Научный руководитель

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

семья
супружеские отношения
брачно-семейные отношения
традиция
культура
этапы формирования брачно-семейных отношений

Аннотация статьи

В семье закладываются основы отношений личности к представителям других этнических общностей, и от того, какими будут эти отношения, зависит очень многое в жизни людей. Именно в семье уже с малого возраста человек становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных ценностей той нации, к которой он принадлежит. Также в данной статье рассматриваются динамика развития супружеских отношений и их национальная специфика, этапы формирования брачно-семейных отношений.

Текст статьи

В нашем полиэтническом государстве межнациональные браки – распространенное явление, и знать, а затем и правильно осмыслить психологические особенности людей в разноэтнической семье – важная задача ученых и социальных работников. Точной статистики на этот счет нет. Кроме того, современная национальная ситуация также сказывается отрицательно на этой проблеме. Вместе с тем совершенно очевидно, что привлекательность такого рода браков, как показывает отдельные исследования, достаточно высока.

Институт семьи существует у всех современных народов, и хотя он удивительно многообразен, все народы понимают семью как единственный способ сохранения этнической общности. Семья – это определенный вид деятельности, к которой девочек и мальчиков готовят с детства.

Как свидетельствуют специальные исследования и практика, в семье закладываются основы отношений личности к представителям других этнических общностей, и от того, какими будут эти отношения, зависит очень многое в жизни людей. Именно в семье уже с малого возраста человек становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных ценностей той нации, к которой он принадлежит. Но в случае, когда в семье замешаны несколько национальностей, данный процесс идет недостаточно понятно обществу.

В истории мира известны частые случаи того явления, что многие этнические принадлежности, имея какие-либо трудности в развитии или являющиеся достаточно древними по принципу происхождения, создавали специально межнациональные браки между разными племенами и народностями для того, чтобы укрепить свой родовой потенциал, улучшить кровь нации, народа, чтоб дать будущему поколению достаточно умные гены, чтоб иметь крепкий род и национальную принадлежность.

Зачастую исторические корни народа становятся потенциалом и опорной точкой для создания каких-либо исторических традиций для человеческого рода.

Рассмотрим динамику развития супружеских отношений и их национальную специфику.

На первом этапе формирования брачно-семейных отношений обычно происходит присущая для каждой этнической общности социально-ролевая и межличностная адаптация к условиям семейной жизни. Это время первоначального вхождения в духовный мир друг друга, взаимного привыкания, распределения социальных ролей, а также устройств быта и организации отдыха в паре.

Если в семье имеются представители разных национальностей, народов, то отношения в семье зачастую складываются недостаточно гладко и ровно. Данный этап в жизни молодых является очень сложным и важным, им необходимо постоянно находиться друг с другом и понимать национальные издержки традиций каждого из них. В данных отношениях только любовь обеспечивает стабилизацию супружеских отношений, сметающая препятствия на своем пути.

На втором этапе формирования супружеских отношений, начинающемся после появления ребенка, происходит значительная перестройка во взаимоотношениях супругов, связанная с изменением в ролевой структуре, появлением родительских обязанностей, перераспределением материальных средств и бюджета временна этом этапе идет процесс становления единства в общих интересах, вопросах, касаемых семью. Однако уже в это время появляется основа для преодоления всяческих, в том числе и национально специфических размолвок, закладываются предпосылки для общего, интернационального отношения супругов к себе и другим людям, правильной оценки этнических «недостатков» и недоразумений, если они имеют место.

Самое главное, что супруги вынуждены серьезно задумываться над интернациональными принципами воспитания в семье, связанными не только с рождением ребенка, но и с его развитием, с будущими перспективами его поведения в культуре, этике.

Важное значение имеет в доме распределение семейных обязанностей. Например, у народов Кавказа мужчина только после появления на свет малыша начинает выполнять обязанности по дому, двору.

Специальные психологические исследования показывают, что молодые люди разных национальностей, полюбив друг друга и намереваясь вступить в брак, не задумываются всерьез над возможными трудностями совместной жизни (в том числе межнациональными), которые их ожидают.

Столкнувшись на втором и третьем этапах становления своей семьи с трудностями, они по-разному их преодолевают.

Третий этап характеризуется тенденцией к устойчивости и стабильности супружески отношений в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи. Полностью распределяются социальные роли, и они перестают быть источником разногласий. Окончательно выявляется лидер в каждой из функций семьи, если ранее не был определен в соответствии с национальными традициями.

Однако этот период сложен из-за проблем, связанных с воспитанием детей. У представителей некоторых этнических общностей это усугубляется известным дефицитом общения отцов с детьми, у других, наоборот, упрощается в силу национальных традиций активного участия главы семьи в формировании внутреннего мира своих детей, а также их воспитании в целом. В любом случае, если супруги являются представителями разных этнических общностей, совместное участие в воспитании детей способствует укреплению их взаимоотношений и сглаживанию различий в этнических традициях.

В этот же период возникает и еще одна проблема, имеющая принципиальное значение. Родители начинают более глубоко понимать и реализовывать воспитании своего ребенка традиции обоих национальных общностей, к которым они принадлежат. В связи с этим они сами значительно глубже осмысливают необходимость интернационального подхода к психическому развитию и поведению своего ребенка, стремятся воспитать у него одинаковое отношение к тем нациям, к которым принадлежат отец и мать.

Четвертый этап: происходит полная интернационализация внутрисемейных отношений. Подрастающие дети не только эффективно влияют на выполнение обязанностей супругами, но и оказывают корректирующее воздействие на их поведение.

В то же время в рассматриваемый период у супругов появляется больше времени для самих себя, повышения своего культурного интеллектуального уровня, налаживания интимных отношений.

Пятый этап связан с окончательной стабилизацией супружеских отношений во всех сферах жизнедеятельности семьи. У супругов устанавливается близость, а часто и полное единство взглядов по значительному числу проблем. Взрослые дети вносят в нравственно-психологическую атмосферу семьи элементы демократизма, обязательности, осмысленности действий, взвешенных решений.

Зачастую в поступках супругов имеют место взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие и терпимость. В этот период практически не возникают конфликты на межнациональной почве, супруги полностью адаптированы к национальным традициям и особенностям друг друга.

Список литературы

  1. Батарчук Д.С. Проблема внутрисемейных отношений в межнациональных браках: социально-психологические и психолого-акмеологические особенности // Акмеология, № 3 (51), 2014. – С. 113-120.
  2. Бесаева А.Г., Икоева Р.Р., Газзаева М.З. К проблеме этнических семейных конфликтов (психологический аспект) // Проблемы современного педагогического образования, № 63-4, 2019. С. 275-277.
  3. Набиуллина А.В. Основные подходы и методология изучения межэтнических отношений // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, 151, № 5-1, 2009. – С. 15-21.

Поделиться

1002

Григорян Г. А. Этнопсихология семейных отношений // Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 91-94. URL: https://apni.ru/article/7693-etnopsikhologiya-semejnikh-otnoshenij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января