Главная
АИ #24 (154)
Статьи журнала АИ #24 (154)
Формирование читательской грамотности у обучающихся как условие повышения качест...

Формирование читательской грамотности у обучающихся как условие повышения качества образования

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

читательская грамотность
педагогические технологии
приёмы
функциональное чтение
результаты обучения

Аннотация статьи

В статье обоснована актуальность темы, определены конкретные цели и задачи. В современном мире важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию.

Текст статьи

Первостепенной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Такое развитие личности обучающегося предъявляет особые требования к образованию. В соответствии с ними к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися ООП ОО в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Содержание понятия «читательская грамотность» включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).

Чтение – это многогранная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на:

  • содержании (типах текстов);
  • проверяемых видах деятельности;
  • ситуациях, в которых читаются письменные тексты за пределами школы.

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества.

Если сегодня это не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность. В чем же причины падения интереса к чтению? В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения? Это:

  • не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата);
  • не читающие книги родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг и делает вывод, что в этом нет необходимости);
  • утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере).

Как такую глобальную проблему может решить обычный учитель? Он может в каждом своём ученике раскрыть умения, и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также помочь ему научиться учиться.

Функциональное чтение формируется не только на уроках литературы, но и в повседневной жизни. Необходимо порекомендовать тексты следующих стилей для формирования навыков читательской грамотности:

  • публицистический стиль (газеты, журналы, новостные ленты);
  • научно-популярный стиль (учебные тексты, научн-опопулярные журналы, энциклопедии).

В программе по предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

  • осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
  • уметь извлекать информацию из разных источников;
  • учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
  • уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
  • уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
  • реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Чтение художественных произведений является наиболее значимым фактором культурного развития.

Группы текстов для изучения на уроке литературы:

Информационные тексты (НЕ образно-оценочные)

Публицистические тексты (оценочно-информационное восприятие)

Художественные тексты (образно-оценочное восприятие)

  • биографии писателей
  • статьи по теории литературы
  • литературоведческие статьи
  • критические статьи
  • тексты произведений художественной литературы
  • тексты мемуарных произведений

Формирование читательской грамотности школьников на уроках литературы предполагает использование разнообразных приемов.

Выбор приемов должен быть таким, чтобы в процессе работы в ребенке произошли изменения, которые повысят результаты обучения.

В своей работе применяю технологию критического мышления. В рамках данной технологии предлагается использование следующих приемов:

  • «верные - неверные утверждения». Цель использования приема на этапе «Стадия вызова»: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах обучающиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает: «Что хочу знать?»;
  • «кластер». Цель использования: стимулирование и активизация мыслительной деятельности. Прием приводит в действие все полученные ранее знания ребят, способствует развитию устной речи (требуется произносить полные ответы);
  • прием «работа с вопросником». Используется при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт;
  • прием «уголки». Его использование предполагается при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами из текста;
  • прием «синквейн». Этот прием является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к прочитанному событию, подводить итоги размышления.

Актуальной является и проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель. Согласованные методы и способы деятельности обеспечивают достижение результата – создание проекта.

Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:

  1. написание сочинения-рассуждения на заданную тему;
  2. выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;
  3. сочинение своего стихотворения, басни, сказки.

Информационно-коммуникационная технология в рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она предусматривает работу с разными источниками информации. При проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение информации, формирование навыков общения и взаимодействия. Также в работе по развитию читательской грамотности школьников используются литературные игры. Литературные игры интересны и полезны школьникам. В основе их лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воспроизведение строк стихотворения по данным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям, отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий произведений по серии вопросов, узнавание героев и книг по описанию.

Таким образом, сочетание указанных технологий способствует эффективной организации работы на уроке литературы по формированию читательской грамотности, обеспечивает развитие у школьников навыков мышления и рефлексии, способствует повышению результатов обучения.

Список литературы

  1. Добротина И.Н. Читательская грамотность школьника (5-9 классы): книга для учителя/ [О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.П. Васильевых и др.]; под ред. И.Н. Добротиной. – М.: Российский учебник: Вента-граф, 2018. -144с.
  2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.
  3. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения. – М.: Форум, 2013.

Поделиться

2028

Валуйская Т. Г. Формирование читательской грамотности у обучающихся как условие повышения качества образования // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.II.С. 72-74. URL: https://apni.ru/article/6556-formirovanie-chitatelskoj-gramotnosti-u-obuch

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря