Первостепенной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Такое развитие личности обучающегося предъявляет особые требования к образованию. В соответствии с ними к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися ООП ОО в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Содержание понятия «читательская грамотность» включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).
Чтение – это многогранная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на:
- содержании (типах текстов);
- проверяемых видах деятельности;
- ситуациях, в которых читаются письменные тексты за пределами школы.
На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества.
Если сегодня это не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность. В чем же причины падения интереса к чтению? В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения? Это:
- не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата);
- не читающие книги родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг и делает вывод, что в этом нет необходимости);
- утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере).
Как такую глобальную проблему может решить обычный учитель? Он может в каждом своём ученике раскрыть умения, и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также помочь ему научиться учиться.
Функциональное чтение формируется не только на уроках литературы, но и в повседневной жизни. Необходимо порекомендовать тексты следующих стилей для формирования навыков читательской грамотности:
- публицистический стиль (газеты, журналы, новостные ленты);
- научно-популярный стиль (учебные тексты, научн-опопулярные журналы, энциклопедии).
В программе по предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:
- осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
- уметь извлекать информацию из разных источников;
- учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
- уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
- реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Чтение художественных произведений является наиболее значимым фактором культурного развития.
Группы текстов для изучения на уроке литературы:
Информационные тексты (НЕ образно-оценочные) |
Публицистические тексты (оценочно-информационное восприятие) |
Художественные тексты (образно-оценочное восприятие) |
|
|
|
Формирование читательской грамотности школьников на уроках литературы предполагает использование разнообразных приемов.
Выбор приемов должен быть таким, чтобы в процессе работы в ребенке произошли изменения, которые повысят результаты обучения.
В своей работе применяю технологию критического мышления. В рамках данной технологии предлагается использование следующих приемов:
- «верные - неверные утверждения». Цель использования приема на этапе «Стадия вызова»: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах обучающиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает: «Что хочу знать?»;
- «кластер». Цель использования: стимулирование и активизация мыслительной деятельности. Прием приводит в действие все полученные ранее знания ребят, способствует развитию устной речи (требуется произносить полные ответы);
- прием «работа с вопросником». Используется при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт;
- прием «уголки». Его использование предполагается при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами из текста;
- прием «синквейн». Этот прием является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к прочитанному событию, подводить итоги размышления.
Актуальной является и проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель. Согласованные методы и способы деятельности обеспечивают достижение результата – создание проекта.
Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:
- написание сочинения-рассуждения на заданную тему;
- выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;
- сочинение своего стихотворения, басни, сказки.
Информационно-коммуникационная технология в рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она предусматривает работу с разными источниками информации. При проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.
Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение информации, формирование навыков общения и взаимодействия. Также в работе по развитию читательской грамотности школьников используются литературные игры. Литературные игры интересны и полезны школьникам. В основе их лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воспроизведение строк стихотворения по данным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям, отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий произведений по серии вопросов, узнавание героев и книг по описанию.
Таким образом, сочетание указанных технологий способствует эффективной организации работы на уроке литературы по формированию читательской грамотности, обеспечивает развитие у школьников навыков мышления и рефлексии, способствует повышению результатов обучения.