Главная
АИ #44 (71)
Статьи журнала АИ #44 (71)
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с...

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

речевое развитие
дошкольный возраст
тяжелые нарушения речи
коррекция речевых нарушений
«Дары Фребеля»

Аннотация статьи

В статье рассматривается опыт использования элементов игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Даются методические рекомендации по использованию данного комплекта.

Текст статьи

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет развитие речи, как важнейший компонент дошкольного образования.

Особую тревогу вызывают дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), у которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [2, с. 513].

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи коррекции и развития речевых навыков. Однако существуют и специальные игры, способствующие развитию того или иного элемента общения. Именно такими играми, являются «Дары Фребеля», которые используются для успешного решения задач адаптированной основной образовательной программы (АООП) для детей с ТНР.

Фридрих Фрёбель опирался на игру и называя ее высшей ступенью детского развития, отмечал: «в воспитании детей с самого малого возраста важно общение со взрослыми: никогда не проносите молча ребенка мимо предметов, постоянно сопровождайте словами действия по отношению к нему…используйте каждую минуту своего общения с ребенком для расширения его представлений, кругозора, объяснения явлений окружающего мира» [3, с. 172].

Ф. Фребель применил системный подход к классификации игр и создал знаменитые «Дары», обосновав тесную связь речевого развития ребенка с его деятельностью. Автор отмечал, что существуют специальные игры, которые способствуют развитию различных сторон речи, а элементы игрового набора «Дары Фрёбеля» способствуют созданию информационного поля для общения ребенка со взрослым, комплексному воздействию на речевую систему [1, с. 5].

Таким образом, возникла необходимость использования дидактического пособия «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ТНР.

В комплект набора «Дары Фрёбеля» входят 14 модулей (деревянных ящичков). Внедрение элементов набора «Дары Фребеля» в рамках реализации АООП для детей с ТНР, учителем-логопедом и воспитателями позволяет решать коррекционно-развивающие задачи, а именно: коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, подготовка к обучению грамоте. Во время игровой деятельности дети учатся говорить полными предложениями, согласовывать слова во фразах. Однако использование данного пособия способствуют не только развитию и коррекции речевых компонентов, но и развитию сенсорно-перцептивной сферы, представлений о цвете, форме и величине, формированию элементарных математических и пространственных представлений, развитию фантазии, любознательности, мелкой моторики.

В рамках коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ТНР используется ряд правил, которые необходимо соблюдать: коррекционно-развивающая деятельность проводится только в игровой форме с использованием наглядных материалов; длительность составляет не более 25-30 минут; периодичность проведения не реже 2 раз в неделю; обязательно стимулируется и поощряется любая речевая активность детей (дети должны отвечать на вопросы полными предложениями, если ребенок говорит краткими фразами, используются уточняющие вопросы); речь взрослого должна быть четкой, выразительной.

Приведем несколько примеров игр с использованием набора «Дары Фребеля» с целью развития и коррекции речевых нарушений у детей с ТНР.

Формирование грамматического строя речи.

Игра «Волшебные мешочки» (набор «Шерстяные шарики»): детям предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленый огурец, красный помидор, желтый лимон и т.д. Эта серия игр может быть связана с разнообразными лексическими темами.

Игра «Посчитай и назови» (набор «Палочки»): в начале игры дети берут определенное количество палочек, а ведущий показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько у кого. Например: 5 утят, 2 утенка, 1 утенок и т.д.

Игра «Кто больше?» (набор «Фишки»): дети выбирают себе фишку любого цвета, и согласовывают существительное с прилагательным. Например, красный – помидор, шарф, кубик; синее – небо, море, полотенце и т.д.

Игра «Расскажи-ка» (набор «Цветные фигуры»): дети могут учиться пересказать или составлять рассказы, используя в качестве заместителей различные геометрические фигуры, например, сказка «Колобок» (Колобок – желтый круг, заяц – белый круг, волк – черный, лиса – оранжевый круг).

Формирование словарного запаса (обогащение, закрепление и активизация).

Игра «Назови слово-действие», «Подбери признаки к словам» (набор «Фишки»): дети называют слова и получают за каждое слово – фишку. Например: Сорока (что делает?) – садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д. День весной (какой?) – ясный, солнечный, дождливый, пасмурный.

Формирование звуковой стороны речи. В данных играх помимо работы над звукопроизношением, большое внимание уделяется работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.

Игра «Кто как кричит» (набор «Основные тела»): дети изображают различных животных, насекомых. Например, львов, (рычат «р-р-р»), или коров (мычат «му-му-му»), майского жука (жужжат «ж-ж-ж).

Игра «Гусеница» (набор «Цветные тела»): дети называют слова с заданным звуком, надевая бусину любого или определенного цвета.

Игра «Выложи звуковую схему слова» (наборы «Фишки», «Цветные фигуры»): дети выполняют звуковой анализ заданного слова.

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.

Список литературы

  1. Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А. В. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» - «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» - Москва: ВАРСОН. 2019. – 20 с.
  2. Логопедия: Учебник для студ. дефект. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2014. - 703 с.
  3. Фребель Ф. Будем жить для своих детей. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2011. - 288с.

Поделиться

3095

Телепнева Н. А., Маслова И. Н., Гребенюк И. И. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Актуальные исследования. 2021. №44 (71). С. 90-92. URL: https://apni.ru/article/3130-ispolzovanie-igrovogo-nabora-dari-frebelya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября