Игра футбол имеет множество официальных форм – футбол на большом поле, мини-футбол, пляжный футбол. Большое количество турниров среди ветеранов. Множество массовых соревнований, таких как «Кожаный мяч» и так далее. В нашей стране Чемпионат России охватывает несколько футбольных дивизионов от любительских команд, до профессиональных. И несмотря на то, что на всех этих соревнованиях правила игры могут отличаться (в зависимости от формы игры), упрощаться на уровне ветеранских турниров или дворовых игра, неизменным остается высокое требование с одной стороны и игровая целесообразность с другой – касаемо технической подготовленности игроков.
Несмотря на внешнюю простоту и кажущееся небольшим количество технических действий в футболе, достижение высокого мастерства в технике игры в футбол непростая задача. В основе которой лежит индивидуальная техническая подготовленность, а уже на ее основе строится комбинационная игра команды, стиль ее игры и т. д.
В данном контексте следует отметить, что повышением технической оснащенности игроков в футболе спортивные тренеры занимаются с первых тренировочных занятий в детском возрасте и до окончания футбольной карьеры. Это дополнительно свидетельствует о высокой ее значимости и необходимости систематического повышения спортивного мастерства.
С одной стороны, в футболе давно разработано огромное количество методик по повышению технической оснащенности футболистов, но большинство из них относятся к профессиональному футболу. Их реализация возможна исключительно в условиях полноценной занятости тренировочным процессом и тренировках по два раза в день. В это же время массовый спорт не предполагает отвлечение его участников от работы или обучения, в случае со школьниками. Поэтому эти методики не могут быть полностью интегрированы в тренировочный процесс всех без исключения спортсменов.
Наибольшие сложности возникают перед тренерами школьных спортивных секций. С одной стороны их задачей является повышение мастерства футболистов, а с другой в условиях трех тренировок в неделю им необходимо сочетать техническую, тактическую и физическую подготовку футболистов.
Общей целью исследования являлась разработка и экспериментальное обоснование методики совершенствования техники ведения мяча школьников 13-14 лет, на секционных занятиях по футболу.
В исследовании, которое проводилось в течение 2023–2025 годов принимали участие футболисты 13-14 лет в количестве 18 человек.
В теоретической части исследования установлено, что современный футбол значительно эволюционировал. Изменились правила игры, систематически осуществляются попытки увеличения зрелищности и повышения медийной привлекательности. Меняется интенсивность игры, на этом фоне. Несмотря на значительное повышение интенсивности игры, наблюдается тенденция к увеличению среднего возраста футболистов, к повышению спортивного долголетия. Несмотря на то, что в настоящее время ведущие футболисты мира могут проводить в год более 60 матчей, рациональность в спортивной подготовке, в совокупности с более профессиональным личным отношением к своей физической форме позволяют играть на высоком уровне более 10–15 лет.
Все вышесказанное стало возможным с прогрессом тренировочного процесса в футболе и систематическим поиском технологий, методик подготовки игроков. Тренировочный процесс в футболе начинается достаточно рано – уже в младшем школьном возрасте. В 13-14 летнем возрасте спортсмены имеют уже достаточно большой опыт и футбольную квалификацию, при учете регулярных тренировок. Для выявления наиболее значимых аспектов спортивной тренировки футболистов 13-14 лет, проведено анкетирование тренеров футболистов указанного возраста.
По результатам анализа ответов респондентов удалось сделать вывод о том, что все виды спортивной тренировки выделяются ими как важные, но в данном возрастном периоде особое внимание уделяется технической и физической подготовке.
При изучении особенностей технической подготовки обращает на себя внимание приоритетное использование упражнений с мячом (ведение, жонглирование и т. д. при развитии координационных способностей). Тренерами отмечается высокая значимость координационной подготовки и повышение скорости выполнения технических действий с мячом.
