Для изучения этнопсихологических особенностей родительства была сформирована выборка, состоящая из 25 армянских, 25 татарских и 25 русских полных моноэтнических семей, воспитывающих более одного ребенка, постоянно проживающих в сельской местности (в России и Армении). Респонденты были разделены на выборку в монокультурной или мультикультурной среде на основе комбинации показателей:
1. Соответствие национальности, заявленной родителем, доминирующей этнической группе.
2. Соответствие языка общения, используемого в социальной среде, родному национальному языку.
3. Соответствие языка, на котором мыслит родитель, языку общения в социальной среде. В исследовании использовался набор диагностических методик: «Опросник терминальных ценностей» (И. Г. Сенин), «Тест межличностных отношений» (Т. Лири), «Воображение идеального родителя» и «Опросник для диагностики компонентов родительской любви» (Р. В. Овчарова), «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин), «Опросник адекватности социальной роли» (В. С. Торохтий), «Анализ семейных отношений» (Е. Г. Эйдемиллер), «Тест культурных и ценностных ориентаций» (К. Клахкон, обработка Л. Г. Почебут), авторская методика анкетирования для изучения этнопсихологических особенностей принятия и реализации родительской роли. Проблема валидности используемых методов, возникшая в ходе реализации программы кросс-культурных исследований, была решена на основе принципов эпистемологического подхода:
- при сборе материала исследователь и испытуемый принадлежали к одной национальной культуре;
- в ходе опроса и тестирования содержание вопросов, вызвавших трудности в понимании, было адаптировано к особенностям национального языка;
- в процессе устного перевода сравнивались и противопоставлялись только эквивалентные проявления феномена родительства.
Интерпретация полученных результатов. Рассмотрение компонентной структуры феномена родительства, включающей родительские ценности, установки и ожидания, установки, чувства, позиции, обязанности и стиль семейного воспитания, проведенное на основе сравнительного анализа, позволяет утверждать, что процесс формирования родительства на индивидуальном уровне носит универсальный характер, поскольку это касается обеспечения успешной социализации детей.
В любой культуре способность родителей достигать образовательных целей предполагает развитие социально-психологических качеств личности, связанных с настойчивостью, ответственностью, альтруизмом и способностью продуктивно решать жизненные задачи, основанные на моральных принципах. Однако каждая культура имеет свою собственную социально-психологическую модель образования, отражающую типичные проявления индивидуальных особенностей ее представителей в реализации способов, форм и методов достижения образовательных целей.
Проведенное исследование позволяет нам подробно описать аналогичные модели, реализованные в армянской, татарской и русской культурах. В армянской культуре наиболее значимыми сферами являются семейная и общественная жизнь. Ценности родителей связаны со стремлением к достижениям и ожиданием общественного признания их деятельности; их отношение характеризуется целеустремленностью и чрезмерной ответственностью. Отношение к ребенку основывается на его индивидуальных способностях, привычках и чувствах, в то время как родители строго контролируют его поведение.
Их позиции характеризуются консерватизмом, а их чувства представляют собой сферу глубоких личных переживаний, включая осознанное «чувство родительской любви». Этот тип семейного воспитания успешно сочетает в себе высокие требования и заботливое отношение к ребенку. Оба родителя в равной степени берут на себя ответственность за судьбу семьи и детей. Для татарских родителей семейная сфера так же важна, как и мир их собственных увлечений.
В семейных ценностях стремление к достижениям и материальному благополучию имеет первостепенное значение. В установках и ожиданиях отцов преобладают тенденции доминирования и превосходства, в то время как в установках и ожиданиях матерей преобладают подчинение и самоуничижение.
Межличностные отношения с ребенком основаны на глубоких родительских чувствах и связаны со стремлением удовлетворить все потребности ребенка, строго контролируя его действия и защищая его от жизненных трудностей. Родительские позиции характеризуются динамизмом и адекватностью потребностям ребенка, тогда как тип семейного воспитания, используемый родителями, довольно противоречив: снисходительность сочетается с чрезмерной опекой, а чрезмерные требования-запреты сочетаются с минимальными санкциями. Большую часть ответственности за судьбу семьи и детей в татарских семьях берет на себя мужчина-отец.
Для родителей, на фоне преобладающих российских ценностей, собственное преимущество в какой-то степени снижает оригинальность профессиональной и образовательной сферы. Отношения и ожидания от наставничества, склонность организовывать членов семьи, готовность помогать и сочувствовать им при отсутствии желания сохранить собственную индивидуальность. Родительское отношение свидетельствует о низком доверии к ребенку, склонности приписывать ему личную и финансовую несостоятельность, а также о необходимости защищать его от «дурного влияния». Чувства имеют глубокую эмоциональную основу, но в их подготовке присутствует сдержанность (особенно среди отцов).
Позиции характеризуются гибкостью и адаптивностью: влияние на ребенка меняется в силу его возрастных особенностей и меняющихся условий взаимодействия. Тип семейного воспитания связан с некоторой образовательной неопределенностью: эмоциональное неприятие на фоне снисходительности, недостаточные требования и запреты на фоне более жестких санкций, налагаемых за проступки. Мужчины в большей степени, чем женщины, руководствуются восприятием частного ребенка, предвидя перспективы его развития и выстраивая дальнейшее взаимодействие с ним, хотя женщины несут большую ответственность за судьбу семьи и детей.
При изучении этнопсихологического принятия и реализации родительской роли параметры стереотипизации, стабильности, привязанности со стороны родителей и внезапности изменения родительской роли рассматривались как объективные характеристики. Выявленные в нем культурные, социальные и личностные аспекты являются субъективными характеристиками. Выявленные в ходе исследования устойчивые различия между армянскими, татарскими и русскими родителями указывают на этнокультурную специфику изучения и реализации родительской роли, которая в большей степени связана с поддержанием параметра стабильности.
В русских семьях это проявляется в ориентации на материальное обеспечение потомства; в татарских семьях это связано с настойчивым достижением образовательных целей; в армянских семьях это предполагает сотрудничество супругов в воспитании детей и взаимозаменяемость в выполнении родительских обязанностей. В то же время армянские родители выполняли свою родительскую роль, главным образом придерживаясь культурных и образовательных подходов и укрепляя родительские ценности в жизни человека.
Татарские родители стремятся к согласию этнокультурных взглядов и современных социальных требований к независимой родительской роли. Русские родители склонны конструировать родительский образ в соответствии со своими жизненными смыслами и установками. В целом стереотипизация родительской роли связана с перспективой реализации отцовских или материнских функций, воспринимаемых мужчинами как «бремя ответственности», а женщинами – как «пункт назначения». Присвоение родительской роли нормальными родителями способствует формированию гиперсоциального образа жизни.
Мужчины, руководствуясь опытом, полученным в детстве, воспринимают паритет как составляющую желаемого социального поведения, а женщины стремятся преуспеть в обществе с одобренными представлениями о методах родительского поведения и проявлении родительских чувств. При анализе параметров родительской роли особое внимание уделяется ситуации, типичной для российских родителей: при высокой стереотипности и достаточно высокой стабильности эти видеоролики демонстрируют отклонения от представленного в нем примера естественных родителей.
Это приводит к выводу, что наибольшие трудности в родительстве испытывают семьи, которые идентифицируют себя как «русские» в этническом смысле или как «постсоветские» в суперэтническом смысле. Качественный анализ феномена паритета в монокультурной и поликультурной среде показал, что формирование и реализация партнерской роли определяются психологическими факторами, отражающими систему жизненных ориентаций личности: самореализация в родительстве, приверженность существующим нормам и традициям, культурно-историческая миссия партнерства, экономия на родительских функциях.
Для отцов и матерей, выполняющих свою родительскую роль в монокультурной среде, главным смыслом родительской роли является связь с благополучием детей, ради чего они готовы пойти на любые жертвы и стремятся сохранить и продолжить следующие поколения, национальные культурные ценности. В случае трудностей с адаптацией к видео пассивное воздействие стереотипа родительского поведения, используемого в обществе, позволяет человеку успешно изучать свои функции в семье, не нарушая при этом своей жизни.
В полных семьях, успешно реализующих свои воспитательные функции в поликультурной среде, родительство предполагает передачу поколений в семейные отношения между поколениями и воспитание детей, достойных своих родителей. Для мужчин основной смысл родительских обязанностей связан с введением моральной и материальной ответственности за благополучие ребенка.
Для женщин наиболее характерно представление о родительстве как о стабильной сфере деятельности, позволяющей человеку развиваться как личности. Восприятие родительства как ограничения для саморазвития связано с ориентацией на достижение успеха в профессиональной сфере.
Таким образом, свобода человека в выборе целей деятельности и стратегии поведения в родительском движении определяется системой факторов, на которых базируется общество, в котором он живет. В то же время компонентом и в то же время следствием родительского поведения является культура, которая, оставаясь замечательной, играет решающую роль в ее развитии и функционировании. Ценностный смысл родительства, его выбор как желательного и должного, в какой-то степени определяется, таким образом, соблюдением принципа жизнедеятельности индивида. Когда доминируют определенные архетипические образы равенства, их носители, создавая для себя внутреннюю выгоду, в то же время получают поддержку от культуры общества.
Если общество задает образец поведения в социуме, то он вынужден подавлять свои естественные наклонности, что приводит к ощущению собственной фальши в этой роли, а ограничение ограничивает способность родителя делать то, что для него действительно важно. В данном случае успешное родительство является скорее следствием осознания индивидом того, что является общим, что обеспечивает выполнение данной роли в жизни человека, его развитии и взаимоотношениях с другими людьми, а следовательно, подразумевает вывод ценностно-смысловых ориентаций. в родительстве.
Мы предлагаем изучить коррекцию и развитие ценностного отношения к родительству через формирование родительской идентичности. Обычная форма взаимодействия образовательных учреждений и семьи в рамках системы родительских собраний может быть использована для достижения этих целей в полном объеме. Обычно на таких встречах психологу просто «предоставляется слово», но мы предлагаем все взаимодействия, основанные на проявлении идентификации в родительской роли.
Идентичность содержит в единой связи прошлое, настоящее и будущее, внутренний и внешний мир индивида, и каждый элемент этого целого сохраняет свою уникальность. Объектами родительской идентификации являются:
- собственные родители, бабушки и дедушки, которые являются источниками этнокультурной информации и персонифицируют себя как «прошлое» в поэтапной родительской идентичности;
- институты социализации, которые разделяют образовательную ответственность с родителями и воплощают «настоящее»;
- маленький рост – это объект метаиндивидуальной репрезентации родителя, олицетворяющий «будущее».
Технологию такого взаимодействия мы назвали «Родительский менталитет». Ее основная цель – приобретение родителями опыта позитивной самоидентификации в родительской роли. Цель: изучить ролевой образ, скорректировать личностное отношение к родительской роли, преодолеть внутриролевые представления. Формы проведения: проблемные семинары, обучающие семинары, ролевые игры. Показатели эффективности: повышение воспитательного потенциала семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, гармонизация уровня семьи и образовательных учреждений. Актуальные для родителей темы, касающиеся возрастного развития ребенка, его воспитания, взаимодействия в семье и обществе, используются в качестве содержательной основы для обсуждения. Реализация блока 3 предполагает работу с индивидуальными и групповыми запросами родителей.