Культурно-познавательный туризм является одним из самых востребованных видов отдыха и досуга. Однако вместе с тем в сфере культурно-познавательного туризма существуют некоторые проблемы, которые сильно тормозят его активное развитие:
1. Во многих дестинациях культурно-познавательного туризма нет так называемого «якоря» для удержания туриста более, чем на один день. Если средняя продолжительность пребывания туриста на курорте составляет около 10 дней, то даже в наиболее известных городах, имеющих памятники культуры мирового уровня, как Санкт-Петербург или Венеция, редко составляет более двух дней, а если говорить о небольших городах или исторических поселках, то там туристы редко задерживаются более чем на несколько часов. Туристы заранее выбирают места и достопримечательности, которые они обязательно должны посетить. Таким образом, посетив какую-либо достопримечательность или дестинацию, они редко возвращаются вновь, ведь данный объект уже попал в их «коллекцию» туристских впечатлений.
2. Туристские ресурсы (объекты архитектуры, инженерные сооружения, природные объекты и т.п.) могут обладать «естественной» и «искусственной» аттрактивностью. Также могут создаваться «искусственные аттрактивные объекты». Поэтому более «бедные» на культурно-исторические ресурсы дестинации идут по пути культурной эмуляции, создавая специально памятники туристского интереса, провоцируя появление «новодела», например, «дом Черноголовых» в г. Рига (Латвия), «Дом Джульетты» в Вероне, «Рыбацкая деревня» в г. Калининграде и др.
3. Кроме того, ценностная шкала культурно-исторических ресурсов крайне подвижна, в зависимости от превалирующей идеологемы эпохи, поэтому не всегда туристские ресурсы могут сохранять высокий уровень аттрактивности в системе современного туризма, наглядный пример «ленинские места» и их судьба в туризме.
4. Туристская инфраструктура во многих особенно небольших городах развита недостаточно. Речь идёт не только о средствах размещения туристов, но и о предприятиях общественного питания, транспортной доступности некоторых объектов, практически полном отсутствии придорожного сервиса (зеленые стоянки).
5. Проблема сезонности в культурно-познавательном туризме. Данная проблема остро стоит не только для рассматриваемого вида туризма, но и для туризма в целом.
Под сезонностью понимают устойчиво повторяющуюся, характерную для данного места цикличность туристской деятельности, связанную с изменением условий рекреации [3].
Сезонность в туризме имеет следующие признаки:
- Главным туристским сезоном называют период максимально плотного потока туристов в дестинацию;
- По степени интенсивности туристского потока выделяют следующие сезоны или периоды:
«пик» – это наиболее благоприятный период для туристских поездок, его характеризует максимальная плотность туристского потока с наиболее комфортными для них условиями. Например, для культурно-познавательного туризма – это летний или весенний сезон.
«высокий» – присутствует достаточно высокий спрос на туристские услуги, однако, поток туристов уже не такой интенсивный, активность идет на спад;
«низкий» – сезон спада активности на туристском рынке, для этого периода характерно снижение цен на туристские услуги;
«мертвый» – период, когда спрос на туристские услуги становится максимально низким, например, для культурно-познавательного туризма – это сезон поздней осени или зимы.
- Более развитые в туристском отношении страны, регионы, города и отдельные дестинации, имеют более продолжительный туристский сезон, неравномерность туристского потока не такая явная;
- Факторы, оказывающие влияние на сезонность в туризме:
– природно-климатические;
– экономические;
– социальные;
– демографические;
– психологические;
– политическая обстановка, международное окружение и др.
6. Недостаточно внимания уделяется территориальному брендингу как объекту культурно-познавательного туризма.
Собственно территориальный брендинг выступает важным фактором продвижения территории, опирается на политический, экономический, социокультурный потенциал и природно-рекреационные ресурсы, а также на бренды товаров и услуг, локализованные в определенной географической местности. Туристский бренд – это региональный бренд, определяющий образ данного региона, это ассоциативная информация, которая сохраняется в памяти потребителей бренда, то есть всех, кто когда-либо сталкивался с ним [1]. Зачастую Администрация региона или местный Комитет по туризму ограничиваются созданием яркой эмблемы. А, ведь конкуренция за туристов включает создание и поддержание имиджа. Имидж любого туристического места находится под очень сильным влиянием его визуального образа, созданного кино и телевидением, музыкой, или знаменитостями.
Таким образом, разработанной эмблемы недостаточно, брендинг – это намного более широкое понятие.
Брендинг региона нацелен на:
- привлечение внешних и развитие внутренних рынков,
- целенаправленное формирование потребительского представления об уникальности территории,
- повышение узнаваемости территории, выгодного присутствия её образа в СМИ.
Функции туристского бренда территории заключаются в том, что он должен отражать важные преимущества территории. Бренд должен объединять в себе население, культурные традиции, экономическую и политическую деятельность, коммуникации с внутренней и внешней средой, должен сочетать в себе стратегии развития территории и те ценности, которые она готова предложить людям.
Процесс брендинга территорий – это сложный многофункциональный комплекс действий, который должен учитывать в себе множество факторов, от которых зависит успех всей брендинговой кампании.
Это порождает основные трудности и проблемы в отрасли, такие как:
- замена комплексного проекта бренда разработкой логотипа или PR-программой;
- отсутствие вовлечения жителей в процесс брендинга;
- отсутствие или нехватка квалифицированных исполнителей проекта брендинга;
- отсутствие внедрения разработанных рекомендаций.
7. Следующий вопрос заключается в отсутствии четкого регламента работы турагентств. После отмены лицензирования туристической деятельности турагенты не имеют документов, подтверждающих их профессиональный статус, что приводит к снижению степени доверия со стороны потребителей, а также со стороны туроператоров. Основная проблема турагентств – некачественное предоставление информации туристу, так как часто их основная цель – заработать деньги, а не максимально удовлетворить потребности клиента [2].
Минимизировать негативное влияние перечисленных выше факторов возможно на основе комплексного подхода, предусматривающего сочетание долгосрочных мероприятий, направленных на развитие туристской инфраструктуры, и средне- и краткосрочных мероприятий, ориентированных на формирование и продвижение разнообразных туристских продуктов, отражающих потенциальные туристские возможности города или региона.