При развитии физических качеств в рамках физической подготовки приоритет отдается развитию скоростных способностей, координационных способностей и выносливости. Из проведенного аналитического исследования следует, что физическая и техническая тренировка рассматриваются как приоритетные виды спортивной тренировки.
Практическая часть педагогического эксперимента заняла четыре месяца, на протяжении которых футболисты экспериментальной группы тренировались три раза в неделю по 90 минут по предложенной им авторской методике, включившей в свое содержание тренировочные комплексы. В основе тренировочных комплексов лежат упражнения бегового и прыжкового характера, с ведением мяча и без него, выполнение точных технических элементов после нагрузки на вестибулярный аппарат, на фоне утомления. По мере адаптации к физическим нагрузкам тренировочные комплексы усложнялись за счет повышения объема и интенсивности физической нагрузки, предварительного утомления, добавления нескольких движущихся объектов (мячей) и т. д.
Применяемый на протяжении всего периода тренировок метод наблюдения позволил вносить точечные индивидуальные коррективы в тренировочный процесс каждого занимающегося, корректировать ошибки и неточности. В совокупности с качественной разминкой, данная работа являлась профилактикой травматизма на тренировочных занятиях.
Одним из мотивационных аспектов выступали ежемесячно организованные контрольные срезы по исследуемым параметрам, которые приводились в соревновательной и игровой формах. Кроме промежуточного контроля это позволило дополнительно заинтересовывать занимающихся, в том числе демонстрацией промежуточных успехов в испытаниях.
По окончанию практической части эксперимента было проведено итоговое тестирование, результаты которого обработаны методами математической статистически.
Таблица
Итоговые показатели, полученные в контрольных упражнениях
Контрольные испытания | Группы | Статистические показатели | ||
X±m | t | p | ||
Ведение мяча с хода, сек | КГ | 5,08±0,06 | 4 | ˂ 0,05 |
ЭГ | 4,7±0,06 | |||
Удары по воротам после ведения, кол-во раз | КГ | 3,2±0,1 | 2,2 | ˂ 0,05 |
ЭГ | 3,9±0,3 | |||
Обводка 10 футбольных стоек, сек | КГ | 11,9±0,06 | 3,5 | ˂ 0,05 |
ЭГ | 11,6±0,06 |
При повторном тестировании отмечена значительная положительная динамика результатов у респондентов по всем исследуемым показателям. В ходе математического анализа более высокие результаты футболистов экспериментальной группы подтвердили статистически значимые улучшения по сравнению с аналогичными показателями у спортсменов группы контрольной.
Результаты контрольных испытаний «Ведение мяча с хода» и «Обводка 10 футбольных стоек» отражают координационные и скоростные способности спортсменов, проявляемые в игре футбол. Прием и дальнейшее ведение мяча важная часть игровой деятельности. И здесь важны все составляющие – и умение быстро перемещаться и качество обработки меча.
Результаты контрольного испытания «Удары по воротам после ведения» отражают координационные и скоростные способности спортсменов, проявляемые в игре футбол. Важной составляющей является умение сконцентрироваться на точности после ведения мяча, быстро и точно выполнить удар, качественно обработать мяч в заключительной фазе.
За период теоретической и практической части педагогического эксперимента удалось осуществить ряд наблюдений и сделать выводы:
- для повышения качества тренировочного процесса, улучшения результатов соревновательной деятельности необходимо акцентировано развивать техническую оснащенность футболистов;
- тренировочный процесс футболистов начинается с ранних возрастов, младший школьный возраст, средний школьный возраст являются благоприятными периодами для повышения технической подготовленности игроков, что будет являться фундаментом для дальнейших спортивных успехов;
- техническую подготовку необходимо осуществлять совместно с физической, акцентируя внимание на развитии координационных и скоростных способностей. Координационные и скоростные способности в спортивной игре футбол необходимо развивать вместе, так как их проявление взаимосвязано;
- средствами развития координационных и скоростных способностей приоритетно являются беговые и прыжковые упражнения, выполняемые с мячом.