В современном обществе, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома. Как отмечает Н.П. Саголакова, часто семья не в состоянии (в силу различных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов, так как большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. А некоторые родители считают, что ребенок ленив, не желает заниматься, упрямится [2, с.7].
О. В. Бачина в своей книге [1] отмечают, что отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях. И поэтому осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы.
Для того чтобы родители стали активными помощниками, необходимо вовлечь их в коррекционно-развивающий процесс. На сегодняшний момент на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, экономить время. Информационные технологии и интерактивные средства общения сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.
К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей дошкольников, можно отнести:
- возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио, видео, фото;
- возможность использовать индивидуальный подход к каждому конкретному родителю;
- возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;
- возможность быстро доводить информацию до родителей;
- возможность оперативно получать обратную связь от родителей.
Использование интерактивных форм общения и взаимодействия с родителями реализуется на основании принципа партнерства и диалога.
Использовать социальные сети и мобильные мессенджеры в процессе общения и взаимодействия с родителями рекомендуется с целью создания единого информационного пространства для оперативного и конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.
В процессе реализации данных форм планируется решить следующие педагогические задачи:
- Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах коррекции речевых нарушений.
- Вовлечь родителей в коррекционно-развивающий процесс.
- Создать условия для диалога, обмена опытом, мнениями.
- Повысить ответственность родителей за результативность коррекционно-развивающего процесса.
Наиболее эффективными инновационными формами для организации взаимодействия ДОО и семьи выступают:
- использование компьютерных презентаций в программе Power Point или видео редакторе Windows Movie Maker в качестве средства визуализации материала, который предоставляется в рамках консультации или родительского собрания;
- использование современных средств связи для передачи информации – электронной почты, популярных программ для мгновенного обмена сообщениями (ICQ, Skype, WhatsApp, Viber);
- создание и наполнение групп в социальных сетях (например, в «В контакте», «Одноклассники», Facebook);
- организация видеоконференций с помощью программных продуктов (например, «Zoom»).
Одной из самой востребованной формой активизации и привлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс является приложение-мессенджер – Viber («Вайбер»), которое позволяет отправлять сообщения, совершать видео и голосовые звонки через интернет. Голосовые вызовы между пользователями с установленным Viber бесплатны (оплачивается только интернет-трафик по тарифу оператора связи). Также в Viber имеется возможность передачи изображений, видео- и аудиосообщений, документов и файлов. Общаясь через Вайбер с учителем-логопедом, родители охотнее и с большим интересом выполняют рекомендации учителя-логопеда. Вайбер дает не только возможность общения между логопедом и родителями, но и позволяет снимать видео, делать фото с индивидуальных занятий с рекомендациями и особенностями выполнения каждого ребенка, с комментариями. Например, при постановке звука [Р] логопеды используют упражнение «Заводи моторчик», но с каждым ребенком это упражнение выполняется особым образом или разными инструментами (пальчиком, шпателем, гигиенической палочкой, соской). Вайбер дает возможность снять ребенка, выполняющего это упражнение и отправить сообщением родителям для отработки в домашних условиях.
Для обратной связи с родителями, для проверки качества выполнения рекомендаций, для возможности своевременной помощи родителям может быть предложено высылать видео и фото выполнения рекомендаций в Вайбер учителю-логопеду, с целью еще больше сократить время коррекционной работы, улучшить ее качество.
Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в коррекционно-образовательном процессе современной образовательной организации.