Туристские ресурсы являются основой для развития любого вида туризма. В Федеральном законе № 132-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристские ресурсы определяются как природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил [2].
Основой культурно-познавательного туризма является исторический и культурный потенциал страны, города или региона, который включает в себя всю социокультурную среду дестинации: традиции, обычаи, особенности быта населения. Таким образом, можно говорить о том, что практически любая местность имеет минимальный набор ресурсов для культурно-познавательного туризма, однако, для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного и исторического наследия, наличие нескольких объектов повышенного интереса туристов [1].
Анализ работ исследователей Кайдаловой Е. В. Науменко В.Е., Султанова Р.С., Мартынова А.И., Шер А.Я., Урядовой А.В., Савина Д.А. показал, что специалисты относят к ресурсам культурно-познавательного туризма:
- памятники археологии – остатки древних сооружений, следы трудовой или культовой деятельности древних людей, а также сами древние вещи, изготовленные когда-то человеком и найденные в процессе археологических раскопок. К ним относятся городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения и т.д.;
- культовую и гражданскую архитектуру. Посещение объектов культовой (храмовой или сакральной архитектуры), т.е. мест поклонения и священных религиозных объектов, таких, как церкви, храмы, мечети, синагоги, и др. так же может быть отнесено к культурно-познавательному туризму, т.к. туристы не всегда являются паломниками, особенно если речь идёт о памятниках сакрального зодчества прошлых эпох;
- малые и большие исторические города. К историческим городам относят населенные пункты, имеющие архитектурные памятники культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность. Так, например, в Ленинградской области к историческим городам относят Выборг, Гатчину, Лугу, Шлиссельбург, Ивангород и др.;
- исторические поселения. Существует перечень исторических поселений регионального и федерального значения. Историческим поселением называют населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия или объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения. Например, г. Санкт-Петербург или г. Выборг;
- музеи, театры, выставочные залы и др.;
- социокультурную инфраструктуру, которая является совокупностью видов деятельности и предприятий, предоставляющих услуги, которые способствуют воспроизводству сил человека, его интеллектуальному и физическому развитию. Например, к социально-культурной инфраструктуре относят предприятия и организации систем культуры, здравоохранения, образования, спортивно-оздоровительные учреждения и др.;
- этнографические объекты туристского интереса, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
- технические комплексы и сооружения.
Данная классификация ресурсов культурно-познавательного туризма является обобщением сделанным автором наиболее распространенных подходов, но не единственной.
Так, Сущинская М.Д. все ресурсы культурно-познавательного туризма подразделяет на две большие группы: собственно культурные достопримечательности и практики потребления культурных благ туристами. Каждая группа далее будет рассмотрена более подробно [3].
1. Собственно культурные достопримечательности включают в себя:
- материальные и нематериальные достижения в традиционных областях культуры, куда входит архитектура, литература, изобразительное искусство и т.д.,
- материальные и нематериальные результаты в новых, более современных областях культуры, это так называемые культурные индустрии (индустрии моды, кино, развлечений, графического и веб-дизайна и т.д.)
- повседневную жизнь и деятельность населения конкретной территории (быт, труд и досуг) как элементы истории и культуры, представляющие сегодня повышенный интерес для туристов. Следует отметить, что речь идёт не только о достижениях прошлых эпох (историко-культурное наследие), но и о современных культурных процессах.
Таким образом, если отталкиваться от времени формирования культурных ресурсов, то тогда возможно разделить все ресурсы на два вида:
- культурное наследие,
- современная культура.
Кроме того, объекты культурно-познавательного туризма можно разделить и по форме существования культурной достопримечательности:
- стационарные культурные достопримечательности, «привязанные» к определенной территории физически. Это здания и сооружения.
- культурные события, которые не «привязаны» к конкретной территории и теоретически, могут проводиться на различных локациях. Это различные фестивали, ярмарки и т.д.
Культурный базис достопримечательности разделяет культурные ресурсы на следующие категории:
- материальная культура (артефакты) – материальные атрибуты творческой, производственной и бытовой деятельности (орудия труда, одежда, жилище, произведения искусства и т. д.),
- нематериальная культура – художественные и культурные традиции, мифология и т.д.
2. Практики потребления культурных благ туристами. Туристская практика – это деятельность туриста в отношении посещаемой дестинации, которая представляет собой его компетентность и познания в сфере культуры и туризма.
Потенциал «туристской включенности», разделяет культурные ресурсы по степени культурной значимости и известности для туристов:
- культурные ценности общемирового значения, способные привлечь большие массы туристов. Это, например, художественные коллекции всемирного значения; памятные места, связанные с жизнью и деятельностью известных людей и т.п.
- культурные ценности, представляющие интерес и использующиеся в
основном местным населением (например, религиозные объекты и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки, парки и пр.).
В зависимости от того, каким образом используются культурно-исторические достопримечательности, их можно разделить следующим образом:
- познавательные, позволяющие приобрести новые знания в той или иной области;
- развлекательные, которые помогают туристу развеять скуку, расслабиться, отвлечься от повседневной жизни в рамках познавательной деятельности.
Важно учитывать, что объект культуры представляет собой, как правило, многомерный ресурс, который обладает различными классификационными признаками.