научный журнал «Актуальные исследования» #52 (79), декабрь '21

Применение наглядного моделирования в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются приемы использования учителем-логопедом метода наглядного стимулирования в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях дошкольной образовательной организации.

Аннотация статьи
дети с ограниченными возможностями здоровья
состояние произносительной стороны речи и речевых психических функций
состояние моторной сферы
зрительно-пространственный гнозис и праксис
зрительное восприятие
слуховое внимание
поведение и психическая сфера
раннее психомоторное и речевое развитие
консультативная и информационно-просветительская работа
диагностическое обследование
организация развивающей предметной среды
коррекционно-развивающая логопедическая работа
федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Ключевые слова

В контексте внедрения федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется использованию педагогами инновационных методов и приемов при организации учебного процесса. Одним из таких методов является визуальное моделирование, которое рассматривается как продукт сложной познавательной деятельности, включающей мысленную обработку чувственно воспринимаемого исходного материала (В.В. Давыдов) и создание модели – обобщенной картины существенных свойств моделируемого объекта [5, с.17].

Учитывая специфику организации образовательного процесса дошкольного учреждения, «... моделирование – это наглядный и практический метод обучения, позволяющий детям эффективно усваивать знания об особенностях и скрытых особенностях предметов, окружающих их предметов, мире, о связях и отношениях между ними» [3, с.89].

Эффективность использования наглядных моделей в качестве учебных пособий для дошкольников основана на модельном характере основных видов деятельности детей: игры, рисования, лепки, конструирования. В игре дошкольники формируют отношения во взрослом мире, в строительстве – структуру предметов. Освоение моделирования становится основой для развития умственных способностей детей.

Визуальное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заменителя и работа с ним. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Подьяковым. Он заключается в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в доступной для него наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи предмета.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс использования наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что визуальные модели – это форма выявления и обозначения отношений, доступная дошкольникам (Леон Лоренцо, Л.М. Хализева и др.).

Ребенок, владеющий внешними формами замещения и визуального моделирования (использование символов, рисунков, схематических рисунков и т. д.) имеет возможность использовать в уме заместители и визуальные модели, представлять с их помощью того, о чем говорят взрослые, предвидеть возможные результаты своих действий.

Трудности в обучении детей с общим недоразвитием речи вызваны не только нарушением всех компонентов речи, но и недостаточной сформированностью процессов, связанных с речевой деятельностью. Процессы их восприятия протекают медленно, недостаточно избирательно, часто фрагментарно и не обобщенно.

Этим детям сложно изучать предметы, выделять желаемые свойства и, самое главное, обозначать эти свойства словом. Недостаточные процессы восприятия задерживают развитие всей познавательной деятельности ребенка. Это побуждает педагогов искать подходящие, актуальные и эффективные методы и приемы работы с детьми, отвечающие современным образовательным условиям и стандартам [3, с.41].

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи – это многоуровневое системное воздействие, затрагивающее все структурные компоненты речи. С этой точки зрения визуальное моделирование может служить основой, связующим звеном, позволяющим объединить все компоненты языка в единое целое, то есть формирование речевой системы.

Технология визуального моделирования позволяет одновременно активировать мыслительные операции детей с разными речевыми способностями. Включение различных схем в учебную деятельность позволяет дошкольникам не только слышать собственную речь или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок осваивает операции анализа и синтеза на основе наглядно представленного материала.

Визуальное моделирование заключается в воссоздании основных свойств исследуемого объекта, создании его заменителя и работе с ним. Метод визуального моделирования позволяет детям познакомиться с графическим способом подачи информации – макетом. Метод основан на использовании заменителя (модели), которым могут быть другие предметы, реалистичные и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы. Схемы поддержки – это попытка использовать зрительную, моторную и ассоциативную память для решения когнитивных задач [4, с.33].

Процесс моделирования включает три этапа: усвоение сенсорного материала, его перевод на знаково-символический язык и работа с моделью.

Следует подчеркнуть, что метод визуального моделирования в дошкольной логопедии называется по-разному. Например, В.К. Воробьева рассматривает особенности использования данного метода в логопедической практике как метода использования сенсорно-графических схем на занятиях; Т.В. Большева – использование коллажей, Л. Ефименков – схемы для написания рассказов [3, с.13].

С другой стороны, этот метод включает в себя различные формы реализации техник визуального моделирования. Его эффективность определяется тем, что дошкольный возраст – это этап развития образных форм сознания, в котором ребенок осваивает такие образные средства, как: сенсорные эталоны, символы, знаки, схемы, модели. А использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

В развитии просодических компонентов речи применяются графические изображения простых и сложных ритмов, основных видов интонации. На этапе формирования произносительных умений и навыков используются готовые модели основных артикуляционных укладов (модели артикуляционных укладов В.М. Акименко), комплексов упражнений артикуляционной гимнастики для различных групп звуков (Е.Н. Краузе). На этапе автоматизации звука в предложении и тексте учитель-логопед использует мнемодорожки, мнемотаблицы и готовые картинно-графические планы, которые позволяют ребёнку в процессе составления рассказов и предложений сосредоточиться на отрабатываемом звуке [3, с.23].

Использование метода визуального моделирования для исправления нарушений слоговой структуры слова позволяет детям образно представить себе структуру слова, используя заменители слогов, из которых оно состоит; узнать, как определить количество слогов в слове, соотнести слово со слоговой схемой.

Использование метода моделирования по коррекции лексико-грамматического строя речи предполагает формирование у детей умений анализировать языковой материал и систематизировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Данный метод позволяет ребёнку: осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить «понятие рода» предметов, явлений природы на основе их существенных признаков; способствовать расширению словарного запаса, усвоению различных типов предложений и предложно-падежных конструкций, формированию языкового чутья. Дети подбирают схемы к словам, к предлогам («маленьким словам»), придумывают предложения к схеме [5, с.16].

В процессе подготовки дошкольников к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет:

  • познакомить детей с понятием «слово» и его протяжённостью;
  • научить интонационно выделять звук в слове;
  • называть слова с заданным звуком, находить позицию звука в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твёрдые/мягкие звуки;
  • вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
  • формировать умения и навыки анализа и синтеза слов, предложений, подбора слов к звуковой модели, учиться графически изображать предложение, обозначая количество слов в предложении, его начало и конец;
  • отработать навык послогового чтения.

В коррекционно-педагогической работе по развитию связной речи у детей с ОНР применение метода наглядного моделирования будет способствовать:

  • усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передаче содержания события при помощи заместителей;
  • овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
  • формировать умение создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями [3, с.85].

Таким образом, метод наглядного моделирования открывает перед специалистами дошкольных образовательных организаций ряд дополнительных возможностей: использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, применение графической аналогии способствует развитию у дошкольников мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и систематизации.

Текст статьи
  1. Баранова Г.А. Формы логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики и образования. Сборник статей Заочной научно-практической конференции. М.: Изд-во ФИРО, 2015. С.92-96.
  2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2006. 98 с.
  3. Гаркуша Ю.Ф., Кроткова Т.Н. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи] // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. – СПб., 1999. 105 с.
  4. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / авт.-сост.: Т. А. Лира, Е. И. Мельник. – Мозырь: Содействие, 2007. 157 с.
  5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед: науч. - метод. журнал. – 2005. – № 1. – С. 16-19.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 января по 21 января
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 января
Загрузка в eLibrary
25 января
Рассылка печатных экземпляров
02 февраля