Главная
АИ #33 (112)
Статьи журнала АИ #33 (112)
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию игровой деятельности

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

математические представления
ограниченные возможности здоровья
коррекционно-педагогическая работа
дидактическая игра
образовательный процесс
открытость и доступность
динамичность
наглядность
индивидуальный подход
самостоятельность
проблемность
игровые действия

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности использования в образовательном процессе разных видов игровой деятельности как средства формирования элементарных математических представлений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Текст статьи

Формирование элементарных математических представлений один из важных компонентов коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития, помогает осуществлению целенаправленных интеллектуальных действий. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

У большинства детей с ограниченными возможностями развития возникают трудности в усвоении материала с математическим содержанием, потому что представления о предметно-количественных отношениях, практические измерительные навыки и опыт действия с разнообразными совокупностями сформированы у детей недостаточно. У многих детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности при овладении составом числа, соотношение количества числа предметов с цифрой, прямым и обратным, порядковым счетом и т.д. В значительной степени это связано с тем, что понятие числа имеет сложную психофизическую структуру, связанную с пространственным восприятием множества объектов. Поэтому освоение счета требует высших форм мыслительной деятельности – анализа и синтеза, сформированных пространственных представлений.

Планируя подходы к математическому развитию детей, необходимо учитывать, что освоение дошкольников с ОВЗ математического опыта идет, как правило, двумя путями:

  • под руководством педагогов, т.е. проведение игры и НОД со специальным заданием;
  • и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка (использование всех многочисленных поводов, которые доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различные виды детской деятельности).

В коррекционно-развивающей работе с детьми указанные выше пути всегда тесно взаимодействуют между собой. Такое построение коррекционно-развивающей работы с ОВЗ включает в себя:

  • развитие математических способностей с учетом психофизических особенностей;
  • построение предметно-развивающей среды, способствующей развитию математических представлений в доступных и значимых для каждого ребенка видах деятельности;
  • поэтапное формирование математических представлений в предметно-практической, игровой, элементарной учебной и речевой деятельности.

В основном формирование математических представлений у детей с ОВЗ осуществляется в различных видах деятельности:

  • в повседневной жизни; привлечение внимания детей друг другу, оказание помощи, участие в коллективной деятельности с математическим содержанием, совместное выражение чувств, возникающих в зависимости от ее результата;
  • в специальных играх и упражнениях;
  • в обучении сюжетно-дидактическим и театрализованным играм, где вычленение, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно-временных отношений было целью и средством деятельности;
  • в непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений;
  • во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми и т.д.

Например, при построении занятий по формированию математических представлений следует учитывать основные методические принципы обучения детей с ОВЗ, как:

  • игровая форма обучения;
  • смена видов деятельности;
  • повторяемость программного материала;
  • обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия.

Из выше всех перечисленных основных методических принципов обучения детей по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста отводится конечно игровой деятельности, потому что игра – универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Главное преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность ребёнка, в которой он проявляет себя и видит результаты своих действий. Играет ребенок всегда по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса, а не его результата.

Также можно отметить, что игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, воображения и развитию речи, а также развитию наглядно-образного мышления. В ней закладываются основы творчества, в процессе игры моделируются логические конструкции, способствующие формированию логических структур мышления, а также создаются благоприятные условия для применения математических знаний [1].

В образовательном процессе игровая деятельность была, есть и будет выполнять для детей дошкольного возраста следующие основные функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, игро-терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности), диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры), функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей), социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития), межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).

Например, опираясь на исследования П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова, можно определить следующий перечень принципов организации игровой деятельности: активности, открытости и доступности, динамичности, наглядности, занимательности и эмоциональности, принцип индивидуальности, коллективности, целеустремленности, самодеятельности и самостоятельности, соревновательности, достоверности и повторяемости, результативности и т.д. [2].

Таким образом, мы можем отметить, что целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной организации игровой деятельности может гарантировать высокий уровень воспитательного, развивающего и дидактического влияния на детей, а также способствовать развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Следует отметить, что игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих, как средство побуждения детей к участию в различных видах деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях осуществляется по следующим основным направлениям, такими как:

  • дидактическая цель педагогической игры ставится перед дошкольниками в форме игровой задачи;
  • выполняемая детьми деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в игровую деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом и т.д.

Рассмотрим, некоторые дидактические игры, так как они имеют большое значение и занимают особое место в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, которые конечно же направленные на формирование элементарных математических представлений дошкольников. Это те игры, которые специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых математических способностей детей.

Например, такие дидактические игры как «Кто знает, пусть дальше считает», «Найди такую же», «Чего не стало», «Какое число пропущено?», «Разрезные геометрические фигуры», «Чудесный мешочек», игры с мячом «Назови соседей числа», где дети стоят в кругу, а воспитатель называет любое число до 10 и бросает ребенку, тот ловит мяч и называет соседей числа, следующая игра с мячом «Скажи наоборот», где дети также стоят в кругу, воспитатель бросает мяч, ребенок ловит, слушает: «низкий», и бросает мяч обратно воспитателю отвечая «высокий» и т.д. [6].

Цель этих всех игр в основном направлена на закрепления навыков порядкового, обратного и прямого счета, развития логического мышления, воображения, памяти, развитию зрительного внимания, составлению задач, закреплению и знанию геометрических фигур и цифр, развитию навыков увеличения и уменьшения числа в пределах 10 на единицу, в ориентировании детей в пространстве, листе бумаги и т.д.

Таким образом, мы можем отметить, что дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для дошкольников деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замыселпредлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.

Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой замысел, т.е. ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются дошкольнику, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определенные движения, в-третьих – обменяться предметами и т.п. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками [4].

Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов и пр. Дидактическая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо усваиваются дошкольниками и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей [5].

Мы можем отметить, что в дошкольном возрасте дидактические игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности, а также формированию математических представлений у старших дошкольников.

Нужно обязательно подчеркнуть, что дидактическая игра, является ведущим видом деятельности ребёнка с ОВЗ в дошкольном возрасте. Играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Такие игры содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний [3]. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Если рассматривать, систему сюжетно-игровых занятий и игр по формированию элементарных математических представлений, она в первую очередь взаимосвязана с обучением другим видам деятельности (развитие речи, формирование представлений о себе и окружающем мире, конструирование, театрализованная, игровая деятельность). Учитывая основную задачу воспитательно-образовательной работы с детьми, то есть целостное развитие их личности, содержание системы занятий выстроено по концентрическому принципу: предлагаемый для усвоения материал (количественные, временные, геометрические, пространственные, величинные представления) постепенно усложняется.

В системе сюжетно-игровых игр и занятий большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, а также работе над развитием графомоторных функций. Для более успешного формирования элементарных математических представлений детям предлагается практический материал, который успешно используется как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми.

Разнообразные стенды, изготовленные из ковролина, индивидуальные шахматные доски, направлены на развитие общей и мелкой моторики, на формирование умения ориентироваться на плоскости, на закрепление знания геометрических фигур, цифр и математических знаков.

Задействование тактильного анализатора и использование различных материалов, способствует развитию тактильной памяти, профилактике дисграфии и зеркального письма. С этой целью используются цифры из разного материала: наждачной и бархатной бумаги, из гречневой крупы и шнура, плоскостные и объемные геометрические фигуры. А также игра «Волшебный мешочек»: ребенку дается задание, на ощупь определить цифру или геометрическую фигуру, которая лежит в мешочке. Затем можно предложить детям выложить ответ из счетных палочек или спичек, как самостоятельно, так и используя образец для выкладывания.

Для формирования математических представлений значимой является предметно-практическая деятельность, игровая, речевая и трудовая деятельность. Данная работа включает: формирование познавательного интереса к деятельности с математическим содержанием; развитие познавательных процессов во взаимосвязи с развитием и коррекцией речи, развитие математических способностей, с учетом психофизических особенностей детей; выбор принципов, методов и содержания работы в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей; построение предметно-развивающей среды способствующей формированию и развитию математических представлений в доступных и значимых для каждого ребенка видах деятельности; поэтапное математическое развитие в предметно-практической, трудовой, игровой и речевой деятельности.

Список литературы

  1. Виммельбухи. Большая книжка ходилок, бродилок и лабиринтов. – М., Издательство: Клевер-Медиа-Групп, 2019. - 39 с.
  2. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. – Волгоград: 2016. – 171 с.
  3. Винокурова Н. 200 развивающих заданий на весь год. – М.: КлеверМедиа-Групп, 2017. – 127с.
  4. Мейер О. Самые запутанные головоломки и кроссворды. – М.: КлеверМедиа-Групп, 2019. – 47с.
  5. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стрелебева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 256 с.
  6. Формирование математических представлений: конспекты занятий/ авт.сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева, Т.А. Терпак. – Волгоград: Учитель, 2019. – 223 с.

Поделиться

2309

Старченко Т. С., Чумаченко Е. Ю., Доронина С. И. Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию игровой деятельности // Актуальные исследования. 2022. №33 (112). С. 84-88. URL: https://apni.ru/article/4503-formirovanie-elementarnikh-matematicheskikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января