научный журнал «Актуальные исследования» #24 (27), декабрь '20

Разработка цифровой платформы «умный склад» как возможность оптимизации и ускорения логистических процессов

В статье рассматривается возможность разработки внедрения целевой цифровой платформы, именуемой «умный склад». Предлагается комплекс взаимодействий складского хозяйства, с непосредственным участием владельцев транспортных средств и автомобильного подвижного состава. Данная технология может быть применима для любых складских объектов и играет важную роль в логистических цепях поставок, поскольку проблема очередей и простаивающих транспортных средств была актуальна во все времена с момента возникновения грузовых перевозок и по сегодняшний день.

Аннотация статьи
умный склад
кросс-докинг
цифровая платформа
оптимизация логистического процесса
RFID-метки
Ключевые слова

В данной статье предлагается рассмотреть внедрение технологии «умный склад» и ее элементов в логистический процесс, позволяющий упростить и ускорить различные этапы, связанные с прохождением погрузочно-разгрузочных работ на территориях, входящих в структуру складского хозяйства.  Кроме стандартной проблемы, в виде нехватки технических и физических погрузочно-разгрузочных машин, и механизмов, существует также и проблема простоя транспортных средств, который возникает из-за возрастающей очереди на погрузку/выгрузку товаров и состоит из большого количества автомобилей перевозчиков. На данный момент, нет сервиса, позволяющего контролировать прибытие транспортных средств на склад грузоотправителей. В определённые моменты времени на складах может возникать сгущенное прибытие транспортных средств при этом водители-экспедиторы вынуждены проводить достаточно много времени в ожидании своей погрузки и оформления документов. Как показывает практика, поставщики могут назначать любое время для отгрузки, а водители в неудобный для них временной интервал могут попадать на отгрузку. В соответствии с этим, целесообразно рассмотреть систему, которая бы контролировала число автотранспортных средств на погрузке и имела возможность определять их сгущенное прибытие.

Сейчас многие компании специализируются на оказании услуг по перевозке грузов и складировании. Поскольку рынок грузоперевозок подвергнут сезонности, необходимо рассмотреть вопросы, связанные с оптимизацией и общим снижением времени простоя транспортных средств при ожидании выполнения следующих процессов:

  1. Погрузка;
  2. Выгрузка;
  3. Операции с применением кросс-докинга. Зачастую, под кросс-докингом понимается процесс сквозного складирования, при котором происходит приемка и/или отгрузка грузов напрямую через склад, без размещения в зоне долговременного хранения [1, 2].

В целях достижения результатов данного исследования будут описаны все участвующие в указанной системе контрагенты. К таковым относятся:

  1. Собственники транспортных средств и подвижного состава;
  2. Собственники или арендаторы складских площадей;
  3. Экспедиторы;
  4. Диспетчеры;
  5. Страховщики.

Для дальнейшего развития и оптимизации всех бизнес-процессов, компанией может быть принято решение о переходе к формату «бизнес-платформа как услуга», что предполагает реализацию и внедрение прикладной цифровой платформы.

Прикладная цифровая платформа – это определенные бизнес-модели, которые предоставляют возможности алгоритмизированного обмена определёнными ценностями между значительным числом независимых участников рынка путём проведения транзакций в единой информационной среде [3]. В настоящее время цифровые платформы трансформируют целые отрасли, и становятся драйверами экономического роста, инноваций и конкуренции.

В результате внедрения такой платформы будет получен доступ к различным цифровым сервисам, как для контрагентов, так и для поставщиков и заказчиков.

В первую очередь, предлагаемая цифровая платформа, позволит предоставить доступ всем участникам перевозочного процесса к унифицированной системе, представленной в виде Приложения, обеспечивающего эффективное оказание услуг в области управления транспортными средствами на территориях складских комплексов.

Основными возможностями таковой платформы являются:

  1. Мобильность участников процесса транспортировки, в области выбора времени, а также места под погрузку/выгрузку;
  2. Наличие различных преференций, при участии в программе премиального пользования цифровой платформой (например, бронирование места под погрузку на определенное время);
  3. Повышение общей эффективности работы склада, за счет более точного прогнозирования и планирования работ;
  4. Перевод основной и дополнительной документации в цифровой защищенный формат с возможностью постоянного мониторинга со стороны органов власти;
  5. Возможность оценки качества услуг, оказываемых складским хозяйством, на этапе планирования цепочек поставок.

К основным и вспомогательным процессам компании относятся:

  1. перевозка и хранение грузов;
  2. предоставление IT-платформы для повышения эффективности работы всех участников процесса перевозки;
  3. активная интеграция работающей IT-платформы в иные цифровые экосистемы для повышения общего уровня оказываемого сервиса;
  4. снижение уровня нагрузки на операционный персонал и, соответственно, снижение показателя участия человеческого фактора.

Помимо основных возможностей прикладной цифровой платформы необходимо также упомянуть, что формирование технологии «умный склад» является невозможным без применения RFID меток. Технология RFID, как правило, используются там, где требуется автоматизированный контроль перемещения объектов, интеллектуальный учет большого количества продукции, безошибочность, скорость и надежность эксплуатации [4]. Такие метки содержат всю необходимую характеристику и описание товара и позволяют контролировать отгрузку только тех грузов, которые заданы в заявке. Подобную систему целесообразно внедрять для дорогостоящих товаров, чтобы уменьшить риски хищений груза или его повреждения.

Внедрение RFID меток также позволит:

  1. не допускать возможность отгрузки не полной партии по накладной, что может привести к необходимости дополнительной отправки, но уже за счёт грузоотправителя из-за его же ошибки;
  2. не допустить юридических разбирательств при ошибочной отгрузке не всей партии;
  3. сократить продолжительность проверки грузов за счёт автоматического сканирования грузов при выходе со склада, а не сканирования каждого места по-отдельности;
  4. усовершенствовать подготовку транспортного пакета к отправке.

К ключевым IT-сервисам цифровой платформы относятся:

  1. Служба поддержки пользователей;
  2. Служба инженерно-технического сервиса;
  3. Сетевая инфраструктура;
  4. Система хранения данных;
  5. Бизнес-приложение;
  6. Расширенный IT-консалтинг;
  7. Повышение общего уровня мобильности и эффективности складского хозяйства в условиях пиков сезонности.

Цифровой же портал платформы состоит из:

  1. Обратной связи;
  2. Внутреннего чата со всеми участниками перевозочного процесса;
  3. Приложения, а также специализированного программного обеспечения на ПК;
  4. Составления календаря погрузок и\или выгрузок;
  5. Выделенного документооборота внутри платформы;
  6. Личного кабинета;
  7. Доступного интерфейса;
  8. Интеграции с существующими системами Customer Relationship Management (CRM), а также программами ведения бухгалтерского учета.

В целом, модель цифровой платформы с применением различных вспомогательных элементов можно изобразить следующим образом, как показано на рисунке.

Рис. Модель целевой цифровой платформы

Рассмотренная в данной работе цифровая платформа, может дать следующие эффекты:

1. Технологические:

1.1. Интеграция целевой платформы с иными автоматизированными системами управления (АСУ) со стороны клиентов и потребителей;

1.2. Оптимизировать ряд бизнес-процессов, путем перехода среды в цифровой формат работы и оказания услуг.

2. Экономические:

2.1. Значительно сократить расходы на операционный персонал;

2.2. Снизить себестоимость перевозки, путем снижения времени простоя транспортных средств (ТС) в зонах погрузки, выгрузки и кросс-докинга;

2.3. Наличие платного сервиса в предложенной цифровой платформе позволит увеличить прибыль компании, при этом увеличится и эффективность работы складского хозяйства.

3. Социальные:

3.1. Снижение потребного времени работы водителей из-за отсутствия необходимости длительного ожидания свободного места в очередях под погрузку, выгрузку и операции кросс-докинга;

3.2. Значительное уменьшение нагрузки на операционный персонал складского хозяйства.

На основании проделанной работы с уверенностью можно сказать, что применяемые подобного рода технологии в логистике позволяют модернизировать и оптимизировать ее важнейшие элементы, такие как, складские хозяйства, на которых производится погрузка, выгрузка, хранение грузов и другие операции. Путем усовершенствования этих элементов появляются технологические решения, одним из которых и является исследуемый в статье объект исследования – «умный склад». Благодаря интеллектуальным способностям человечества, применение новейших цифровых возможностей задает направление инновационного развития транспортно-логистических систем и вспомогательных комплексов, а также позволяет выявить и установить актуальность проблем и возможное их решение в рамках цифровой логистики.

Текст статьи
  1. Кросс-докинг или процесс сквозного складирования. [Электронный ресурс] / URL: http://souzlogistic.ru/klientam/poleznaya-informaciya/stati/
  2. Таран С.А. Как организовать склад: Практические рекомендации Профессионала. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006. – 160 с.
  3. Подходы к определению и типизации цифровых платформ. [Электронный ресурс]. – URL: https://files.data-economy.ru/digital_platforms_project.pdf
  4. RFID. [Электронный ресурс]. – URL:  https://www.bigdataschool.ru/wiki/rfid
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября