Предметом данной статьи является деятельность медицинских учреждений [1], в особенности одного из них – Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ [см.: 1-3]), в одном из субъектов Российской Федерации: городе федерального значения – городе Москве [2].
Первоначально о событиях, непосредственным участником которых был автор данной статьи, и послуживших поводом для ее подготовки, причем в хронологическом порядке [3].
Итак, 14 августа 2019 г. в медицинском учреждении (ООО «Новая Поликлиника»: г. Москва, Сретенский тупик д. 4) врачом В.А. Перякиной и договору «САО «ВСК» – Ф предстраховое» [4] была произведена рентгенограмма органов грудной клетки и составлено «заключение»: «Загрудинный зоб? Необходима консультация эндокринолога». При этом устно было пояснено о значительном увеличении щитовидной железы с негативными последствиями при игнорировании «рекомендаций» врача.
Первое обращение в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ (точнее в его отделение: г. Москва, ул. Москворечье д. 1) состоялась 27 ноября 2019 г. Первоначально представителем медицинского учреждения Е.Н. Сусликовой в регистратуре Консультативно-диагностического отделения было предложено заключить «договор на оказание платных медицинских услуг» и заплатить наличными 2500 рублей. В результате был заключен договор об оказании платных медицинских услуг № 53743 и мною посредством банковской карточки было оплачено 2500 рублей. Предъявление мною документа, удостоверяющего личность, - паспорта гражданина РФ [4], а также еще двух документов – полис обязательного медицинского страхования 7755 3408 4000 0451; карточка медицинского страхования 770000 7007590456) каких-либо последствий не повлекли. В тот же день состоялась моя первая встреча с Марией Борисовной Бабариной в кабинете № 30, на дверях кабинета которой имелась вывеска с надписью «Старший научный сотрудник кандидат медицинских наук Бабарина Мария Борисовна» [5]. М.А. Бабарина фактически подтвердила диагноз В.А. Перякиной от 14 августа 2019 г. (в особенности, значительное увеличение щитовидной железы) и необходимость лечения. М.А. Бабарина также назначила две медицинских процедуры и уже определяла планы на будущее лечение.
Второе обращение в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ (точнее в его отделение) состоялось 4 декабря 2019 г. Первоначально по указанию представителя медицинского учреждения Е.Н. Сусликовой и по заявке на оказание медицинских услуг от 4 декабря 2019 г. посредством банковской карточки мною было оплачено 8100 рублей. В тот же день были произведены две медицинских процедуры: сдача крови из вены и УЗИ щитовидной железы. Вторую медицинскую процедуру осуществляла Наталья Александровна Грябина, которой действительно присуждалась ученая степень «кандидат медицинских наук» [14]. Каких-либо изменений в щитовидной железе обнаружено не было. Исследование проводилось на импортном высокотехнологичном оборудовании производства Японии («Toshiba»). Вероятно, в Российской Федерации [6] подобное оборудование отсутствует.
Третье обращение в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ (точнее в его отделение) состоялось 5 декабря 2019 г. Первоначально по указанию представителя медицинского учреждения Е.Н. Сусликовой и по заявке на оказание медицинских услуг от 5 декабря 2019 г. посредством банковской карточки мною было оплачено 2500 рублей. В тот же день состоялась моя вторая встреча с Марией Борисовной Бабариной в кабинете № 30, которая фактически вынужденно признала результаты исследования, проведенного 4 декабря 2019 г. Н.А. Грябиной (это подтверждали ее конклюдентные действия). Я сообщал М.Б. Бабариной, что относительно предполагаемого присуждения ей ученой степени «кандидат медицинских наук» сведения в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Российская государственная библиотека» [см.: 7] отсутствовали (в том числе и по сообщенной ею же фамилии «Соколова»). В тот же день состоялась встреча с заведующим отделением ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ Савельевой Ларисой Викторовной, которая лишь устно подтвердила факт присуждения именно в диссертационном совете при ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ именно Бабариной М.Б. ученой степени «кандидат медицинских наук». Также Л.В. Савельевой было сообщено о фактически навязываемых платных медицинских услугах (в частности, скольжение при ходьбе в бахилах [см.: 8-10], могущее привести к травмам посетителей).
Теперь непосредственно о юридическом аспекте оказания медицинских услуг.
Первоначально обращаемся к нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации [7]. Речь идет о Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. [8], в которой обнаруживаем статью 41:
«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Иначе говоря, в Конституции РФ фактически закреплено правило о бесплатной медицинской помощи. А исключением из этого правила является допустимость платных медицинских услуг на возмездной основе за счет средств юридических и физических лиц, обращающихся в медицинские учреждения.
Положения Конституции РФ детализированы в Федеральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 1 ноября 2011 г. [9] («Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации …, и определяет: 1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; 2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; 3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; 4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; 5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников» - ст. 1). В ст. 19 Федерального закона РФ от 1 ноября 2011 г. закреплено лишь «право» на платные медицинские услуги («2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования» - часть 2), а в ст. 84 этого же нормативного правового акта фактически детализировано это «право» («1. Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи. 2. Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. 3. При оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи. 4. Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи. 5. Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги: 1) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;
2) при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
3) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; 4) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона. 6. Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. 7. Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации. 8. К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации … «О защите прав потребителей»). Причем положение части 8 ст. 84 Федерального закона РФ от 1 ноября 2011 г. представлено в виде бланкетной нормы, что предполагает обращение к нормативному правовому акту с меньшей юридической силой: Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. [10] («Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав» - абзац первый преамбулы).
Имеются и подзаконные нормативные правовые акты, в которых фактически детализируются положения ст. 14 Федерального закона РФ от 1 ноября 2011 г.: постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» № 1006 от 4 октября 2012 г. [11]; письмо Минздрава РФ «О возможности оформления документации при оказании платных медицинских услуг анонимно» № 17-1/3717-1 от 9 июня 2017 г. [12]; приказ Минздрава РФ «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» № 796н от 2 декабря 2014 г. [13]; приказ Минздрава РФ «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология» № 899н от 12 ноября 2012 г. [14]; письмо Департамента здравоохранения г. Москвы «О предоставлении платных медицинских услуг» № 62-12-201 от 20 июня 2008 г. [15]; письмо Департамента здравоохранения г. Москвы «Об обеспечении предоставления населению платных медицинских услуг» № 60-18-923 от 8 августа 2012 г. [16]
В медицинском учреждении (ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ) с автором данной статьи был заключен договор об оказании платных медицинских услуг № 53743 от 27 ноября 2019 г. В этом документе фактически отсутствует правовое обоснование и в первую очередь в виде ссылок на статьи Гражданского кодекса РФ (Часть первая от 21 октября 1994 г. [17], введена в действие с 1 января 1995 г. [18]).
Таким образом, порядок оказания медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации несовершенен, в том числе и ввиду несовершенства законодательства, что сопровождается безосновательным финансовым обременением граждан Российской Федерации и соответственно недоступностью специализированной высокотехнологичной медицинской помощи для большинства населения Российской Федерации.
Изложенное также позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, в Конституции РФ закреплено общее правило о бесплатной медицинской помощи для граждан Российской Федерации (статья 41).
Во-вторых, оказание платной медицинской помощи допускается в Российской Федерации для граждан Российской Федерации, причем в качестве исключения, что может быть регламентировано в Федеральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 1 ноября 2011 г.
В-третьих, подмена бесплатной медицинской помощи для граждан Российской Федерации платными медицинскими услугами недопустима.
В-четвертых, при оказании платной медицинской помощи в Российской Федерации для граждан Российской Федерации допустим уведомительный порядок при предъявлении соответствующих документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации и документов, подтверждающих право на услуги в медицинских учреждениях.
В-пятых, в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации допускается безосновательная подмена бесплатной медицинской помощи для граждан Российской Федерации платными медицинскими услугами.
[1] На те или иные аспекты деятельности медицинских учреждений в г. Москве уже обращалось внимание в юридической литературе, в том числе и нами (см. об этом, например: [11-12]).
[2] О субъектах РФ подробнее см.: [13].
[3] Достоверность событий подтверждается записями в ежегоднике за 2019 г. автора данной статьи, ведение которых он осуществляет с 1997 г.
[4] Подобный договор корреспондирует иным договорам (договор № ДУ-12-20-214 участия в долевом строительстве от 24.08.2017 г.; кредитный договор № 1332456817 от 24.08.2017 г.; договор страхования (полис) № 35-18419/111-2017Г), заключенным автором данной статьи при вовлечении в так называемое «долевое строительство», что в последующем явилось основанием для обращения в правоохранительные органы с целью возбуждения уголовных дел.
[5] Помещение подобных вывесок представляется неуместным и попросту вводящим посетителей в заблуждение. Порядок же присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий урегулирован в подзаконных нормативных правовых актах (см.: [5-6]).
[6] Мы предлагаем с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: [15]).
[7] О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: [16-17].
[8] См.: СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: [18].
[9] См.: СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724; …; 2019. № 22. Ст. 2675.
[10] См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140; …; 2019. № 29 (часть I). Ст. 3858.
[11] См.: СЗ РФ. 2012. № 41. Ст. 5628.
[12] В официальных источниках не публиковалось.
[13] См.: РГ. 2015. 13 февраля.
[14] См.: РГ. 2013. 11 апреля.
[15] В официальных источниках не публиковалось.
[16] В официальных источниках не публиковалось.
[17] См.: СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; …; 2019. № 29 (часть I). Ст. 3844.
[18] См.: «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 21.10.1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.