Автор(-ы):
Григорян Грануш Андраниковна
4 декабря 2023
Научный руководитель
Верстова Марина Викторовна
Секция
Психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В современных семьях динамика взаимоотношений между родителями и детьми становится проблемой, оказывающей существенное влияние на уровень счастья и удовлетворенности каждого из участников этой взаимосвязи. Статья предлагает рассмотреть основные аспекты эффективного воспитания детей в семье, но также выделяет ряд типичных проблем, с которыми сталкиваются современные родители.
Текст статьи
Во многих семьях детско-родительские отношения становятся настоящей болевой точкой: родители часто жалуются на проблемы с детьми. А ведь от того, насколько успешно родители решают проблемы воспитания детей в семье, в конечном счете, зависит насколько родители и дети счастливы, и приносит ли им удовольствие общение друг с другом.
В данном исследовании мы предлагаем вашему вниманию статью, в которой в общих чертах говорится об эффективных приемах воспитания детей в семье, это далеко не все проблемы детско-родительских отношений, которые встречаются в жизни.
К сожалению, наш родительский опыт доказал, что воспитание детей в семье при помощи крика, критики, увещеваний, чтения нотаций и поучений не дает желаемого результата. Телесные и физические наказания детей делают их поведение только хуже:
Ребенок спит с родителями. Иногда ребенок спит с родителями в одной постели из-за того, что малышу во сне приснилось что-то страшное. Дети в тепле родительской любви находят успокоение. В данной ситуации родители должны объяснить ребенку, что это мимолетное явление, что ничего страшного в этом нет, нужно успокоиться, побыть с матерью несколько минут и вернуться в свою кроватку. Но ни в коем случае нельзя оставлять ребенка в своей супружеской кровати, ребенок должен знать, что является его, а что является запрещенным для него, является родительским.
Дети помогают родителям. Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Многие родители думают, что нельзя пользоваться помощью ребенка, т.к. он должен почувствовать свое детство, беззаботное и бесхлопотное.
Утренний подъем. Для многих родителей является большой проблемой разбудить ребенка с утра и отправить в садик /школу. В таких семьях обязательно есть кто-то, кто разбудит ребенка, несмотря на то, что жалко в глазах родителя сон его чуда.
В психологии и педагогике семья определяется как небольшая социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными функциями и характеристиками и объект влияния (ребёнок), который так же наделен функциями, 19 свойствами и характеристиками. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния.
В толковом словаре советского лингвиста С.И. Ожегова семья определяется как группа живущих вместе родственников.
Исходя из всего вышесказанного, можно дать определение понятию семья, как неотъемлемая часть общества, её ячейка, играющая важную роль в воспроизводстве новых членов общества и их воспитания [2].
По мнению, чешского педагога Я.А. Коменского, малышам и дошкольникам очень нужна родительская опека. А эта связь с малышом осуществляется через пуповину, эту связь ученый назвал «энергетическая пуповина». Энергетическая связь соединяет мать и ребёнка до тех пор, пока они не смогут функционировать отдельно друг от друга [3].
Семейные отношения, в которые включен непосредственно ребёнок, называются детско-родительскими отношениями. Детско-родительские отношения – это особый вид межличностных отношений. Значимость этих отношений привлекает внимание специалистов различных школ и направлений.
Советский психолог Л.А. Венгер определяет детско-родительские отношения как систему отношений между взрослым и ребёнком, которые складываются на фундаменте родства, складывающиеся с момента появления малыша на свет.
Известный российский ученый, врач-психотерапевт Спиваковская А.С., одновременно с этим великий ученый, автор книг по семейным отношениям, выделяет три компонента родительского отношения к ребенку:
Западный врач-психоаналитик Зигмунд Фрейд считает, между папиной и маминой способу проявления любви есть большое различие, исходя из компонентов как содержание, природа зарождения, форме проявления. Материнский тип родительской любви заключается в безусловном принятии ребёнка, а отцовская родительская любовь напротив характеризуется как любовь – уважение и признания.
К числу отечественных исследований, посвященных структурам семей относится работа Э. Арутюнянц. По мнению учёного, существует три типа семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая) [2].
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху-вниз. Важнейшим компонентом воспитания является подчинение. Дети в таких семьях усваивают нормы традиции, подчинении родителя к ребенку, но в дальнейшем им трудно создавать свои семьи и быть руководящим звеном в своих семьях.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья создана для обеспечения счастья ребенка. Воздействие осуществляется, наоборот, снизу-вверх (от ребенка к родителям). В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Ребенок чаще в таких семьях оценивает общество, мир как враждебный.
Демократическая семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье – взаимное доверие, принятие и уважение роди каждого члена в семье. Воздействие и воспитание ощущается на уровне равного, диалог между родителем и ребенком. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармоничное восприятие прав, обязанностей, свободы и ответственности, развитие самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости [4].
Можно сделать вывод что детско-родительские отношения – это особый вид семейных отношений, который включает в себя: стили и тактику семейного воспитания, структуру семьи, родительские установки, привязанность родителей к детям и детей к родителям, психологический климат в семье, личностные особенности родителей и многие другие аспекты, которые влияют на формировании личности ребёнка. Характер детско-родительского отношения влияет на формирование у детей определённых черт личности, неадекватные стили семейного воспитания приводят к формированию у детей нежелательного поведения, трудностей в адаптации, формирование невротических и психических нарушений и расстройств [2].
Список литературы
Поделиться
Григорян Г. А. Детско-родительские отношения в современной психологической литературе // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.III.С. 57-59. URL: https://apni.ru/article/7670-detsko-roditelskie-otnosheniya-v-sovremennoj