Сегодня мы используем компьютерные средства обучения (КСО) в основном только для достижения уровней обученности «иметь представление», реже «знать» и практически не используем для формирования «умений». В то же время современный мультимедийный компьютер представляет широкие возможности для создания КСО, включающих элементы управления познавательной деятельностью обучаемого и формирующих умения в выполнении тех или иных действий. Однако для создания таких КСО требуются специально разработанные в этих целях инструментальные оболочки типа, известного многим специалистам, универсального редактора обучающих курсов «УРОК», «Сценарий», «Дельфин» и другие.
Опыт применения компьютерных средства обучения (КСО) показывают, что наибольшее распространение получают такие КСО, как:
- лекционные курсы или (презентации для сопровождения лекций);
- теоретические курсы, представляющие собой систематизированный теоретический материал по теме, разделу, реже по дисциплине в целом;
- курсы контроля или оценки знаний (система оценки знаний);
- расчетные задачи;
- курсы формирования умений (система оценки тех или иных действий).
Лекция с применением компьютерных средств обучения
Введение в лекцию
В начале следует назвать тему лекции, показать ее место и роль в общей структуре изучаемого материала. Это лучше всего сделать с помощью компьютерных слайдов (КС), которые позволяют представить на экране структуру любой смысловой части учебной дисциплины в виде матрицы, графа, опорного конспекта, сетевого графика или структурно-логической схемы.
Далее можно сообщить обучаемым с помощью компьютерного слайда план темы и обосновать, комментируя его, перечень учебных вопросов, подлежащих изучению. При этом следует акцентировать внимание обучаемых на системе ключевых слов и понятий, выраженных в плане. Указать основную логику связей между вопросами. Подвести обучаемых к мысли о полноте охвата содержания, целях изучения и значимости рассматриваемой темы.
В целом введение должно обеспечить последовательное, целостное по содержанию, но лаконичное по форме изложение основных вопросов лекции. Раскрыть на качественном уровне основные положения и понятия, необходимость и последовательность их рассмотрения. Обосновать логико-смысловую структуру материала темы. При этом необходимо помнить, что особенность восприятия главной проблемы (мысли) заключается в том, что она наилучшим образом запечатлевается в сознании (в памяти), если представлена во введении и в заключении.
Введение, построенное с учетом этих рекомендаций, позволит достичь предварительного, но все же целостного понимания обучаемыми сложного материала. Не менее важен и чисто психологический эффект. У обучаемых формируется установка на глобальный охват темы лекции и логики ее раскрытия, создается впечатление предвосхищения цели учебной деятельности и вместе с тем незавершенность в ее достижении, возникает состояние повышенного внимания и внутренней потребности в овладении учебным материалом.
Такое введение позволяет ознакомить обучаемых как бы сразу с содержанием всей темы. Его следует вести в несколько ускоренном, по отношению к традиционному, темпе. На этапе введения в тетрадях обучаемых фиксируется лишь название темы, их внимание при этом не раздваивается. Оно должно концентрироваться на рассказе лектора, на понимании общего смысла всей темы. Лучше всего представить обучаемым дополнительное время на самой лекции для зарисовки информации с экрана, чем копировать его по ходу изложения материала лектором. Опасаться поверхностного усвоения обучаемыми содержания темы после введения не следует: ведь это фактически первое его предъявление. Вслед за ним будет углубленное изложение каждого вопроса темы, а затем последует свертка всего материала, его вторичный глобальный охват, но уже на качественно ином уровне готовности обучаемых.
От вводной части лекции зависит дальнейший интерес к ней курсантов и их активность в ходе занятий по теме. В этой педагогической ситуации существенную помощь могут оказать записанные на компьютер видеофрагменты. Компьютер позволяет, в частности, показать роль изучаемых теоретических положений в практической деятельности. Он может способствовать созданию обстановки сознательного отношения аудитории к изучаемому материалу.
Психологически правильное построение вводной часть лекции создает у обучаемых запас необходимых представлений, обеспечивающих возможность перехода к углубленному рассмотрению частных проблем, создает ситуацию предвосхищения, предугадывания обучаемыми логики их развития, вызывает познавательную потребность в усвоении системы знаний, заключенной в изучаемом материале данной темы. Разрешению этой проблемной ситуации, которая может быть названа тематической, и служит основная часть лекции.
Основная часть лекции
Главной конечной целью основной части лекции является разъяснение учебных вопросов темы.
Вначале идет последовательное изложение вопросов темы. Оно предусматривает расширение и углубление системы причинно-следственных связей, созданных во вводной части лекции, соотнесение частных положений с общими положениями.
Вслед за изложением каждого вопроса осуществляется его свертка в компактную смысловую блок-схему по этому вопросу. Представление содержания учебного вопроса в виде логически завершенного смыслового блока позволяет обобщить изученный материал, выделить в нем основное знание, разрешить относящуюся к нему частную проблему, указать на соответствующее этому знанию практически важное действие. Такой блок служит ориентировкой для последующей самостоятельной работы.
Непременным условием интенсивного обучения является высокая степень интеллектуальной активности обучаемых. "Соучастие" обучаемых в громком мышлении лектора обеспечивается, прежде всего за счет тщательной логической, диалектической и гносеологической смысловой обработки учебного материала. Матрица, граф, макет записи на доске, компьютерные слайды и раздаточный печатный материал – все это вехи и результат такой обработки.
Ее итог – лекционный комплект средств обучения, включающий компьютерный лекционный курс (презентацию).
Методика чтения компьютеризированной лекции отличается от методики чтения обычной лекции, так как, лектор в большем объеме подает информацию для зрительного и звукового восприятия. Успех чтения лекции во многом зависит от умения руководителя занятия доходчиво объяснять сложные вопросы, заинтересовать обучаемых, вовлечь их в совместную работу на лекции.
Наиболее целесообразным и эффективным следует считать последовательное обращение лектора ко всем демонстрируемым учебным материалам, в той последовательности, как они были записаны в период подготовки к лекции. Однако в каждом конкретном случае в зависимости от обстановки должна предусматриваться на программном уровне возможность либо изменить порядок показа иллюстраций, либо осуществить пропуск какого-либо участка, либо повторить показ некоторых материалов.
Таким образом, применение КСО в основной части занятия позволяет демонстрировать наиболее важные положения, обусловленные темой, целями и учебными вопросами. При этом остается достаточно времени на устное изложение основного содержания лекции.
Заключительная часть лекции
Итог рассмотрения основных вопросов лекции, их обобщение и формулировка выводов по теме даются в заключительной части занятия. Здесь завершаются окончательная смысловая обработка основных вопросов темы, логическое объединение материала, осуществляется его свертка. Хорошо построенное заключение должно представлять собой однородный сплав формально-логического и психологического начала этого этапа лекции. В нем обычно особо выпукло выделяется главная мысль (идея), ради раскрытия которой читалась лекция. В заключении дается окончательный ответ на поставленный в самом начале лекции вопрос.
Умелое применение преподавателем традиционных и компьютерных средств обучения позволяет произвести свертку учебного материала, сохранив при этом высокую мыслительную активность обучающихся.
В заключительной части лекции смысловые блоки, относящиеся к отдельным вопросам изучаемой темы, должны быть собраны вместе и оформлены в виде обобщенной схемы. Обобщение материала лекции имеет своей целью доказательное разрешение главной проблемы темы.
Основные тезисы лекции, вынесенные на экран и выделенные на меловой доске, позволят исключить традиционное информационно-рецептивное перечисление выводов. К ним лектор сможет подвести обучаемых через анализ и синтез всей системы основных смысловых блоков. Лекция как бы вновь повторится, но на более высоком уровне смыслового обобщения, чем это было сделано во введении и основной части занятия. Ключевые, наиболее важные результаты, изложенные в основной части лекции, приобретут для обучаемого диалектический единый смысл, станут основой для формирования умений.
В конце лекции можно также уточнить путем повторного отображения перечень литературы для самостоятельной работы и задать 1-2 контрольных вопроса, ответы на которые курсанты смогут подготовить только после изучения рекомендованной литературы.
Разработка компьютерных средств обучения для лекции
Лекционный курс (презентация для сопровождения лекции) представляет собой набор выстроенных в логической последовательности электронных кадров или слайдов, способствующих наиболее полному раскрытию основного содержания лекции. Особого труда техническая сторона разработки подобных КСО не представляет, поэтому остановимся на дидактических и сценарных особенностях их разработки.
К наиболее важным дидактическим возможностям КСО для лекции относятся:
- организация внимания обучаемых в нужном для усвоения материала направлении;
- возможность показа действий в замедленном или ускоренном темпе, а также показ действий, не доступных простому наблюдению;
- сочетание динамики развития действий со звуком и цветом.
Особенно полезны динамические кадры, с помощью которых можно наглядно представить сущность изучаемых физических процессов.
На лекции для решения различных дидактических задач необходимо применять КСО в комплексе с традиционными средствами обучения. При этом очень важно определить, при рассмотрении каких задач применить компьютер, чтобы получить наибольший эффект. Необходимо помнить также, что перегружать лекцию излишним количеством компьютерных заставок нецелесообразно, так как это может превратить ее из познавательного творческого процесса в обычный просмотр кино (видео) фильма. Как показывают исследования, так называемое экранное время не должно превышать 5-10 % от общего времени, отводимого на лекцию.
Все графические материалы, которые демонстрируются с помощью компьютера, могут сопровождаться дикторским текстом, оцифрованным одновременно с электронной записью таблиц, схем, фотографий, рисунков и т.п. Чаще всего руководитель занятия дает пояснение к демонстрируемым материалам "живым" голосом как до показа компьютерной заставки, в ходе ее, так и после показа. Все зависит от методических приемов, учебной целесообразности, и возможностей компьютера.
Высвечиваемые на демонстрационном экране таблицы не должны быть объемными, а схемы – мелкими. Лучший эффект дает использование материалов, которые отличаются изобразительностью, наглядностью, лаконизмом и приемлемой для быстрого восприятия информационной насыщенностью.
Таким образом, лекция – это сплав научного знания и педагогического мастерства преподавателя. Умение лектора распределять учебный материал по средствам обучения – залог активности обучаемых как на самой лекции, так и при их последующей самостоятельной работе.