Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Стадии развития детско-родительских отношений от рождения до трёх лет

Стадии развития детско-родительских отношений от рождения до трёх лет

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

стадия
развитие
родители
ребёнок
отношения
первые годы жизни
педагогика
психология
семья

Аннотация статьи

Психологическая наука в последние годы значительной степени характеризуется обращением к наиболее ранним этапам развития человека. В настоящее время подчеркивается важность изучения развития ребенка в естественном окружении, прежде всего во взаимодействии с наиболее близким человеком – матерью. Актуальность темы заключается в том, что проблема формирования адекватных детско-родительских взаимоотношений встает с самых первых дней жизни ребенка и имеет важное теоретическое и практическое значение.

Текст статьи

За первые 3 года жизни ребенок проделывает огромный путь от крохи, постоянно нуждающегося в маминой заботе до вполне самостоятельного маленького человека. Этот стремительный прогресс с одной стороны часть естественного процесса взросления, с другой – результат отношений, которые вы выстраиваете с ребенком, ваших ожиданий друг от друга и, конечно, любви. Это важные годы, когда закладывается фундамент психики ребенка, его отношения к миру, к себе и другим [8].

Интерес к семье как объекту социально-философского осмысления возник давно. В творчестве таких величайших мыслителей античности, как Сократ, Платон и Аристотель, очень четко прослеживается главная роль брачно-семейных отношений в жизни человека, а также в различных отраслях знаний – психологии, педагогике, истории, культуре, религии, литературе и др.

В Большой современной энциклопедии по педагогике говорится, что: семейные традиции и добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности». Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности. Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые раньше были найдены старшими членами семьи, и сделать их достоянием подрастающего поколения [7].

Положение о том, что становление деятельной, творческой и ответственной личности ребенка происходит в рамках взаимодействия со взрослыми, является главным для современной психологии и педагогики. На протяжении длительного периода онтогенеза важнейшую роль в личностном развитии ребенка играет родитель. Роль родителей как педагогов – учителей закреплена на уровне государства, а именно в п. 1 ст. 18 ФЗ РФ «Об образовании»: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

С самого рождения малыш получает от нас достаточное количество сигналов, которые стимулируют или, напротив, задерживают развитие разных сторон его личности. Когда мы берем его на руки, обращаемся к его личности, ухаживаем за ним, он получает от этого удовольствие, радуется нам. Это является его фундаментом, на котором будет основываться его отношение к себе, его чувство самоценности. Сам мир наших малышей состоит из множества фрагментов, а именно: это мамина грудь или теплая бутылочка, мягкие руки, нежнейший голос, яркие звуки и оттенки погремушек. Конечно, младенец нуждается в хорошем уходе, но главное, что ему жизненно необходимо – формирование хорошего эмоционального контакта с мамой. Чувство безопасности и доверия – тот драгоценный дар, который он может получить от родителей, а особенно от мамы, чтобы пройти все этапы жизненного пути к взрослению [1].

Появившись на свет, ребенок продолжает находиться в состоянии слияния с матерью, и этот период приблизительно равен времени, которое он провел в утробе. Это рай для двоих, когда мама и ребенок чувствуют себя одним целым.

 Это период бесконечных открытий, когда малыш проявляет неуемное любопытство ко всему, что его окружает. Это чудесное время, когда вы можете начать открывать для себя все заново вместе со своим ребенком.

В течение первого года жизни его представление о себе прогрессирует и становится с одной стороны более детальным, а с другой, более цельным.

Семья – это самая ценная и необходимая предпосылка воспитания счастливого ребенка. Только в семье возможно создание необходимых условий для воспитания счастливой личности. В свою очередь, основной ценностью в современной семье является ребенок, он одухотворяет внутренний мир родителей, вносит смысл в их жизни, побуждает к творчеству и наполняет их сердце и ум счастьем.

Однако период от рождения до года остается недостаточно исследованным в аспекте коммуникативного поведения. Сложность изучения данного вопроса возникает из-за постоянно меняющегося поведения младенца, каждый из периодов развития и взросления ребенка имеет свои особенности.

Возраст ребенка, начиная от 8 месяцев до 12 месяцев называется у психологов стадией «образа зеркала-отражения». При виде своего образа в зеркале ребенок начинает радоваться и испытывает огромное удовольствие при разглядывании своего отражения. Но перед зеркалом ребенок оказывается не один, его держит на руках один из родителей, который указывает ему, жестами и словами, на его собственное отражение. Ребенок перед зеркалом сначала узнает другого держащего его человека, а потом себя, еще позднее, ближе к 1.5 годам, он узнает себя уже на фотографиях. Данный этап в жизни малыша является важнейшим [3].

После полутора лет ребенок начинает проявлять интерес к себе подобным. При этом он воспринимает другого как своего двойника, с любопытством его разглядывает, а может и не слишком деликатно схватить его за нос, за волосы, или чересчур крепко обнять. Он пока не понимает, чем он отличается от другого, но одновременно он убежден, что его товарищ по игре такой же, как и он.

Начиная с 1 года и 8 месяцев ребенок, пытаясь утвердиться как отдельная личность, доказывает нам, что он также как и взрослый может иметь свое собственное мнение, которое не всегда может быть схоже с родительским. Данный период психологи называют кризисом противоречия, который говорит о росте и развитии малыша.

Между 2 и 3 годами наше дитя только и повторяет это слово. Этим «я», он делает еще один шаг в самоутверждении. Он говорит: «Я сам!» чтобы освободиться от родительской опеки. Так он продолжает отстаивать свое право на независимое существование, но уже в положительном фрагменте, в отличие от «кризиса противоречия». Он говорит: «Мне, мое», так как хочет все получать первым, раньше других. В данный период роста и взросления малыша он не понимает, что существуют также другие дети с такими же характеристиками и потребностями. Одновременно с этим, все, что нравиться ребенку, он считает своей собственностью, не желает делиться, дать поиграть со своими предметами другим детям. Для наших деток данный период является сложным, взять и одолжить на время другому ребенку свою игрушку является для малыша крахов, чем-то невозможным, т.к. каждая вещь, которая по душе ребенка, является для него его неделимой частью. Отказом ребенок защищает себя от угрозы в отношении своей еще хрупкой личности [5].

В три года у ребенка формируется прочное целостное переживание себя, данный период является основой для дальнейшего построении личности. Мир ребенка делится на «Я» и «Другие», и он может обозначить свое отношение и к себе и другим людям.

К четвертому году жизни ребенок способен сформулировать то, что его отличает от других: «Я хорошо играю в футбол... а Маша быстро бегает». Сравнивая себя с другими, он получает более или менее точное представление о себе. В этом возрасте появление в семье младшего ребенка или визит гостей больше не будут восприниматься им как угроза для его личности [4].

Однако период от рождения до года остается недостаточно исследованным в аспекте коммуникативного поведения. Сложность изучения данного вопроса возникает из-за постоянно меняющегося поведения младенца, каждый из периодов развития которого имеет свою специфику.

Актуальной задачей современной психологии является изучение социально-психологических факторов, способствующих развитию личности ребенка. Особый интерес представляет исследование личности подростка во взаимосвязи с такой значимой для его социальной ситуации развития сферой как родительско-детские отношения.

Семья похожа на живой организм и в своем развитии проходит обычные этапы, которые можно назвать уровнями развития семьи. Это период ухаживания, далее совместная жизнь без детей, далее – семья с маленьким ребенком, зрелая семья и семья со взрослыми детьми. Потом дети покидают родителей, выходя в самостоятельную жизнь. Если эти переходы с этапа на этап протекают с трудностями, то такой трудный и болезненный этап именуется кризисом в отношениях.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой был близок в оценке и роли семьи для государства, в своих трудах он писал: «Семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников».

Так же выдающийся философ Ф. Энгельсон, был близок в оценке этого вопроса и называл семью «…малой социальной ячейки государства». Для ребенка семья является главенственным защитником, образцом для подражания и источником жизненного опыта [5].

Конфуций в своих трудах писал, что: необходимо установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви других другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни».

Основоположником в исследовании вопроса родительского воспитания является А. Адлер. Он при описании стилей родительского воспитания и детско-родительского отношения основывался на тех жизненных неблагоприятных ситуациях, произошедших в его собственном детстве.

Он подчеркивал, что: «Попустительство и вседозволенность со стороны родителей приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми». Ребенок, который эмоционально отвергается родителями, будет не придавать должного значения собственным силам, и придумывать трудности жизненных ситуациях, у них могут складываться сложности в межличностных отношениях [6].

В своих научно-жизненных наблюдениях и их анализе А. Адлер утверждает: «Стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя. Родительское отношение, оказывает непосредственное 12 влияние на формирование стиля жизни ребенка». Согласно представлениям А. Адлера, жизненный стиль ребенка как личности, формируется очень рано, в возрасте до 5 лет.

Качества, которые приобретаются в семье, ребенок принимает и сохраняет в течение жизни. Роль воспитания оценивается, и имеет большую значимость для него, потому что наибольшую часть своей жизни он проводит в семье и именно там закладывается фундамент его личности.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2012 г.
  2. Алмазова О. В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сиблинговтема Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по ВАК РФ 19.00.13, 2015.
  3. Бене Е. Диагностика эмоциональных отношений в семье [Текст] / Е. Бене // Семейная психология и семейная терапия. – М., 1999.
  4. Богданова Н.В. Шаг за шагом. Важные этапы развития личности от 0 до 3-х. // Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.b17.ru/article/60171/
  5. Дюльдина Ж.Н. Семейные ценности и традиции как основы основ российского общества и государства // Власть, № 11, 2019.
  6. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – М., 2015.
  7. Чернов Д.Н. Субъектно-деятельностный подход к изучению детско-родительских отношений // Russian Journal of Education and Psychology, vol. 5, № 1, 2011.
  8. Шмелев A.С. Острые углы семейного круга. – М., Владос, 2015.

Поделиться

1094

Григорян Г. А. Стадии развития детско-родительских отношений от рождения до трёх лет // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.III.С. 60-63. URL: https://apni.ru/article/7669-stadii-razvitiya-detsko-roditelskikh-otnoshen

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января