В нашем полиэтническом государстве межнациональные браки – распространенное явление, и знать, а затем и правильно осмыслить психологические особенности людей в разноэтнической семье – важная задача ученых и социальных работников. Точной статистики на этот счет нет. Кроме того, современная национальная ситуация также сказывается отрицательно на этой проблеме. Вместе с тем совершенно очевидно, что привлекательность такого рода браков, как показывает отдельные исследования, достаточно высока.
Институт семьи существует у всех современных народов, и хотя он удивительно многообразен, все народы понимают семью как единственный способ сохранения этнической общности. Семья – это определенный вид деятельности, к которой девочек и мальчиков готовят с детства.
Как свидетельствуют специальные исследования и практика, в семье закладываются основы отношений личности к представителям других этнических общностей, и от того, какими будут эти отношения, зависит очень многое в жизни людей. Именно в семье уже с малого возраста человек становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных ценностей той нации, к которой он принадлежит. Но в случае, когда в семье замешаны несколько национальностей, данный процесс идет недостаточно понятно обществу.
В истории мира известны частые случаи того явления, что многие этнические принадлежности, имея какие-либо трудности в развитии или являющиеся достаточно древними по принципу происхождения, создавали специально межнациональные браки между разными племенами и народностями для того, чтобы укрепить свой родовой потенциал, улучшить кровь нации, народа, чтоб дать будущему поколению достаточно умные гены, чтоб иметь крепкий род и национальную принадлежность.
Зачастую исторические корни народа становятся потенциалом и опорной точкой для создания каких-либо исторических традиций для человеческого рода.
Рассмотрим динамику развития супружеских отношений и их национальную специфику.
На первом этапе формирования брачно-семейных отношений обычно происходит присущая для каждой этнической общности социально-ролевая и межличностная адаптация к условиям семейной жизни. Это время первоначального вхождения в духовный мир друг друга, взаимного привыкания, распределения социальных ролей, а также устройств быта и организации отдыха в паре.
Если в семье имеются представители разных национальностей, народов, то отношения в семье зачастую складываются недостаточно гладко и ровно. Данный этап в жизни молодых является очень сложным и важным, им необходимо постоянно находиться друг с другом и понимать национальные издержки традиций каждого из них. В данных отношениях только любовь обеспечивает стабилизацию супружеских отношений, сметающая препятствия на своем пути.
На втором этапе формирования супружеских отношений, начинающемся после появления ребенка, происходит значительная перестройка во взаимоотношениях супругов, связанная с изменением в ролевой структуре, появлением родительских обязанностей, перераспределением материальных средств и бюджета временна этом этапе идет процесс становления единства в общих интересах, вопросах, касаемых семью. Однако уже в это время появляется основа для преодоления всяческих, в том числе и национально специфических размолвок, закладываются предпосылки для общего, интернационального отношения супругов к себе и другим людям, правильной оценки этнических «недостатков» и недоразумений, если они имеют место.
Самое главное, что супруги вынуждены серьезно задумываться над интернациональными принципами воспитания в семье, связанными не только с рождением ребенка, но и с его развитием, с будущими перспективами его поведения в культуре, этике.
Важное значение имеет в доме распределение семейных обязанностей. Например, у народов Кавказа мужчина только после появления на свет малыша начинает выполнять обязанности по дому, двору.
Специальные психологические исследования показывают, что молодые люди разных национальностей, полюбив друг друга и намереваясь вступить в брак, не задумываются всерьез над возможными трудностями совместной жизни (в том числе межнациональными), которые их ожидают.
Столкнувшись на втором и третьем этапах становления своей семьи с трудностями, они по-разному их преодолевают.
Третий этап характеризуется тенденцией к устойчивости и стабильности супружески отношений в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи. Полностью распределяются социальные роли, и они перестают быть источником разногласий. Окончательно выявляется лидер в каждой из функций семьи, если ранее не был определен в соответствии с национальными традициями.
Однако этот период сложен из-за проблем, связанных с воспитанием детей. У представителей некоторых этнических общностей это усугубляется известным дефицитом общения отцов с детьми, у других, наоборот, упрощается в силу национальных традиций активного участия главы семьи в формировании внутреннего мира своих детей, а также их воспитании в целом. В любом случае, если супруги являются представителями разных этнических общностей, совместное участие в воспитании детей способствует укреплению их взаимоотношений и сглаживанию различий в этнических традициях.
В этот же период возникает и еще одна проблема, имеющая принципиальное значение. Родители начинают более глубоко понимать и реализовывать воспитании своего ребенка традиции обоих национальных общностей, к которым они принадлежат. В связи с этим они сами значительно глубже осмысливают необходимость интернационального подхода к психическому развитию и поведению своего ребенка, стремятся воспитать у него одинаковое отношение к тем нациям, к которым принадлежат отец и мать.
Четвертый этап: происходит полная интернационализация внутрисемейных отношений. Подрастающие дети не только эффективно влияют на выполнение обязанностей супругами, но и оказывают корректирующее воздействие на их поведение.
В то же время в рассматриваемый период у супругов появляется больше времени для самих себя, повышения своего культурного интеллектуального уровня, налаживания интимных отношений.
Пятый этап связан с окончательной стабилизацией супружеских отношений во всех сферах жизнедеятельности семьи. У супругов устанавливается близость, а часто и полное единство взглядов по значительному числу проблем. Взрослые дети вносят в нравственно-психологическую атмосферу семьи элементы демократизма, обязательности, осмысленности действий, взвешенных решений.
Зачастую в поступках супругов имеют место взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие и терпимость. В этот период практически не возникают конфликты на межнациональной почве, супруги полностью адаптированы к национальным традициям и особенностям друг друга.