X±mtp
Ведение мяча с хода, секКГ5,08±0,064˂ 0,05
ЭГ4,7±0,06
Удары по воротам после ведения, кол-во разКГ3,2±0,12,2˂ 0,05
ЭГ3,9±0,3
Обводка 10 футбольных стоек, секКГ11,9±0,063,5˂ 0,05
ЭГ11,6±0,06

При повторном тестировании отмечена значительная положительная динамика результатов у респондентов по всем исследуемым показателям. В ходе математического анализа более высокие результаты футболистов экспериментальной группы подтвердили статистически значимые улучшения по сравнению с аналогичными показателями у спортсменов группы контрольной.

Результаты контрольных испытаний «Ведение мяча с хода» и «Обводка 10 футбольных стоек» отражают координационные и скоростные способности спортсменов, проявляемые в игре футбол. Прием и дальнейшее ведение мяча важная часть игровой деятельности. И здесь важны все составляющие – и умение быстро перемещаться и качество обработки меча.

Результаты контрольного испытания «Удары по воротам после ведения» отражают координационные и скоростные способности спортсменов, проявляемые в игре футбол. Важной составляющей является умение сконцентрироваться на точности после ведения мяча, быстро и точно выполнить удар, качественно обработать мяч в заключительной фазе.

За период теоретической и практической части педагогического эксперимента удалось осуществить ряд наблюдений и сделать выводы:

  • для повышения качества тренировочного процесса, улучшения результатов соревновательной деятельности необходимо акцентировано развивать техническую оснащенность футболистов;
  • тренировочный процесс футболистов начинается с ранних возрастов, младший школьный возраст, средний школьный возраст являются благоприятными периодами для повышения технической подготовленности игроков, что будет являться фундаментом для дальнейших спортивных успехов;
  • техническую подготовку необходимо осуществлять совместно с физической, акцентируя внимание на развитии координационных и скоростных способностей. Координационные и скоростные способности в спортивной игре футбол необходимо развивать вместе, так как их проявление взаимосвязано;
  • средствами развития координационных и скоростных способностей приоритетно являются беговые и прыжковые упражнения, выполняемые с мячом.

Список литературы

  1. Андреев В.В. Техническая подготовка юных футболистов 10-11 лет на заключительном этапе начального обучения игровой деятельности / В.В. Андреев, А.В. Терентьев // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2024. – № 2-2(50). – С. 283-285.
  2. Мочалов Д.А. Техническая подготовка юных футболистов 10–12 лет / Д.А. Мочалов // Студенческая наука и XXI век. – 2019. – Т. 16, № 1-2(18). – С. 348-350.
  3. Правдов М.А. Техническая подготовка юных футболистов на основе развития способности дифференцировать мышечные усилия при действиях с мячом / М.А. Правдов // Научный поиск: личность, образование, культура. – 2023. – № 4(50). – С. 40-46.
  4. Суворов В.В. Техническая подготовка футболистов 12-13 лет с учётом игрового амплуа / В.В. Суворов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 9(175). – С. 280-285.
  5. Сухобский А.В. Начальная техническая подготовка юных футболистов / А.В. Сухобский, С.С. Огородников // Молодой ученый. – 2014. – № 6(65). – С. 851-855.

Поделиться

36

Коник А. А., Миронова Т. А., Петренко О. В., Коренева М. С., Василенко А. Ю. Основные аспекты технической подготовки футболистов среднего школьного возраста в условиях школьной секции // Актуальные исследования. 2025. №22 (257). URL: https://apni.ru/article/12242-osnovnye-aspekty-tehnicheskoj-podgotovki-futbolistov-srednego-shkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-shkolnoj-sekcii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#23 (258)

Прием материалов

7 июня - 13 июня

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

18 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

2 июля