Главная
Конференции
Инновационные результаты исследований в сфере естественных, технических и гуманитарных наук
Оценка эффективности управления логистическими бизнес-процессами в сфере АПК

Оценка эффективности управления логистическими бизнес-процессами в сфере АПК

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

управление бизнес-процессами
логистика
EPM

Аннотация статьи

Внедрение современных систем управления на базе интернет-технологий и сетевых технологий позволяет значительно оптимизировать систему финансовых показателей компании, что продемонстрировано в данной статье.

Текст статьи

Рассчитаем типовую поездку с использованием классического подхода, который существуют в настоящее время, а также при интеграции системы управления на базе модели типа EPM от Мегафон. Исходные данные, которые представлены в таблице 1, отражают классический маршрут и нормируемые показатели, которые необходимо выполнить экспедитору. Важными параметрами остаются время в пути, расход топлива, целостность груза. Посчитаем перевозку готовой продукции ЗАО ОПХ «Центральное» от г. Краснодара до г. Волгограда.

Таблица 1

Сравнительный анализ маршрута ЗАО ОПХ «Центральное» от г. Краснодара до г. Волгограда

Показатель

Ручной режим

С применением EPM

Форс-мажор

Расстояние от А до Б

724 км

789,59

Превышение нормы

Номинальное время в пути

12 ч.

14,73

Превышение нормы

Вес груза

19,25 т.

19,25 т.

Стабильно

Техническое состояние

2 (4300 руб.)

4 (9600 руб.)

Превышение нормы

Обслуживание а/т

1 (2200)

1 (2347 руб.)

Стабильно

Расход топлива согласно путевому листу на 100 км. пути (смешанный цикл)

34 л./45,5 за 1 л. (10954,12 руб.)

34 л./45,5 за 1 л. (11933,93 руб.)

Превышение нормы

Связь

50 руб.

17 руб.

Стабильно

История событий

-

7

-

Движение осуществляется от точки сбора урожая до места, где осуществляется хранение и распределение по точкам сбыта (г. Волгоград).  Исходя из данной таблицы видно, что водитель проехал несколько больше километров, что негативно сказалась на времени в пути, так и на стоимости грузоперевозки. Отметим, что дополнительное время в пути накладывает дополнительные расходы на топливо, так и на питание водителя, его проживание.

В маршрутном листе указано расстояние в 724 км, при этом экспедитор фактически превысил данную значение до 789,73. Наиболее оптимальные пути прочитываются с помощью электронных карт, навигаторов, по которым должен двигаться водитель. У него могут быть разные причины для того, чтобы увеличить расстояние между пунктами назначения. Информационная система фиксирует отклонения от заданной величины. Кроме этого, экспедитор за счёт увеличения времени в пути расходует больше нормы дневных расходов, которые оплачивает компания. Факторы, негативно воздействующие на стоимость и время экспедиторов пути:

  • штрафы в ходе движения транспортного средства;
  • желание сократить расстояние за счёт проезда по не предназначенным для большегрузов автомагистралей;
  • дополнительное проживание, питание;
  • желание обмануть работодателя и увеличить расход топлива, иных горюче-смазочных материалов, технических элементов транспортного средства.

Кроме этого, водители большегрузов часто останавливаются в неподготовленных автомастерских, делают неэффективное замены и комплектующих, расходных материалов, иногда в документации указывают на то, что было пробито колесо, которое необходимо заменить. Таким образом, экспедиторы вступают в сговор с несертифицированными автомастерскими, получают от этого дополнительную коммерческую выгоду, регулировать которую крайне трудно.

Также для ускорения прохождения маршрута, на автомобиль часто прикрепляют транспондер, который отвечает за возможность проезда по платным автомагистралям. Например, он покупает себя уже за одну поездку от Краснодара до Москвы. Вместе с этим, в кузове автомобиля устанавливаются датчики веса по четырем точкам кузовам для того, чтобы не было перевеса и избыточного давления на плодоовощную продукцию, в ходе чего создается дополнительный брак.

Обратим внимание на то, что система типа EPM не может заставить водителя изменить маршрут или двигаться быстрее, согласно маршрутному листу, но фиксирует и оценивает его отклонения. Теперь более подробно погрузимся в элементы движения транспортного средства, для этого существуют специальные активные окна, которые помогут детализировать маршрут. Их функционал отразим в таблице 2.

Таблица 2

Детализация маршрутного листа

Показатель

Остановка
(Ростов-на-Дону)

Остановка
(Морозовск)

Остановка
(Волгоград)

Фактическое время прибытия

18:10

00:27

04;55

Длительность остановки, час.

0,4

0,22

0,2

Геопозиция

-

-

-

Отклонение от маршрута в км/час

12/0,6

23/1,4

8/0,4

Сверхнормативные затраты, руб.

180,33

345,64

120,2

Система позволяет оценить каждый отрезок, интервал времени в пути и пройденный километраж, а также где именно произошли отклонения и внеплановые остановки. Кроме этого, данная система анализирует расход топлива, следит за состоянием датчиков автомобиля, которая синхронизирована с данной программой, и вся информация поступает на сервер. Фактически, теперь не нужно использовать труд множества диспетчеров, которые должны в режиме реального времени смотреть на мониторы движения, созваниваться с водителями, отвлекая их от работы. Возвращаясь к датчикам веса в кузове, следует обратить внимание, что экспедиторы часто подрабатывают перевозкой дополнительного груза, который могут класть сверху основного.  Отсюда часто возникают внеплановые остановки, увеличение маршрута и порча основного груза. Рассмотрим еще один аспект управления перевозками и проведём детализацию времени в пути в таблице 3.

Таблица 3

Детализация времени в пути

Показатель

Краснодар-
Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону - Морозовск

Морозовск-
Волгоград

Итог

Время/ средняя скорость в пути

14:22-18:10/44,2

18:34-00:27/56,7

00:40-04:55/67,5

-

Фактический расход топлива, руб.

56,78 л./2526,71 руб.

109,11 л./4855,52 руб.

102,28 л./4551,7 руб.

11933,93 руб.

Средняя стоимость топлива, руб./литр

44,5

44,5

44,5

44,5

Система типа EPM также отражает экономические показатели движения автотранспорта. В таблице восемь детализируются каждый отрезок движения автотранспорта, который подключен к данной системе. Например, рассматривается количество часов в пути, средняя скорость, фактический расход топлива, его стоимость и т.д. Очень удобно анализировать стоимость конечной перевозки для большегруза, сравнивать затраты, которые возникают при идентичном маршруте, но разными экспедиторами. В ходе анализа данной информации можно установить оптимальное время прохождения маршрута, определить места для заправки, отдыха и многое другое.

Особое внимание следует уделить методу расчёта стоимости топлива и горюче-смазочных материалов, в расход которых характерен для той или иной модели автотранспорта. Представим формулу, в которую можно внести в данную программу, что поспособствует более точному расчету, который заявлен производителем:

Q = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) (1)

где, Q – расход топлива, л;

S – пробег тягача, км;

Gпр – собственная масса полуприцепа, т. (сцепленного с конкретным тягачём);

Hw – норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм;

W – объем транспортной работы, т.км : W = Gгр x Sгр (где Gгр – масса груза, т;

Sгр – пробег с грузом, км);

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме.

Hsan – норма расхода топлива на пробег тягача (седельного тягача с полуприцепом) в снаряженном состоянии без груза;

В настоящее время из-за отсутствия подобных систем на производстве, экспедиторы часто обманывают компанию, завышают расход автомобиля, поскольку замеряют только загруженные автомобили. Пустые большегрузы потребляют намного меньше топлива, чем заполненные продуктами. При этом, на основании расхода, можно даже установить появился ли дополнительный груз в ходе движения автотранспорта, которые могли положить по пути, нелегально. Теперь произведем расчет суммарного экономического эффекта от предлагаемых мероприятий, чтобы на основе него теперь рассчитать объем инвестиций и период окупаемости данного проекта (таблица 4).

Таблица 4

Эффективность предлагаемых мероприятий

Показатель

Плановые показатели

Фактические
(без использования EPM)

Нормируемый расход, л.

9335,04

11959,04

Расстояние, км

724

789,59

Время, час

12

13,93

Произведем перерасчет экономического эффекта в соответствующие единицы измерения и произведем оценку темпов прироста в таблице 5.

Таблица 5

Прирост экономического эффекта, чистая прибыль с 1 перевозки

Показатель

План

Факт

Темп прироста, %

Расстояние

724

789

8,98

Норма расхода

9335

11959

28,11

Руб на 1 км.

12,89

15,15

17,56

Таким образом, установлено, что прирост стоимости в ходе ручного управления логистикой компании, стоимость проезда в среднем возрастает на 17,5%. Иными словами, стоимость 1 км для компании обходятся в 15,15 руб/км.

Список литературы

  1. Акинфиев, В. К. Управление развитием интегрированных промышленных компаний. Теория и практика / В.К. Акинфиев. - М.: Ленанд, 2021. - 226 c.
  2. Балабанов, В. С. Инновационный менеджмент / В.С. Балабанов, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. - М.: Российская академия предпринимательства, Наука и образование, 2021. - 256 c.
  3. Имаи, Масааки Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества / Масааки Имаи. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 345 c.
  4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул и др. - М.: АНО "ИПЭВ", 2020. - 608 c.

Поделиться

924

Саруханов С. Ф., Дармилова Ж. Д. Оценка эффективности управления логистическими бизнес-процессами в сфере АПК // Инновационные результаты исследований в сфере естественных, технических и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 ноября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 86-90. URL: https://apni.ru/article/3186-otsenka-effektivnosti-upravleniya-logistiches

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января