Актуальность исследования. Подростковый возраст, являясь наиболее нестабильным и критическим периодом развития личности предполагает в первую очередь гармоничное развитие эмоциональной сферы и особенно ассертивности как способности к независимости и самоуважению. Способствовать или препятствовать развитию ассертивности подростков может стиль детско-родительских взаимоотношений. Воспитательные возможности семьи обусловлены различными факторами, а, следовательно, общим и собственным опытом воспитания детей, ценностными ориентациями, их иерархией.
Разработанность темы. Современные ученые в своих исследованиях уделяют данной теме значительное внимание. Так, влияние детско-родительских отношений на эмоциональное развитие подростков представлено в работах Е.А. Калягиной, Е.Н. Васильевой, О.И. Ивановой и О.Р. Бусаровой, Е.А. Овсянниковой, Е.А. Чепраковой. В частности, взаимосвязь стиля родительского отношения и ассертивности подростков рассматривалась А.А. Каревой, В.А. Шамиевой, В.П. Шейновым, В.И. Лебедевой.
Цель исследования: эмпирически диагностировать наличие взаимосвязи между типом родительского отношения и ассертивностью подростков.
Основная часть. На основе теоретического анализа было организовано и проведено эмпирическое исследование взаимосвязи между типом родительского отношения и ассертивностью подростков. Выборка составила 48 подростков 9-10 классов в возрасте 14-15 лет.
Гипотеза исследования: тип родительского отношения влияет на развитие ассертивности подростов, в частности у подростков с высоким уровнем ассертивности, уверенности и эмоционального интеллекта наблюдается позитивный интерес в отношениях с родителями, а у подростков с низкими показателями ассертивности, уверенности и эмоционального интеллекта в отношениях с родителями доминируют директивность, враждебность, автономность, непоследовательность.
Для исследования были подобраны диагностические методики: «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (модификация З. Матейчика и П. Ржичана), Методика «Исследование уровня ассертивности» (В. Каппони, Т. Новак), Тест на эмоциональный интеллект Н. Холла.
С целью определения взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и ассертивностью подростков был использован корреляционный анализ Пирсона (таблица 1, таблица 2).
Таблица 1
Коэффициенты корреляции между ассертивностью и взаимоотношениями подростков с отцом
|
позитивный интерес |
директивность |
враждебность |
автономность |
непоследовательность |
---|---|---|---|---|---|
независимость |
0,850** |
-0,695** |
-0,754** |
-0,645** |
-0,392** |
решительность |
0,880** |
-0,611** |
-0,745** |
-0,700** |
-0,512** |
социальная желательность |
0,898** |
-0,742** |
-0,809** |
-0,686** |
-0,501** |
* корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя) ** корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). |
Из полученных результатов можно констатировать, что существует прямая взаимосвязь между позитивным интересом в отношениях подростков с отцом и независимостью (r=0,850, p≤0,01), решительностью (r=0,880, p≤0,01) и социальной желательностью (r=0,898, p≤0,01). Из этого можно сделать вывод, что чем выше позитивный интерес отца к подростку, тем выше его ассертивность, уверенность в себе, решительность и независимость в действиях, адекватная самооценка и уровень притязаний. Обратная связь выявлена между директивностью и независимостью (r=-0,695, p≤0,01), решительностью (r=-0,611, p≤0,01) и социальной желательностью (r=-0,742, p≤0,01). Из этого следует, что высокая директивность негативно влияет на ассертивность подростков, способствуя снижению их уверенности, автономности и решительности. Обратная связь выявлена между враждебностью и независимостью (r=-0,754, p≤0,01), решительностью (r=-0,745, p≤0,01) и социальной желательностью (r=-0,809, p≤0,01). Из этого также выплывает, что высокая враждебность снижает ассертивность, что проявляется в низком уровне независимости, автономности, уверенности и саморегуляции. Автономность обратно связана с независимостью (r=-0,645, p≤0,01), решительностью (r=-0,700, p≤0,01) и социальной желательностью (r=0,686, p≤0,01). Из этого следует, что чем выше автономность родителей и их нежелание отпускать подростка из-под собственной опеки, тем ниже ассертивность подростков и их уверенность в себе и своих возможностях.
И непоследовательность в воспитании отца отрицательно связана с независимостью (r=-0,392, p≤0,01), решительностью (r=-0,512, p≤0,01) и социальной желательностью (r=-0,501, p≤0,01). Такая связь говорит о том, что чем выше непоследовательность отца в своих воспитательных действиях, тем ниже у подростков решительность и уверенность, способность самостоятельно принимать решения и активно действовать в различных ситуациях.
Таблица 2
Коэффициенты корреляции между ассертивностью и взаимоотношениями подростков с матерью
|
позитивный интерес |
директивность |
враждебность |
автономность |
непоследовательность |
---|---|---|---|---|---|
независимость |
0,578** |
-0,614** |
-0,511** |
-0,713** |
-0,622** |
решительность |
0,683** |
-0,618** |
-0,445** |
-0,708** |
-0,563** |
социальная желательность |
0,728** |
-0,647** |
-0,438** |
-0,729** |
-0,638** |
* корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя) ** корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). |
Полученные коэффициенты показывают, что существует прямая взаимосвязь между позитивным интересом в отношениях подростков с отцом и независимостью (r=0,578, p≤0,01), решительностью (r=0,683, p≤0,01) и социальной желательностью (r=0,728, p≤0,01). Из этого можно сделать вывод, что чем выше позитивный интерес матери к подростку, тем выше его ассертивность, уверенность в себе, решительность и независимость в действиях, адекватная самооценка и уровень притязаний.
Обратная связь выявлена между директивностью матери и независимостью (r=-0,614, p≤0,01), решительностью (r=-0,618, p≤0,01) и социальной желательностью (r=-0,647, p≤0,01) подростков, которая характеризует негативное влияние высокой директивности, что значительно снижает ассертивность подростков. Также обратная связь наблюдается между враждебностью и независимостью (r=-0,511, p≤0,01), решительностью (r=-0,445, p≤0,01) и социальной желательностью (r=-0,438, p≤0,01). Эмоциональная связь с матерью присутствует у ребенка с самого рождения и если она нарушается и проявляется в агрессивном и враждебном отношении, у ребенка начинает деформироваться эмоциональная сфера и искажаться восприятие эмоций, снижаться самооценка и уверенность в себе.
Автономность обратно связана с независимостью (r=-0,713, p≤0,01), решительностью (r=-0,708, p≤0,01) и социальной желательностью (r=-0,729, p≤0,01). Отсюда следует, что чем выше автономность и строгость матери, тем ниже ассертивность подростка. И непоследовательность во взаимоотношениях подростков и матери отрицательно связана с независимостью (r=-0,622, p≤0,01), решительностью (r=-0,563, p≤0,01) и социальной желательностью (r=-0,638, p≤0,01). Противоречивость и непоследовательность воспитательных действий матери провоцируют снижение уверенности подростка, когда он не знает, как поступать в той или иной ситуации, поскольку стереотипы поведения матери все время могут изменяться. Поощряя в своих детях чувство зависимости, такие матери не позволяют им стать полноценными взрослыми людьми. В результате, затрудняется формирование внутренней автономии, порождается устойчивая потребность в опеке, а это затягивает переход к взрослости формирование ответственности и решительности [2].
Выводы. Таким образом, корреляционный анализ позволил установить взаимосвязь между типом родительского отношения и ассертивностью подростков. В ходе статистического анализа выявлены коэффициенты, которые демонстрируют влияние негативных стилей воспитания отца и матери на ассертивность подростков. Так, выявлено, что позитивный интерес родителей к подросткам способствует высокой ассертивности, а такие стили как директивность, враждебность, автономность и непоследовательность значительно снижают развитие ассертивности подростков и их эмоционального интеллекта.