Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Развитие у дошкольников навыков безопасности на дорогах: вклад в светлое будущее

Развитие у дошкольников навыков безопасности на дорогах: вклад в светлое будущее

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольники
дорожная безопасность
правила ПДД

Аннотация статьи

Дорожная безопасность – это не просто набор правил, а жизненно важная способность, которую нужно развивать с самого детства. Дошкольный возраст – оптимальный период для закладывания основ безопасного поведения на дороге, поскольку в этом возрасте дети жадно познают окружающий мир, стремятся подражать взрослым и с лёгкостью усваивают новые знания.

Текст статьи

В чем смысл раннего старта?

Предшествующий возраст характеризуется высокой восприимчивостью к новому, что позволяет дошкольникам легко усваивать правила, если они преподносятся в игровой манере.

Привычки, заложенные в детстве, сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Правильные дорожные навыки, усвоенные в дошкольном периоде, приобретают автоматизированный и интуитивный характер.

Понимание правил дорожного движения помогает детям распознать опасности на дороге, предугадать потенциальные риски и принимать взвешенные решения в нестандартных ситуациях, что в свою очередь снижает вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Развитие навыков безопасности дорожного движения у детей формирует в них чувство ответственности не только за собственное благополучие, но и за безопасность тех, кто их окружает.

Основные направления работы по формированию навыков безопасности дорожного движения в дошкольном возрасте:

1. Ознакомление с правилами дорожного движения:

  • Изучение основных дорожных знаков: пешеходный переход, остановка общественного транспорта, движение пешеходов запрещено и т. д.
  • Объяснение значения сигналов светофора: красный – стой, жёлтый – приготовься, зелёный – иди.
  • Правила перехода дороги: только по пешеходному переходу, убедившись в безопасности.
  • Правила поведения в общественном транспорте: не толкаться, держаться за поручни, не высовываться в окна.
  • Правила поведения во дворе и на детской площадке: не выбегать на проезжую часть, играть в безопасных местах.

2. Развитие наблюдательности и внимания:

  • Упражнения на развитие зрительной памяти: запоминание дорожных знаков, цветов светофора.
  • Игры на развитие внимания: «Найди отличия», «Что изменилось».
  • Наблюдение за дорожной ситуацией: во время прогулок обращать внимание детей на движение транспорта, пешеходов, дорожные знаки.

3. Формирование умения оценивать дорожную ситуацию:

  • Обсуждение различных ситуаций на дороге: «Что делать, если…».
  • Ролевые игры: «Пешеход», «Водитель», «Регулировщик».
  • Анализ мультфильмов и сказок: выявление ошибок в поведении героев на дороге.

4. Воспитание культуры поведения на дороге:

  • Пример взрослых: родители и воспитатели должны быть примером для детей, соблюдая правила дорожного движения.
  • Объяснение важности соблюдения правил: для сохранения жизни и здоровья.
  • Поощрение правильного поведения: похвала за соблюдение правил дорожного движения.

Методы и формы работы:

  • Игровые занятия: игры-путешествия, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
  • Беседы и обсуждения: обсуждение различных ситуаций на дороге, анализ мультфильмов и сказок.
  • Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, сказки о правилах дорожного движения.
  • Просмотр мультфильмов и видеороликов: обучающие мультфильмы и видеоролики о правилах дорожного движения.
  • Экскурсии: посещение улиц, перекрёстков, остановок общественного транспорта.
  • Практические занятия: моделирование дорожных ситуаций на макетах, тренировка перехода дороги на пешеходном переходе.
  • Использование наглядных пособий: плакаты, дорожные знаки, макеты улиц, светофоры.
  • Совместная деятельность с родителями: проведение родительских собраний, консультаций, изготовление наглядных пособий, организация совместных мероприятий.
  • Тематические недели и дни безопасности дорожного движения: проведение мероприятий, посвящённых безопасности дорожного движения, с участием детей, родителей и сотрудников ГИБДД.
  • Использование ИКТ: интерактивные игры, презентации, обучающие программы.

