Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет развитие речи, как важнейший компонент дошкольного образования.
Особую тревогу вызывают дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), у которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [2, с. 513].
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи коррекции и развития речевых навыков. Однако существуют и специальные игры, способствующие развитию того или иного элемента общения. Именно такими играми, являются «Дары Фребеля», которые используются для успешного решения задач адаптированной основной образовательной программы (АООП) для детей с ТНР.
Фридрих Фрёбель опирался на игру и называя ее высшей ступенью детского развития, отмечал: «в воспитании детей с самого малого возраста важно общение со взрослыми: никогда не проносите молча ребенка мимо предметов, постоянно сопровождайте словами действия по отношению к нему…используйте каждую минуту своего общения с ребенком для расширения его представлений, кругозора, объяснения явлений окружающего мира» [3, с. 172].
Ф. Фребель применил системный подход к классификации игр и создал знаменитые «Дары», обосновав тесную связь речевого развития ребенка с его деятельностью. Автор отмечал, что существуют специальные игры, которые способствуют развитию различных сторон речи, а элементы игрового набора «Дары Фрёбеля» способствуют созданию информационного поля для общения ребенка со взрослым, комплексному воздействию на речевую систему [1, с. 5].
Таким образом, возникла необходимость использования дидактического пособия «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ТНР.
В комплект набора «Дары Фрёбеля» входят 14 модулей (деревянных ящичков). Внедрение элементов набора «Дары Фребеля» в рамках реализации АООП для детей с ТНР, учителем-логопедом и воспитателями позволяет решать коррекционно-развивающие задачи, а именно: коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, подготовка к обучению грамоте. Во время игровой деятельности дети учатся говорить полными предложениями, согласовывать слова во фразах. Однако использование данного пособия способствуют не только развитию и коррекции речевых компонентов, но и развитию сенсорно-перцептивной сферы, представлений о цвете, форме и величине, формированию элементарных математических и пространственных представлений, развитию фантазии, любознательности, мелкой моторики.
В рамках коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ТНР используется ряд правил, которые необходимо соблюдать: коррекционно-развивающая деятельность проводится только в игровой форме с использованием наглядных материалов; длительность составляет не более 25-30 минут; периодичность проведения не реже 2 раз в неделю; обязательно стимулируется и поощряется любая речевая активность детей (дети должны отвечать на вопросы полными предложениями, если ребенок говорит краткими фразами, используются уточняющие вопросы); речь взрослого должна быть четкой, выразительной.
Приведем несколько примеров игр с использованием набора «Дары Фребеля» с целью развития и коррекции речевых нарушений у детей с ТНР.
Формирование грамматического строя речи.
Игра «Волшебные мешочки» (набор «Шерстяные шарики»): детям предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленый огурец, красный помидор, желтый лимон и т.д. Эта серия игр может быть связана с разнообразными лексическими темами.
Игра «Посчитай и назови» (набор «Палочки»): в начале игры дети берут определенное количество палочек, а ведущий показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько у кого. Например: 5 утят, 2 утенка, 1 утенок и т.д.
Игра «Кто больше?» (набор «Фишки»): дети выбирают себе фишку любого цвета, и согласовывают существительное с прилагательным. Например, красный – помидор, шарф, кубик; синее – небо, море, полотенце и т.д.
Игра «Расскажи-ка» (набор «Цветные фигуры»): дети могут учиться пересказать или составлять рассказы, используя в качестве заместителей различные геометрические фигуры, например, сказка «Колобок» (Колобок – желтый круг, заяц – белый круг, волк – черный, лиса – оранжевый круг).
Формирование словарного запаса (обогащение, закрепление и активизация).
Игра «Назови слово-действие», «Подбери признаки к словам» (набор «Фишки»): дети называют слова и получают за каждое слово – фишку. Например: Сорока (что делает?) – садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д. День весной (какой?) – ясный, солнечный, дождливый, пасмурный.
Формирование звуковой стороны речи. В данных играх помимо работы над звукопроизношением, большое внимание уделяется работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.
Игра «Кто как кричит» (набор «Основные тела»): дети изображают различных животных, насекомых. Например, львов, (рычат «р-р-р»), или коров (мычат «му-му-му»), майского жука (жужжат «ж-ж-ж).
Игра «Гусеница» (набор «Цветные тела»): дети называют слова с заданным звуком, надевая бусину любого или определенного цвета.
Игра «Выложи звуковую схему слова» (наборы «Фишки», «Цветные фигуры»): дети выполняют звуковой анализ заданного слова.
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.