Стили воспитания в детско-родительских отношениях

Научный руководитель

Верстова Марина Викторовна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

тиль воспитания
детско-родительские отношения
авторитарный
либеральный
отвергающий
гиперсоциальный
эгоцентрический и авторитетный стили воспитания

Аннотация статьи

Статья посвящена теме семейного воспитания. Взаимоотношения родителей с детьми зачастую имеют воспитательный характер. Каждый родитель в жизни воспитания ребенка становиться педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет главенствующее значение при воспитании и развитии детей.

Текст статьи

Достаточное количество психологов в современном мире имеют точку зрения, что ребенку в 1 очередь нужна мать в сложностях мира. Но одновременно с этим, именно любовь и ласка матери должна не стоять главенствующим в пути ребенка, она не должна мешать ему на пути к взрослой жизни, к росту. Нахождение, воспитание и рост ребенка возле матери является незаменимым компонентом к пути взросления ребенка и становления отдельной личности.

Э. Фромм писал в своих трудах, что огромное количество матерей дают своему дитя молоко, но не каждая мать дает своему чаду мед. Любовь матери играет важнейшую роль в становлении ребенка, в его развитии, т.к. она помогает малышу в узнавании мира, в его отношении к миру, его тревоге, заботе и любым эмоциональным качествам.

Окружением нашего малыша, которая помогает ему в формировании личности, а также влияет на становление его будущей жизни, является одновременно с мамой и папа, и братья, и сестры, т.е. все члены этой семьи.

Данные личности помогают ребенку в дальнейшем сформировать себя.

Семейная обстановка играет важнейшую роль в становлении ребенка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. Если ребенок растёт в тепле материнской и отцовской любви – это дает помощь и поддержку личности в становлении его будущего я. Учеными доказано, что трудности во взрослой жизни, недостаточно развитые и невоспитанные личности имели сложную трудную подростковую и детскую жизнь, что все, что происходит во взрослой жизни идет с детства.

В своих исследованиях У. Бронфенбреннер пишет, что неблагоприятные условия не могут не сказываться на психическом развитии ребенка. Он пишет о существовании понятия «возрастная сегрегация», которое характеризует перемены, происходящие в последние годы в жизни детей и молодого поколения. Данное явление представлено в виде того, что данные молодые люди не могут во взрослой жизни найти себя. Американские ученые данное явление называют отчуждением, корни данного явления эти люди ищут в особенностях современной семьи.

Известный исследователь Бронфенбреннер отмечает следующие важные обстоятельства:

  • достаточное количество молодых мам осуществляют трудовую деятельность (в данном случае мамы и папы не только работают, но и одновременно с этим желают иметь свободное личное время, отсюда и следует, что большое количество времени ребенок проводит именно с нянями);
  • огромное количество разводов и отсюда следуют увеличение количества неполных семей, в основном, растущих детей без участия отца;
  • уровень современной жизни, упрощение сложностей, достижения ученых в виде ноутбуков, телевизоров, планшетов, телефонов, умных устройств, выделение в доме отдельных комнат для игр, для сна, для отдыха и т.д., соответственно искусственное отделение друг от друга.

Исходя из вышеизложенного, исходит вывод, что данные прогрессирующие явления играют отрицательную роль в становлении и развитии психического состояния дошкольника.

Данное явление имеет ряд симптомов, к числу которого относится, безразличие, нежелание браться за дела трудные и требующие времени, желания и настойчивости. Данное явление может иметь и тяжёлую форму, например в неумении мыслить, целеустремляться и т.п.

И отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. В данном исследовании будут приведены реальные примеры основных стилей родительского воспитания и их влияние на развитие личности нашего ребенка (по М. Кравцовой).

К 1 стилю воспитания отнесем авторитарный: в данном случае как такового воспитания нет между ребенком и родителем, вместо предмета воспитания выступают жесткий подчиненный режим, правила, которые невозможно нарушить. Родитель дает приказ, ребенок его выполняет, другого не дано. В таких семьях растут дети с боязливой психической системой, с отрицательными явлениями, достаточно скованные, данным детям сложно в жизни, они пассивные, агрессивные.

Ко 2 стилю воспитания относится либеральный: данные мама и папа очень близки с детьми на уровне дружбы, открыты, активны, дети делятся со своими переживаниями, желаниями, помогают друг другу.

Но одновременно с плюсами, есть и минусы данного стиля воспитания:

В данном случае дети наравне с родителями, нет ограничений, данное явление приводит к отсутствию контроля власти родителя, что негативно сказывается при воспитании ребенка. Если все идет положительно, благополучно, то дети этих семей становятся активными, изобретательными и интересными личностями. А, если наоборот, то данное явление отрицательно сказывается на воспитании ребенка и идет обратный процесс, увеличиваются количество негативных явлений.

3 стилем воспитания считается отвергающий: своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Данное явление часто бывает тогда, когда родители ждут или желают иметь мальчика, а рождается девочка и наоборот.

Данные дети вырастают обидчивыми, замкнутыми в себе, боязливыми. Непринятие порождает в ребенке чувство протеста.

4 стиль в воспитании детей называется индифферентный (Э. Маккоби, Дж. Мартин). При таком раскладе родители не делают для своего дитя никаких запретов и ограничений, ровны к ним, при таком стиле воспитания сами родители погружены в свои проблемы и им частенько не до воспитания своего чада.

5 стиль воспитания – гиперсоциальный: родители стараются аккуратно безошибочно и идеально воспитать ребенка.

Данные дети очень культурны в обществе; они стараются во всем быть примерными, не создают проблем для своих родителей, но одновременно с этим без желания скованны, педантичны.

Результатом такого воспитания часто бывает агрессивное поведение ребенка.

6 стиль воспитания ребенка считается эгоцентрический, при данном явлении виднеются следующие явления: ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о бесценном идеализированном человеке. Малыш с пеленок становиться смыслом, дыханием в жизни для мамы и папы. Ради ребенка интересы окружающего мира игнорируются, они неинтересны для родителя.

При таком стиле воспитания вырастают эгоистичные и капризные дети.

7 стиль воспитания ребенка – авторитетный: наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители максимально приближены к детям. Малыш с рождения адаптируется к жизни, замечательно справляется со своими обязанностями, уверен в себе, прекрасная личность. Дети в преобладающем большинстве отличники, редко хорошисты в школе, адаптированы к жизни, легки и приятны, неагресивны.

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности, озлобленности, гиперактивности, проблем взаимоотношений, но и телесных психосоматических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими бы ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых оставила мать, они, подрастая, ищут мать (настоящую или идеальную) – самое дорогое, близкое и родное существо на свете.

Тема любви к ребенку имеет многогранное и широкое значение. В данном исследовании частично затронута тема воспитания ребенка, стилей и видов воспитания подрастающего поколения. Более детальные вопросы, углубленные темы в воспитании ребенка стоит перед каждой будущей или настоящей матерью, теория в воспитании имеет важнейшее значение, но основным всегда будет и останется только материнская любовь и ласка, то, что исходит от сердца женщины, которая стала мамой.

Сочень важно нам всегда иметь в виду, что любовь мамы к малышу должна просто быть, без каких-то условий, просто существовать, потому что женщина родила ребенка и открыла для себя новый этап в жизни. Ребенок всегда будет любим родителем в независимости от того, как он учиться в школе, какой уровень его мировоззрения, какого цвета его волосы и т.п. Любовь к ребенку просто должна быть, т.к. вы уже мама, этим все сказано…

Список литературы

  1. Алмазова О. В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сиблинговтема Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по ВАК РФ 19.00.13, 2015.
  2. Бене, Е. Диагностика эмоциональных отношений в семье [Текст] / Е. Бене // Семейная психология и семейная терапия. – М., 1999.
  3. Дюльдина Ж.Н. Семейные ценности и традиции как основы основ российского общества и государства // Власть, № 11, 2019.
  4. Лапшина Е.А. Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания // Universum: психология и образование, № 9 (39), 2017.
  5. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – М., 2015.
  6. Чернов Д.Н. Субъектно-деятельностный подход к изучению детско-родительских отношений // Russian Journal of Education and Psychology, vol. 5, № 1, 2011.

Поделиться

982

Григорян Г. А. Стили воспитания в детско-родительских отношениях // Проблемы и вызовы научно-технологического развития в глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 декабря 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 61-64. URL: https://apni.ru/article/7687-stili-vospitaniya-v-detsko-roditelskikh-otnos

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#50 (232)

Прием материалов

7 декабря - 13 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

18 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря