Главная
АИ #37 (272)
Статьи журнала АИ #37 (272)
ИИ-технологии в образовательной среде будущего: интеграция, этические аспекты и ...

ИИ-технологии в образовательной среде будущего: интеграция, этические аспекты и перспективные направления развития

17 сентября 2025

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

искусственный интеллект
образование
образовательная среда
этические аспекты
правовые нормы
индивидуализация обучения
образовательные технологии

Аннотация статьи

В статье исследуются проблемы и перспективы интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательную среду. Рассмотрены позитивные стороны внедрения ИИ-технологий, такие, как индивидуальный подход к обучению, снижение нагрузки на преподавателей и расширение доступа к качественному образованию. Выделены ключевые проблемы, связанные с юридическими, этическими и финансовыми аспектами, такими как нарушение конфиденциальности, риск автоматической дискриминации и высокая стоимость внедрения. Предложены меры по улучшению интеграции ИИ в образование, включая разработку соответствующего законодательства, подготовку педагогов и финансовую поддержку образовательных учреждений. Исследование носит междисциплинарный характер и направлено на выявление оптимального соотношения традиционного образования и новых технологий. Полученные выводы представляют интерес для исследователей, педагогов, разработчиков и управленцев в сфере образования.

Текст статьи

Введение

Развитие искусственного интеллекта (ИИ) открывает перед системой образования уникальные возможности, позволяя существенно повысить качество образовательного процесса, сделать обучение персонализированным и доступным каждому обучающемуся независимо от уровня начальной подготовки. Внедрение в образовательный процесс ИИ-технологий создает принципиально новый формат взаимоотношений между преподавателями и студентами, способствует развитию индивидуальных образовательных маршрутов и повышению мотивации обучающихся. Вместе с тем внедрение ИИ порождает и ряд серьезных этических, правовых и технических проблем, учет которых должен быть в числе ключевых факторов эффективного перехода к новому этапу развития образования.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью всесторонней оценки влияния ИИ на образовательные процессы, выявления проблем и противоречий, сопровождающих процесс интеграции этих технологий, а также определением перспективных направлений развития образовательной среды, позволяющие минимизировать негативные последствия и максимально полно реализовать потенциал новых технологий.

Методы

Настоящее исследование основано на глубоком теоретическом анализе имеющейся литературы по применению ИИ в образовании, включающем труды отечественных и зарубежных ученых, результатах обсуждения данной проблемы на пленарных панелях недели цифрового обучения на тему «ИИ и будущее образования: вызовы, дилеммы и пути развития» в 2025 году [1], а также многочисленные практические кейсы, иллюстрирующие опыт внедрения ИИ-технологий в образовательную среду разных стран. Методы исследования включают контент-анализ, сравнительно-исторический анализ, интервьюирование представителей педагогического сообщества и анализ конкретных проектов, демонстрирующих положительный опыт интеграции ИИ в образовательный процесс. Особое внимание в исследовании уделено междисциплинарному подходу, позволяющему рассматривать проблему внедрения ИИ в образовательной среде с точки зрения философии, психологии, социологии, экономики и юриспруденции. Такой подход обеспечивает комплексное понимание рассматриваемых явлений и формирование целостной картины происходящих изменений.

Результаты

Объем мирового рынка образовательных технологий в 2024 году составил примерно 230,62 млрд долларов США, а к 2034 году, по прогнозам, вырастет до 571,53 млрд долларов США при среднем годовом росте в 9,50%. Доля рынка ИИ в образовании достигла 5,18 млрд долларов США в 2024 году и увеличится до 7,05 млрд долларов США в 2025 году, а к 2034 году прогнозируется его рост до 112,30 млрд долларов США с ежегодным увеличением на 36,02%. Расширение использования ИИ и государственные инвестиции способствуют росту спроса на подобные технологии. Сегодня около 60% преподавателей успешно интегрируют ИИ в учебный процесс, сокращая временные затраты на подготовку к занятиям на 44%, тогда как 89% студентов активно применяют чат-боты вроде ChatGPT для выполнения домашних заданий. Успех внедрения подтверждается результатами: персонализированные подходы к обучению улучшают успеваемость на 30%, увеличивают вовлеченность учащихся в 10 раз и снижают количество отчислений на 15%. Корпоративное обучение с использованием ИИ повышает производительность сотрудников на 57%, одновременно усиливая желание персонала развивать компетенции в области искусственного интеллекта.

Анализ и оценка научных исследований отечественных и зарубежных ученых, практиков позволяет констатировать, что применение ИИ-технологий оказывает существенное влияние на качество образовательного процесса. Большинство исследований, проводимых главным образом в развитых государствах, посвящено вопросам нестабильности и угроз, возникающих при внедрении ИИ в образование, тогда как позитивному влиянию и преимуществам уделяется недостаточно внимания [2, с. 1]. Однако, как показывает практический опыт, интеграция технологий искусственного интеллекта и передовых образовательных практик способно кардинально изменить подходы к обучению, повышая его эффективность и удовлетворяя индивидуальные потребности учащихся. Современные ИИ-технологии позволяют разработать персонифицированные учебные планы, учитывающие особенности восприятия, способности и темпы усвоения каждого студента, что позволяет преодолеть ограничения традиционных форматов обучения, формируя инклюзивную, справедливую и продуктивную образовательную среду [3, с. 261]. На рисунке 1 представлены позитивные и негативные аспекты внедрения ИИ-технологий в образовании.

image.png

Рис. 1. Позитивные и негативные аспекты внедрения ИИ-технологий в образовании

А. Гарри отмечает, что оптимальное сочетание возможностей и рисков использования искусственного интеллекта создает условия для формирования эффективной и адаптивной образовательной среды, удовлетворяющей запросы каждого студента [4, с. 265]. Подтверждая этот тезис, целесообразно подчеркнуть, что правильное применение потенциала ИИ способствует созданию адаптивных учебных программ, учитывающих личные особенности обучающихся, повышению качества образовательных процессов и развитию компетенций, необходимых для подготовки конкурентоспособных кадров будущего [5].

Искусственный интеллект становится эффективным инструментом для преодоления наиболее острых современных проблем в сфере образования, таких как сокращение разрыва в успеваемости, поддержка профессионального роста педагогов и борьба с нехваткой квалифицированных кадров [6, c. 47]. Однако широкое распространение ИИ в образовании порождает ряд новых вызовов, с которыми сталкиваются образовательные организации (рис. 2) [1].

image.png

Рис. 2. Современные вызовы высшего образования в эпоху искусственного интеллекта

Проведённый анализ итогов обсуждений и опросов демонстрирует глубокие изменения, происходящие в высшем образовании вследствие активного внедрения искусственного интеллекта. Так, опрос на основе случайной выборки ППС ФММП БНТУ показал высокий интерес к цифровым технологиям в образовании: 23,5% считают информационные технологии ключевыми для качества обучения, 52,9% поддерживают применение искусственного интеллекта как важного ресурса повышения эффективности обучения, лишь 5,9% проявляют осторожность и указывают на необходимость оценки рисков [5]. Вместе с тем, сегодня практически все ведущие университеты реализуют инициативы по введению курсов и мероприятий, посвящённых искусственному интеллекту, активно интегрируя его в научную деятельность и учебный процесс, а большинство исследователей используют ИИ для обработки данных, аналитики и публикации научных трудов. Однако, политико-правовая база большинства вузов находится в процессе становления: две трети организаций либо уже создали собственные правила использования ИИ, либо заняты разработкой соответствующей документации. Тем не менее лишь малая часть имеет чёткие инструкции и официальную процедуру внедрения технологий [1].

Обсуждение

Проведённые исследования и обсуждение вопросов внедрения технологий искусственного интеллекта в университетах, в рамках «Digital Learning Week 2025», демонстрируют широкий спектр мнений относительно роли и значимости ИИ в современном образовательном пространстве [1]. Ряд экспертов указывают на несомненный потенциал инновационных инструментов, основанных на ИИ-технологиях, для кардинального улучшения образовательного процесса посредством повышения доступности высококачественных знаний, оптимизации педагогических практик и формирования индивидуально ориентированных моделей обучения [7, с. 4436; 8, с. 38; 9, с. 4]. Тем не менее необходимо учитывать риск негативных последствий неконтролируемого распространения указанных технологий, особенно в отсутствие надлежащего юридического сопровождения и полноценной поддержки со стороны государственных структур [10, 11].

Особое беспокойство вызывает сохранение баланса между стремительным развитием технологических новшеств на основе ИИ-технологий и необходимостью соблюдения этических норм, включая принципы академической добропорядочности. В связи с ростом популярности среди студентов автоматизированных сервисов, предназначенных для выполнения контрольных работ и иных видов учебной активности, становится очевидной потребность образовательных учреждений в радикальном пересмотре традиционных подходов к контролю усвоенных знаний. Необходимость изменения приоритетов диктует переход от упрощённых процедур экзаменационного тестирования к реализации интегральных оценочных схем, стимулирующих развитие способностей к критическому осмыслению изучаемого материала и формированию глубокого самостоятельного анализа проблемных ситуаций [12, с. 53].

Вместе с тем, для ряда участников образовательного процесса остается открытым вопрос доступа к возможностям, предоставляемым современными информационно-коммуникационными технологиями. Существует серьёзная опасность возникновения нового типа цифрового неравенства вследствие ускоренной автоматизации университетов экономически развитых регионов мира и ограниченности возможностей вузов развивающихся стран. Именно поэтому ЮНЕСКО взяла на себя инициативу продвижения концепции единого стандарта компетенции в применении новейших технологий и интенсификации партнёрских проектов международного масштаба, направленных на минимизацию указанного риска [13].

Заключение

Исследования показали, что ИИ должен рассматриваться не как замена педагогу, а как инструмент, усиливающий его роль. Человеческий фактор должен оставаться основой образовательного процесса, а технологии должны использоваться как поддержка, а не альтернатива. Важную роль в этом направлении играет ЮНЕСКО как координатор международного сотрудничества и разработчик общих стандартов для эффективного и справедливого применения искусственного интеллекта в мировом масштабе. Именно обмен передовым опытом и совместная разработка единых норм под эгидой ЮНЕСКО помогают сократить цифровой разрыв и предотвратить углубление технологического отставания регионов с низким уровнем доходов. Таким образом, будущее образования определяется способностью эффективно и этично интегрировать искусственный интеллект в образовательный процесс, обеспечивая равенство возможностей и устойчивость развития, в соответствии с целями устойчивого развития ООН (ЦУР-4).

Список литературы

  1. Digital Learning Week 2025 // UNESCO. – URL: https://www.unesco.org/en/weeks/digital-learning (date of access: 02.09.2025).
  2. Tahiru F. AI in education: A systematic literature review / F. Tahiru // Journal of Cases on Information Technology (JCIT). – 2021. – Vol. 23. – № 1. – P. 1-20.
  3. Ayeni O.O. AI in education: A review of personalized learning and educational technology / O.O. Ayeni [et al.] // GSC Advanced Research and Reviews. – 2024. – Vol. 18. – № 2. – P. 261-271.
  4. Harry A. Role of AI in education / A. Harry // Interdiciplinary Journal & Hummanity (INJURITY). – 2023. – Vol. 2. – № 3. – P. 260-268.
  5. Karpovich V. The role of artificial intelligence in developing competitive human resources for Belarus' future industry / V. Karpovich // European Science Review. – 2025. – № 7-8. – URL: https://ppublishing.org/archive/publication/1612-the-role-of-artificial-intelligence-in-develo (date of access: 18.08.2025).
  6. Becker B. Artificial Intelligence in Education: What is it, Where is it Now, Where is it Going? / B. Becker // Ireland's Yearbook of Education. – 2017-2018. – P. 42-48. – Themes. – Education Matters. – URL: http://educationmatters.ie/download-irelands-yearbookeducation (date of access: 18.08.2025).
  7. Ateş H. Integrating augmented reality into intelligent tutoring systems to enhance science education outcomes / H. Ateş // Education and Information Technologies. – 2025. – Vol. 30. – № 4. – P. 4435-4470.
  8. Bihari M.S. Education 2.0: a framework for radical educational transformation / M.S. Bihari // Re-imagining Education. – P. 38.
  9. Murdan A.P. Halkhoree R. Integration of Artificial Intelligence for educational excellence and innovation in higher education institutions / A.P. Murdan // 2024 1st International Conference on Smart Energy Systems and Artificial Intelligence (SESAI). – IEEE, 2024. – P. 1-6.
  10. Koleva N. Main risks caused by the application of artificial intelligence in educational institutions in Bulgaria / N. Koleva, B.Nikolov // AIP Conference Proceedings. – AIP Publishing LLC, 2025. – Vol. 3182. – № 1. – P. 040015.
  11. Amarasinghege T. Adverse Effects of AI Integration in Education: Challenges and Mitigation Strategies in Schools and Universities / T. Amarasinghege // Available at SSRN 5192578. – URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.5192578 (date of access: 19.08.2025).
  12. Карпович В.Ф. Автоматизированные системы оценки знаний студентов / В.Ф. Карпович // Инновационная наука. – 2025. – № 8-2. – С. 53-57.
  13. Digital learning and transformation of education // UNESCO. – URL: https://www.unesco.org/en/digital-education?hub=343 (date of access: 05.09.2025).

Поделиться

28

Карпович В. Ф. ИИ-технологии в образовательной среде будущего: интеграция, этические аспекты и перспективные направления развития // Актуальные исследования. 2025. №37 (272). URL: https://apni.ru/article/13047-ii-tehnologii-v-obrazovatelnoj-srede-budushego-integraciya-eticheskie-aspekty-i-perspektivnye-napravleniya-razvitiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#37 (272)

Прием материалов

13 сентября - 19 сентября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

8 октября