Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Цифровизация на занятиях физической культуры: эффективность использования фитнес...

Цифровизация на занятиях физической культуры: эффективность использования фитнес-трекеров и мобильных приложений

Научный руководитель

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

цифровизация
физическая культура
фитнес-трекер
мобильное приложение
студенты
мотивация
здоровье

Аннотация статьи

В статье рассматривается влияние цифровизации на процесс физического воспитания в вузе через использование фитнес-трекеров и мобильных приложений. Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения мотивации и эффективности занятий физической культурой у студентов, которые, с одной стороны, являются активными пользователями цифровых технологий, а с другой – часто ведут малоподвижный образ жизни. Исследуется потенциал данных технологий для объективного контроля, повышения учебной активности и формирования осознанного отношения к здоровью.

Текст статьи

Цели данной статьи: оценить эффективность и потенциал использования фитнес-трекеров и мобильных приложений в рамках учебного процесса по физической культуре в вузе.

Задачи:

  1. Проанализировать дидактические возможности фитнес-трекеров и мобильных приложений.
  2. Выявить влияние цифровых технологий на мотивацию и физическую активность студентов.
  3. Определить проблемы и перспективы интеграции цифровых инструментов в программу по физической культуре.

Предмет: учебный процесс по физической культуре в вузе с использованием фитнес-трекеров и мобильных приложений.

Объект: студенты вуза, занимающиеся физической культурой.

Методология: в процессе исследования использовались аналитические методы поиска и обобщения научной информации, анализ современных образовательных и фитнес-технологий, а также метод сравнительного анализа традиционных и цифровых подходов в физическом воспитании.

Введение

Современная система образования находится в состоянии активной цифровой трансформации. Дисциплина «Физическая культура», несмотря на свою практико-ориентированную специфику, также нуждается во внедрении инновационных решений. Традиционные подходы к организации занятий зачастую сталкиваются с проблемой низкой внутренней мотивации студентов, для которых цифровые технологии являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Интеграция фитнес-трекеров и специализированных мобильных приложений в учебный процесс представляется закономерным шагом, позволяющим говорить о формировании новой, цифровой дидактики физического воспитания.

Основная часть

1. Дидактический потенциал фитнес-трекеров и мобильных приложений

Фитнес-трекеры (умные браслеты, часы) и мобильные приложения (Strava, Google Fit, Apple Health, Adidas Training и др.) предлагают широкий набор функций, имеющих высокую педагогическую ценность:

  • Объективный мониторинг активности: устройства автоматически регистрируют ключевые показатели: количество пройденных шагов, пройденную дистанцию, частоту сердечных сокращений (ЧСС), количество сожженных калорий, качество сна. Это позволяет перейти от субъективной оценки «выполнил/не выполнил» к объективному анализу физиологического отклика организма на нагрузку.
  • Визуализация данных и обратная связь: представление данных в виде графиков и диаграмм помогает студентам наглядно видеть свой прогресс, что является мощным мотивирующим фактором. Преподаватель, имея доступ к агрегированным данным (в анонимном формате), может корректировать нагрузку для группы и индивидуально для каждого студента.
  • Геймификация учебного процесса: многие приложения используют игровые механики: установление целей, получение достижений (ачивментов), соревновательные рейтинги. Это превращает рутинные упражнения в увлекательный квест, повышая вовлеченность и соревновательный дух среди студентов.
  • Персонализация тренировок: на основе введенных данных (возраст, вес, рост, цели) приложения могут формировать индивидуальные тренировочные планы, что особенно актуально для студентов с разным уровнем физической подготовки и состоянием здоровья.

2. Влияние на мотивацию и физическую активность студентов

Использование цифровых технологий напрямую воздействует на ключевые аспекты мотивации:

  • Повышение осознанности: студенты начинают лучше понимать связь между своей ежедневной активностью и объективными показателями здоровья. Осознание того, что 10 000 шагов в день – это не абстрактная цифра, а конкретная выполнимая задача, стимулирует к движению.
  • Формирование привычки: регулярные уведомления и напоминания, а также визуализация «серии побед» (например, неделя без пропущенных тренировок) способствуют закреплению привычки к регулярной физической активности, выходящей за рамки академических занятий.
  • Социальная поддержка и соревнование: функции делиться результатами с друзьями, участвовать в групповых челленджах создают позитивное социальное давление и поддерживают дух здорового соперничества, что крайне важно в студенческой среде.

3. Проблемы и перспективы интеграции

Несмотря на очевидные преимущества, внедрение цифровых технологий сопряжено с рядом challenges (вызовов):

  • Неравенство доступа: не все студенты могут позволить себе персональный фитнес-трекер, что может создать цифровой разрыв внутри группы.
  • Достоверность данных: погрешность в измерениях, особенно у бюджетных моделей трекеров, может искажать реальную картину.
  • Риск гипердиагностики и повышенной тревожности: постоянный мониторинг показателей здоровья может привести к невротизации и излишней фиксации на цифрах.
  • Необходимость переподготовки преподавательского состава: педагоги должны быть готовы не только технически, но и методически работать с новым цифровым инструментарием.

Перспективы же видятся в разработке специализированных образовательных модулей, интеграции данных с университетскими информационными системами для учета индивидуальной работы студентов, а также в проведении дальнейших исследований по оценке долгосрочного эффекта такой цифровизации.

Заключение

Цифровизация уроков физической культуры через использование фитнес-трекеров и мобильных приложений представляет собой эффективный инструмент модернизации учебного процесса. Данные технологии позволяют перейти от унифицированного подхода к персонализированному, значительно повышают мотивацию и осознанность студентов, формируя у них устойчивую привычку к здоровому и активному образу жизни. Преодоление существующих организационных и технических challenges откроет новые горизонты для повышения качества физического воспитания в вузе и подготовки физически здоровых, дисциплинированных и мотивированных специалистов.

Список литературы

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физкультуры – М.: Физкультура и спорт, 1998.
  2. Бальсевич В.К. Здоровье в движении М.: Советский спорт, 1998.
  3. Лубышева Л.И. Современный подход к модернизации образования в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 10.
  4. Лукьяненко В.П. Цифровая трансформация физической культуры и спорта: вызовы и возможности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 5.
  5. Patel M.S., et al. "Effect of a Game-Based Intervention Designed to Enhance Social Incentives to Increase Physical Activity Among Families: The BE FIT Randomized Clinical Trial." JAMA Internal Medicine, 2017.

Поделиться

82

Павлов А. В., Сметанин А. Г. Цифровизация на занятиях физической культуры: эффективность использования фитнес-трекеров и мобильных приложений // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13671-cifrovizaciya-na-zanyatiyah-fizicheskoj-kultury-effektivnost-ispolzovaniya-fitnes-trekerov-i-mobilnyh-prilozhenij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря