Детско-родительские отношения в современной психологической литературе

В современных семьях динамика взаимоотношений между родителями и детьми становится проблемой, оказывающей существенное влияние на уровень счастья и удовлетворенности каждого из участников этой взаимосвязи. Статья предлагает рассмотреть основные аспекты эффективного воспитания детей в семье, но также выделяет ряд типичных проблем, с которыми сталкиваются современные родители.

Аннотация статьи
семья
родительская опека
детско-родительские отношения
дошкольник
психология
Ключевые слова

Во многих семьях детско-родительские отношения становятся настоящей болевой точкой: родители часто жалуются на проблемы с детьми. А ведь от того, насколько успешно родители решают проблемы воспитания детей в семье, в конечном счете, зависит насколько родители и дети счастливы, и приносит ли им удовольствие общение друг с другом.

В данном исследовании мы предлагаем вашему вниманию статью, в которой в общих чертах говорится об эффективных приемах воспитания детей в семье, это далеко не все проблемы детско-родительских отношений, которые встречаются в жизни.

К сожалению, наш родительский опыт доказал, что воспитание детей в семье при помощи крика, критики, увещеваний, чтения нотаций и поучений не дает желаемого результата. Телесные и физические наказания детей делают их поведение только хуже:

  • Ребенок-провокатор. В консультативной практике часто слышится от родителей: «Мой ребенок так плохо себя ведет, что доводит меня до бешенства», «Порой я готова убить своего ребенка», «Я схожу с ума от поступков сына/дочери».
  • Мой ребенок сидит в телефоне, в планшете (в гаджете). Ни для кого не секрет, что современный мир невозможно представить без средства общения как гаджеты. Мы как родители задаемся вопросом, а можно ли нашим детям играть в гаджеты? Сидение за смартфоном, ноутбуком и т.п. радикально снижает способность и мотивацию детей к чтению и образованию.
  • Раздражительный ребенок. Вспышки раздражения и гнева у детей. В настоящее время в нашем обществе сложилась тенденция, позволяющая открыто выражать свои чувства, эмоции, без обдумываний, без оглядки на рамки приличия. Собственные чувства и эмоции личности стали первоочередной, чем чувства и эмоции другой личности.
  • Ноющий ребенок. Многие маленькие дети плачут, ноют, привлекая тем самым внимание окружающих, в первую очередь – родителей. В основном, данное явление с каждым годом жизни малыша проходит постепенно, но каждый родитель желает, чтоб это время наступило ранее, чем ожидается.
  • Обман, ложь у ребенка. Воровство среди детей. Данные вещи являются большими проблемами, с которыми сталкиваются достаточное количество родителей, воспитывая свое чадо. И каждый из нас, сталкиваясь с этим, задумывается над вопросами: «А почему мой ребенок крадет?» «Почему ребенок обманывает?»
  • Мой ребенок дерется. Многие родители обращаются за помощью психолога по вопросу того, что их ребенок часто устраивает драки, особенно беспричинно. Несмотря на то, что многие родители до сих пор считают, что драки детей в семье – это естественное явление, и что все дети дерутся, особенно мальчики, многие родители жалуются на то, что они устали от детских драк, постоянных жалоб детей друг на друга.
  • Проблемы с успеваемостью в школе. Ребенок плохо учится в школе. Обучение в образовательном учреждении и выполнение домашних заданий является большой проблемой для большинства родителей и детей. Таким образом, выполнение домашних заданий, так же как и проблемы с учебой становятся зоной ответственности родителей. Одновременно с этим родители должны следить за успеваемостью в школе своего чада.

Ребенок спит с родителями. Иногда ребенок спит с родителями в одной постели из-за того, что малышу во сне приснилось что-то страшное. Дети в тепле родительской любви находят успокоение. В данной ситуации родители должны объяснить ребенку, что это мимолетное явление, что ничего страшного в этом нет, нужно успокоиться, побыть с матерью несколько минут и вернуться в свою кроватку. Но ни в коем случае нельзя оставлять ребенка в своей супружеской кровати, ребенок должен знать, что является его, а что является запрещенным для него, является родительским.

Дети помогают родителям. Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Многие родители думают, что нельзя пользоваться помощью ребенка, т.к. он должен почувствовать свое детство, беззаботное и бесхлопотное.

Утренний подъем. Для многих родителей является большой проблемой разбудить ребенка с утра и отправить в садик /школу. В таких семьях обязательно есть кто-то, кто разбудит ребенка, несмотря на то, что жалко в глазах родителя сон его чуда.

В психологии и педагогике семья определяется как небольшая социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными функциями и характеристиками и объект влияния (ребёнок), который так же наделен функциями, 19 свойствами и характеристиками. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния.

В толковом словаре советского лингвиста С.И. Ожегова семья определяется как группа живущих вместе родственников.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать определение понятию семья, как неотъемлемая часть общества, её ячейка, играющая важную роль в воспроизводстве новых членов общества и их воспитания [2].

По мнению, чешского педагога Я.А. Коменского, малышам и дошкольникам очень нужна родительская опека. А эта связь с малышом осуществляется через пуповину, эту связь ученый назвал «энергетическая пуповина». Энергетическая связь соединяет мать и ребёнка до тех пор, пока они не смогут функционировать отдельно друг от друга [3].

Семейные отношения, в которые включен непосредственно ребёнок, называются детско-родительскими отношениями. Детско-родительские отношения – это особый вид межличностных отношений. Значимость этих отношений привлекает внимание специалистов различных школ и направлений.

Советский психолог Л.А. Венгер определяет детско-родительские отношения как систему отношений между взрослым и ребёнком, которые складываются на фундаменте родства, складывающиеся с момента появления малыша на свет.

Известный российский ученый, врач-психотерапевт Спиваковская А.С., одновременно с этим великий ученый, автор книг по семейным отношениям, выделяет три компонента родительского отношения к ребенку:

  • эмоциональный компонент, включающий в себя все чувства и эмоции, которые родитель испытывает по отношению к своему ребёнку и отражает позицию своего отношения;
  • когнитивный компонент определяет знания, представления родителя о своём ребёнке и о себе, как о носителе социальной роли родителя;
  • поведенческий компонент заключается в реализации определённого способа отношения к своему ребёнку.

Западный врач-психоаналитик Зигмунд Фрейд считает, между папиной и маминой способу проявления любви есть большое различие, исходя из компонентов как содержание, природа зарождения, форме проявления. Материнский тип родительской любви заключается в безусловном принятии ребёнка, а отцовская родительская любовь напротив характеризуется как любовь – уважение и признания.

К числу отечественных исследований, посвященных структурам семей относится работа Э. Арутюнянц. По мнению учёного, существует три типа семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая) [2].

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху-вниз. Важнейшим компонентом воспитания является подчинение. Дети в таких семьях усваивают нормы традиции, подчинении родителя к ребенку, но в дальнейшем им трудно создавать свои семьи и быть руководящим звеном в своих семьях.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья создана для обеспечения счастья ребенка. Воздействие осуществляется, наоборот, снизу-вверх (от ребенка к родителям). В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Ребенок чаще в таких семьях оценивает общество, мир как враждебный.

Демократическая семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье – взаимное доверие, принятие и уважение роди каждого члена в семье. Воздействие и воспитание ощущается на уровне равного, диалог между родителем и ребенком. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармоничное восприятие прав, обязанностей, свободы и ответственности, развитие самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости [4].

Можно сделать вывод что детско-родительские отношения – это особый вид семейных отношений, который включает в себя: стили и тактику семейного воспитания, структуру семьи, родительские установки, привязанность родителей к детям и детей к родителям, психологический климат в семье, личностные особенности родителей и многие другие аспекты, которые влияют на формировании личности ребёнка. Характер детско-родительского отношения влияет на формирование у детей определённых черт личности, неадекватные стили семейного воспитания приводят к формированию у детей нежелательного поведения, трудностей в адаптации, формирование невротических и психических нарушений и расстройств [2].

Текст статьи
  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. с изм. от 31 июля 2023 г. № 407-ФЗ) // Российская газета от 27 января 1996 г. № 17.
  2. Бичанина Т.В., Аксёнова А.В. Проблема детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе / Вопросы науки и образования, № 4 (129), 2021.
  3. Спиваковская A.C. Как быть родителями. – Педагогика. – М., 2016.
  4. Шнейдер Л.Б. Типология стилей семейного воспитания. Электронный ресурс. Режим доступа: http://school28-pkgo.site/2022-2023/Psixolog/1/tipologiya_stiley_semeynogo_vospitaniya_po_earutyu.pdf (дата обращения 24.11.2023 г.).
Список литературы