Примеры игровых занятий:

  • «Автобусная остановка»: Дети играют роли пассажиров, водителя и кондуктора. Водитель объявляет остановки, пассажиры соблюдают правила поведения в общественном транспорте.
  • «Перекрёсток»: Дети играют роли пешеходов, водителей и регулировщика. Регулировщик управляет движением, пешеходы и водители соблюдают правила дорожного движения.
  • «Найди дорожный знак»: Воспитатель показывает дорожный знак, дети называют его и объясняют его значение.
  • «Собери светофор»: Дети собирают светофор из отдельных элементов, называя цвета и их значение.
  • «Что лишнее?»: Воспитатель показывает картинки с различными предметами, дети выбирают те, которые не относятся к дорожному движению.

Роль родителей в формировании навыков безопасности дорожного движения:

  • Личный пример: Родители должны быть примером для детей, соблюдая правила дорожного движения.
  • Обсуждение дорожных ситуаций: во время прогулок и поездок обсуждать с детьми дорожные ситуации, объяснять правила дорожного движения.
  • Совместное изучение правил дорожного движения: читать книги, смотреть мультфильмы, играть в игры, посвящённые безопасности дорожного движения.
  • Обучение безопасному поведению на дороге: учить детей переходить дорогу только по пешеходному переходу, убедившись в безопасности, не играть на проезжей части.
  • Использование детских удерживающих устройств: при перевозке детей в автомобиле использовать детские удерживающие устройства, соответствующие возрасту и весу ребёнка.
  • Регулярное повторение правил: повторять правила дорожного движения с детьми регулярно, чтобы они прочно закрепились в памяти.

Оценка эффективности работы:

  • Наблюдение за поведением детей на дороге: во время прогулок и экскурсий наблюдать за тем, как дети соблюдают правила дорожного движения.
  • Проведение опросов и викторин: проводить опросы и викторины, чтобы проверить знания детей о правилах дорожного движения.
  • Анализ результатов игровых занятий: анализировать результаты игровых занятий, чтобы выявить пробелы в знаниях детей и скорректировать программу обучения.
  • Обратная связь от родителей: получать обратную связь от родителей о том, как дети применяют полученные знания в повседневной жизни.

Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников – это важная и ответственная задача, требующая комплексного подхода и активного участия педагогов и родителей. Систематическая и целенаправленная работа, основанная на использовании разнообразных методов и форм обучения, позволит сформировать у детей устойчивые навыки безопасного поведения на дороге, что в будущем поможет им избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь и здоровье. Инвестируя в безопасность дорожного движения сегодня, мы инвестируем в будущее наших детей.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
  2. ГОСТ Р 52289-2019. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
  3. Методика обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения / Под ред. Л.В. Яковлевой. – М.: Просвещение, 2018.
  4. Формирование культуры безопасного поведения на дорогах у детей и подростков: Методические рекомендации для педагогов / Сост. И.А. Петрова. – СПб.: Детство-Пресс, 2021.
  5. Иванов П.С. Психологические аспекты формирования безопасного поведения на дорогах у детей // Вестник психологии. – 2022.
  6. Сидорова А.К. Влияние игровой деятельности на усвоение правил дорожного движения дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 2023.
  7. Петров В.А., Смирнова Е.Н. Анализ причин детского дорожно-транспортного травматизма и пути его снижения // Безопасность жизнедеятельности. – 2021.

Поделиться

76

Халяпина И. С., Рыжкова О. Н. Развитие у дошкольников навыков безопасности на дорогах: вклад в светлое будущее // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). Ч.IV. С. 57-59. URL: https://apni.ru/article/12367-razvitie-u-doshkolnikov-navykov-bezopasnosti-na-dorogah-vklad-v-svetloe-budushee

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (261)

Прием материалов

28 июня - 4 июля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

9 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 июля