Об оказании платных услуг в медицинском учреждении в городе федерального значения – Москве (опыт правоприменения)
научный журнал «Актуальные исследования» #2 (2), декабрь '19

Об оказании платных услуг в медицинском учреждении в городе федерального значения – Москве (опыт правоприменения)

В статье при обобщении опыта оказания платных услуг в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации высказано несколько суждений: в Конституции РФ закреплено общее правило о бесплатной медицинской помощи для граждан Российской Федерации (статья 41); оказание платной медицинской помощи допускается в Российской Федерации для граждан Российской Федерации, причем в качестве исключения, что может быть регламентировано в Федеральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 1 ноября 2011 г.; подмена бесплатной медицинской помощи для граждан Российской Федерации платными медицинскими услугами недопустима; при оказании платной медицинской помощи в Российской Федерации для граждан Российской Федерации допустим уведомительный порядок при предъявлении соответствующих документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации и документов, подтверждающих право на услуги в медицинских учреждениях; в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации допускается безосновательная подмена бесплатной медицинской помощи для граждан Российской Федерации платными медицинскими услугами.

Аннотация статьи
Российская Федерация
законодательство
Конституция РФ
федеральный закон РФ
Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 1 ноября 2011 г.
право
медицина
медицинское учреждение
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации
платные услуги
Ключевые слова

Предметом данной статьи является деятельность медицинских учреждений [1], в особенности одного из них – Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ [см.: 1-3]), в одном из субъектов Российской Федерации: городе федерального значения – городе Москве [2].

Первоначально о событиях, непосредственным участником которых был автор данной статьи, и послуживших поводом для ее подготовки, причем в хронологическом порядке [3].

Итак, 14 августа 2019 г. в медицинском учреждении (ООО «Новая Поликлиника»: г. Москва, Сретенский тупик д. 4) врачом В.А. Перякиной и договору «САО «ВСК» – Ф предстраховое» [4] была произведена рентгенограмма органов грудной клетки и составлено «заключение»: «Загрудинный зоб? Необходима консультация эндокринолога». При этом устно было пояснено о значительном увеличении щитовидной железы с негативными последствиями при игнорировании «рекомендаций» врача.

Первое обращение в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ (точнее в его отделение: г. Москва, ул. Москворечье д. 1) состоялась 27 ноября 2019 г. Первоначально представителем медицинского учреждения Е.Н. Сусликовой в регистратуре Консультативно-диагностического отделения было предложено заключить «договор на оказание платных медицинских услуг» и заплатить наличными 2500 рублей. В результате был заключен договор об оказании платных медицинских услуг № 53743 и мною посредством банковской карточки было оплачено 2500 рублей. Предъявление мною документа, удостоверяющего личность, - паспорта гражданина РФ [4], а также еще двух документов – полис обязательного медицинского страхования 7755 3408 4000 0451; карточка медицинского страхования 770000 7007590456) каких-либо последствий не повлекли. В тот же день состоялась моя первая встреча с Марией Борисовной Бабариной в кабинете № 30, на дверях кабинета которой имелась вывеска с надписью «Старший научный сотрудник кандидат медицинских наук Бабарина Мария Борисовна» [5]. М.А. Бабарина фактически подтвердила диагноз В.А. Перякиной от 14 августа 2019 г. (в особенности, значительное увеличение щитовидной железы) и необходимость лечения. М.А. Бабарина также назначила две медицинских процедуры и уже определяла планы на будущее лечение.

Второе обращение в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ (точнее в его отделение) состоялось 4 декабря 2019 г. Первоначально по указанию представителя медицинского учреждения Е.Н. Сусликовой и по заявке на оказание медицинских услуг от 4 декабря 2019 г. посредством банковской карточки мною было оплачено 8100 рублей. В тот же день были произведены две медицинских процедуры: сдача крови из вены и УЗИ щитовидной железы. Вторую медицинскую процедуру осуществляла Наталья Александровна Грябина, которой действительно присуждалась ученая степень «кандидат медицинских наук» [14]. Каких-либо изменений в щитовидной железе обнаружено не было. Исследование проводилось на импортном высокотехнологичном оборудовании производства Японии («Toshiba»). Вероятно, в Российской Федерации [6] подобное оборудование отсутствует.

Третье обращение в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ (точнее в его отделение) состоялось 5 декабря 2019 г. Первоначально по указанию представителя медицинского учреждения Е.Н. Сусликовой и по заявке на оказание медицинских услуг от 5 декабря 2019 г. посредством банковской карточки мною было оплачено 2500 рублей. В тот же день состоялась моя вторая встреча с Марией Борисовной Бабариной в кабинете № 30, которая фактически вынужденно признала результаты исследования, проведенного 4 декабря 2019 г. Н.А. Грябиной (это подтверждали ее конклюдентные действия). Я сообщал М.Б. Бабариной, что относительно предполагаемого присуждения ей ученой степени «кандидат медицинских наук» сведения в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Российская государственная библиотека» [см.: 7] отсутствовали (в том числе и по сообщенной ею же фамилии «Соколова»). В тот же день состоялась встреча с заведующим отделением ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ Савельевой Ларисой Викторовной, которая лишь устно подтвердила факт присуждения именно в диссертационном совете при ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ именно Бабариной М.Б. ученой степени «кандидат медицинских наук». Также Л.В. Савельевой было сообщено о фактически навязываемых платных медицинских услугах (в частности, скольжение при ходьбе в бахилах [см.: 8-10], могущее привести к травмам посетителей).

Теперь непосредственно о юридическом аспекте оказания медицинских услуг.

Первоначально обращаемся к нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации [7]. Речь идет о Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. [8], в которой обнаруживаем статью 41:
«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Иначе говоря, в Конституции РФ фактически закреплено правило о бесплатной медицинской помощи. А исключением из этого правила является допустимость платных медицинских услуг на возмездной основе за счет средств юридических и физических лиц, обращающихся в медицинские учреждения.

Положения Конституции РФ детализированы в Федеральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 1 ноября 2011 г. [9] («Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации …, и определяет: 1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; 2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; 3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; 4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; 5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников» - ст. 1). В ст. 19 Федерального закона РФ от 1 ноября 2011 г. закреплено лишь «право» на платные медицинские услуги («2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования» - часть 2), а в ст. 84 этого же нормативного правового акта фактически детализировано это «право» («1. Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи. 2. Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. 3. При оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи. 4. Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи. 5. Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги: 1) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;
2) при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
3) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; 4) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона. 6. Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. 7. Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации. 8. К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации … «О защите прав потребителей»). Причем положение части 8 ст. 84 Федерального закона РФ от 1 ноября 2011 г. представлено в виде бланкетной нормы, что предполагает обращение к нормативному правовому акту с меньшей юридической силой: Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. [10] («Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав» - абзац первый преамбулы).

Имеются и подзаконные нормативные правовые акты, в которых фактически детализируются положения ст. 14 Федерального закона РФ от 1 ноября 2011 г.: постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» № 1006 от 4 октября 2012 г. [11]; письмо Минздрава РФ «О возможности оформления документации при оказании платных медицинских услуг анонимно» № 17-1/3717-1 от 9 июня 2017 г. [12]; приказ Минздрава РФ «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» № 796н от 2 декабря 2014 г. [13]; приказ Минздрава РФ «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология» № 899н от 12 ноября 2012 г. [14]; письмо Департамента здравоохранения г. Москвы «О предоставлении платных медицинских услуг» № 62-12-201 от 20 июня 2008 г. [15]; письмо Департамента здравоохранения г. Москвы «Об обеспечении предоставления населению платных медицинских услуг» № 60-18-923 от 8 августа 2012 г. [16]

В медицинском учреждении (ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ) с автором данной статьи был заключен договор об оказании платных медицинских услуг № 53743 от 27 ноября 2019 г. В этом документе фактически отсутствует правовое обоснование и в первую очередь в виде ссылок на статьи Гражданского кодекса РФ (Часть первая от 21 октября 1994 г. [17], введена в действие с 1 января 1995 г. [18]).

Таким образом, порядок оказания медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации несовершенен, в том числе и ввиду несовершенства законодательства, что сопровождается безосновательным финансовым обременением граждан Российской Федерации и соответственно недоступностью специализированной высокотехнологичной медицинской помощи для большинства населения Российской Федерации.

Изложенное также позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, в Конституции РФ закреплено общее правило о бесплатной медицинской помощи для граждан Российской Федерации (статья 41).

Во-вторых, оказание платной медицинской помощи допускается в Российской Федерации для граждан Российской Федерации, причем в качестве исключения, что может быть регламентировано в Федеральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 1 ноября 2011 г.

В-третьих, подмена бесплатной медицинской помощи для граждан Российской Федерации платными медицинскими услугами недопустима.

В-четвертых, при оказании платной медицинской помощи в Российской Федерации для граждан Российской Федерации допустим уведомительный порядок при предъявлении соответствующих документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации и документов, подтверждающих право на услуги в медицинских учреждениях.

В-пятых, в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации допускается безосновательная подмена бесплатной медицинской помощи для граждан Российской Федерации платными медицинскими услугами.

 

[1] На те или иные аспекты деятельности медицинских учреждений в г. Москве уже обращалось внимание в юридической литературе, в том числе и нами (см. об этом, например: [11-12]).

[2] О субъектах РФ подробнее см.: [13].

[3] Достоверность событий подтверждается записями в ежегоднике за 2019 г. автора данной статьи, ведение которых он осуществляет с 1997 г.

[4] Подобный договор корреспондирует иным договорам (договор № ДУ-12-20-214 участия в долевом строительстве от 24.08.2017 г.; кредитный договор № 1332456817 от 24.08.2017 г.; договор страхования (полис) № 35-18419/111-2017Г), заключенным автором данной статьи при вовлечении в так называемое «долевое строительство», что в последующем явилось основанием для обращения в правоохранительные органы с целью возбуждения уголовных дел.

[5] Помещение подобных вывесок представляется неуместным и попросту вводящим посетителей в заблуждение. Порядок же присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий урегулирован в подзаконных нормативных правовых актах (см.: [5-6]).

[6] Мы предлагаем с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: [15]).

[7] О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: [16-17].

[8] См.: СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: [18].

[9] См.: СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724; …; 2019. № 22. Ст. 2675.

[10] См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140; …; 2019. № 29 (часть I). Ст. 3858.

[11] См.: СЗ РФ. 2012. № 41. Ст. 5628.

[12] В официальных источниках не публиковалось.

[13] См.: РГ. 2015. 13 февраля.

[14] См.: РГ. 2013. 11 апреля.

[15] В официальных источниках не публиковалось.

[16] В официальных источниках не публиковалось.

[17] См.: СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; …; 2019. № 29 (часть I). Ст. 3844.

[18] См.: «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 21.10.1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.

Текст статьи
  1. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 215 от 15.05.2018 г. // СЗ РФ. 2018. № 21. Ст. 2981; 2018. № 38. Ст. 5834; 2019. № 9. Ст. 824; № 44. Ст. 6186.
  2. Указ Президента РФ «О Министре здравоохранения Российской Федерации» № 235 от 18.05.2018 г. // СЗ РФ. 2018. № 21. Ст. 2998.
  3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» № 608 от 19.06.2012 г. // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3526; …; 2019. № 23. Ст. 2970.
  4. Указ Президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» № 232 от 13.03.1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1301.
  5. Постановление Правительства РФ Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» № 74 от 30.01.2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 580; …; 2018. № 41. Ст. 6247.
  6. Постановление Правительства РФ О порядке присуждения ученых степеней» № 842 от 24.09.2013 г. // СЗ РФ. 2013. № 40 (часть III). Ст. 5074; …; 2018. № 41. Ст. 6760).
  7. Об утверждении Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская государственная библиотека»: Постановление Правительства РФ № 760 от 08.09.2011 г. // СЗ РФ. 2011. № 38. Ст. 5381.
  8. Об установке в лечебно-профилактических учреждениях торговых аппаратов по реализации одноразовой обуви (бахил): Письмо Департамента здравоохранения Правительства г. Москвы № 72-18-216 от 11.02.2008 г. (в официальных источниках не публиковалось).
  9. О порядке обеспечения граждан бахилами при посещении лечебно-профилактических учреждений: Письмо Департамента здравоохранения Правительства г. Москвы № 62-111387-К от 29.06.2009 г. (в официальных источниках не публиковалось).
  10. Об обеспечении бесплатной выдачи одноразовой обуви (бахил): Письмо Департамента здравоохранения Правительства г. Москвы № 14-01-22/9 от 04.07.2011 г. // Нормативные документы в фармации и здравоохранении. 2011. № 8.
  11. Галузо В.Н. Страдания и творчество: юридический аспект // Право и государство: теория и практика. 2013. № 11. С. 138-140.
  12. Эриашвили Н.Д., Шакиров А.А. О медицинских услугах в Российской Федерации (правовой аспект) // Международный журнал гражданского и торгового права. 2019. № 3. С. 40-42).
  13. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.
  14. Грябина Н.А. Структурные изменения периферических артерий – ранний предиктор атеросклеротического поражения коронарных артерий у бессимптомных реципиентов аллогенного трансплантата почки: Автореферат дисс. … канд. медицинских наук. М., 1998.
  15. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123/
  16. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30/
  17. Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
  18. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Осталось 10 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля