Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе. Нарушения письма представляют собой одну из постоянных проблем общеобразовательной школы, поскольку письмо из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Психологи и педагоги придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим психологи и нейрофизиологи Б.Х. Ананьев, Е.В. Гурьянов, А.Р. Лурия называют навыки письма и чтения ведущими в любой сознательной деятельности человека.
Нарушения письма представляют собой одну из постоянных проблем общеобразовательной школы. Ошибки письма нередко являются труднокоррегируемыми в условиях массового обучения и носят стойкий характер на протяжении всего процесса начального обучения. Такие устойчивые ошибки называются специфическими ошибками письма. Они не связаны с процессом усвоения морфологического принципа русской грамматики и диагностируются как дисграфические.
Исследования последних лет указывают на взаимосвязь трудностей овладения навыком письма у младших школьников не только с недоразвитием речи, но и с несформированностью ряда гностических и моторных функций, принимающих непосредственное участие в осуществлении процесса письма. (О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и др.). Именно с этими трудностями, по мнению авторов, связано возникновение оптических нарушений письма, часто встречающихся в письменных работах учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Оптические ошибки отличаются стойкостью, препятствуя полноценному становлению у детей навыка письма. В связи с этим одной из актуальных проблем современной логопедии остаётся совершенствование методов и приёмов коррекции оптических нарушений письма у младших школьников. Исследования А.Р. Лурия и других продемонстрировали зависимость успешности первых письменных упражнений от имеющегося у детей графического опыта.
Многочисленные исследования дают сведения о состоянии психофизиологических функций у детей с ОНР. Так, у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются низкие показатели зрительного гнозиса, переработки зрительно-пространственной информации (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина и др.), регистрируется некоторая двигательная недостаточность (К. Орфинская, Н.Н. Трауготт, В.И. Селивёрстов, Т.Б. Филичева, Г.Ф. Чиркина, Т.А Фотекова и др.). Перечисленные нарушения в дальнейшем могут привести к возникновению оптической дисграфии.
С целью предупреждения оптических нарушений письма уже в дошкольном возрасте должна проводиться профилактическая работа по формированию зрительных функций, участвующих в процессе письма. Исходя из этого необходимо использовать приёмы, направленные на развитие зрительного внимания и гнозиса, зрительно-пространственного восприятия, мыслительных операций на оптическом материале. Данные приёмы могут использоваться на групповых занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в работе детей с воспитателями, в работе детей с родителями по закреплению материала.
Работа по развитию зрительного внимания направлена на совершенствование свойств, от уровня сформированности которых зависит качество овладения графической информацией. В процессе выполнения заданий формируется концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость, объём зрительного внимания. Развивается произвольное внимание.
Для развития зрительного внимания можно предложить следующие задания: нахождение «спрятанных» в рисунке изображений; выделение фрагмента по образцу в ряду знаков или объектов; рисование недостающих деталей изображения; определение несоответствия рисунка реальности; раскрашивание или соединение линиями одинаковых изображений в ряду; подбор соответствующих друг другу изображений (варежек, чашек и т.д.); нахождение заданной фигуры (буквы, цифры, слога, слова) или их сочетания в ряду; дописывание недостающих букв или цифр в заданных сочетаниях с опорой на образец.
Работа по развитию зрительно-гностической функции включает узнавание, различение и называние предметов по величине, форме и цвету.
Узнавание, различение и называние предметов по величине: расположение карточек в порядке постепенного увеличения (или уменьшения) изображений на них; раскрашивание или обведение по контуру изображений, которые больше, меньше или соответствуют заданному рисунку по величине (нахождение птенцов, которые могли вылупиться из яйца определенной величины и т.д.).
Узнавание, различение и называние предметов по форме: расположение картинок в определённом порядке (в зависимости от изменения формы изображений), группировка изображений по форме, подбор заданных в образце фигур с называнием соответствующих геометрических форм, дополнение симметричных контурных изображений, завершение незаконченных изображений с опорой на образец, дополнение изображений необходимыми элементами путём выбора из имеющихся деталей, нахождение заданной формы в ряде других («Помоги повару найти печенье нужной формы» и т.д.), выбор предмета с опорой на форму его элементов («В каком доме живёт котёнок?» и т.д.), группировка изображений по их геометрической основе, выделение изображений из зашумлённого рисунка с их последующим обведением или изображением, узнавание предмета по их теневому силуэту.
Узнавание, различение и называние предметов по цвету: называние добавившегося или исчезнувшего цвета в ряду, группировка предметов по цвету, подбор к рисунку подходящих по цвету элементов, расположение картинок в нужной последовательности с опорой на окраску (переход от одного оттенка к другому, от одной тональности к другой и т.д.), раскладывание разноцветных карточек в заданном порядке («Продолжи узор» и т.д.), вычёркивание заданных цветов из цветовой колонки (вариант вычёркивание фигуры или буквы определённого цвета).
Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия направлена на совершенствование функции, обеспечивающей переработку пространственных характеристик зрительных образов букв, определение их типологических свойств, актуализацию зрительно-пространственных образов букв, ориентацию элементов буквы, собственно буквы, строки в пространстве ориентировку на листе тетради.
Приведём некоторые приемы, направленные на развитие у дошкольников зрительно-пространственного восприятия: размещение или изображение предметов на листе бумаги в соответствии с инструкцией, рисование недостающей половины изображения (правой или левой), отражений фигур в «зеркале» или в «реке», нахождение и объяснение пространственных ошибок художника в композиции, узнавание на рисунке правой и левой варежки (ботинка и т.д.) с учётом имевшегося на них узора, раскрашивание заданных изображений среди наложенных друг на друга.
Успешно проведённая профилактика предпосылок оптической дисграфии в дошкольном возрасте позволит ребёнку без особых затруднений овладеть грамотой. А в дальнейшем не придётся говорить о коррекции оптической дисграфии, поскольку для её возникновения просто не останется почвы.