Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Проблема психологического сопровождения в детском и юношеском единоборствах

Проблема психологического сопровождения в детском и юношеском единоборствах

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

детские и юношеские единоборства
психологическое сопровождение
профессионализация спорта
тренировки
соревнования

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается проблема психологического сопровождения в детских и юношеских единоборствах в условиях современной профессионализации спорта. В статье предложены подходы к системной психологической поддержке, включая диагностику, регуляцию психических состояний и формирование индивидуальных стилей соревновательной деятельности. Особое внимание уделяется роли психолога в формировании доверительных отношений и создании индивидуальных предсоревновательных ритуалов. Статья также предлагает стратегии саморегуляции для спортсменов в условиях ограниченного доступа к психологической поддержке во время реальных соревнований. В целом, подчеркивается важность психологической подготовки как специализированной формы обучения с учетом уникальных требований детских и юношеских единоборств.

Текст статьи

В современном мире спорта, особенно в сфере детских и юношеских единоборств, произошел заметный сдвиг в сторону профессионализации. Создание спортивных школ-интернатов, школ олимпийского резерва и специализированных спортивных классов подчеркивает эту трансформацию, указывая на то, что детский спорт больше не является просто внеклассной деятельностью, а превращается в занятия, требующие высокого уровня самоотдачи и мастерства. Однако эта профессионализация сопряжена со своими проблемами, особенно в плане психологического благополучия молодых мастеров боевых искусств.

Участие в соревнованиях по боевым искусствам требует от юных спортсменов полной отдачи, привнося элементы соревнования, риска, травм и боли. Интенсивное физическое и психоэмоциональное напряжение, испытываемое юным организмом на ранних этапах обучения, может оказаться непосильным для некоторых детей. Если не управлять им эффективно, это давление может привести к чрезмерному умственному напряжению, снижающему эффективность занятий спортом. Последствия включают дезорганизацию, потерю уверенности в себе и даже депрессию.

Серьезной проблемой, с которой сталкиваются молодые мастера боевых искусств, является двойное бремя академических обязанностей и строгих спортивных тренировок. Подростковый этап, охватывающий период от 11 до 15–16 лет, представляет собой самый длительный и сложный кризис развития. Этот период отмечен спектром противоречивых событий, которые сами спортсмены могут не сразу понять. Подростки часто скрывают свою внутреннюю борьбу, проявляясь в обидчивости, грубости и конфликтах со взрослыми, что неизбежно влияет на их спортивные результаты.

Решение психологических проблем, присущих детским и юношеским единоборствам, требует системного и целенаправленного подхода к психологической поддержке. Эта поддержка включает в себя диагностику и развитие психических качеств, регуляцию психических состояний, формирование индивидуальных стилей соревновательной деятельности. К сожалению, нехватка специалистов-психологов в школах олимпийского резерва усугубляет эту проблему, делая комплексную психологическую поддержку все более насущной необходимостью.

Признавая уникальные требования к обучению молодежи боевыми искусствами, важно рассматривать психологическую подготовку как специализированную форму обучения. Ее эффективность наиболее выражена, когда спортсмены молоды, любопытны и стремятся изучить свой собственный стиль и поведение. Активный подход к психологической поддержке в этот период становления не только улучшает спортивные результаты, но и вооружает молодых мастеров боевых искусств ценными жизненными навыками.

Роль психолога в детских и юношеских боевых искусствах выходит за рамки простой подготовки спортсмена к соревнованиям и управления его психическим состоянием во время соревнований. Создание индивидуального ритуала предсоревновательного поведения имеет решающее значение, но оно зависит от установления доверительных отношений между психологом и спортсменом в сочетании с выработкой эффективных механизмов воздействия.

Установление доверительных отношений является основой успеха любого психологического вмешательства. Психолог должен углубиться в понимание уникальной психологии каждого молодого мастера боевых искусств, понять его страхи, стремления и причины. Установление взаимопонимания позволяет психологу адаптировать вмешательства, которые находят отклик у человека, способствуя чувству безопасности и восприимчивости к указаниям [2].

Как только доверие установлено, психолог может сотрудничать со спортсменом, чтобы создать индивидуальный предсоревновательный ритуал. Эта регулируемая последовательность действий, отработанная и усовершенствованная во время тренировок, служит психологическим якорем, обеспечивающим привычный и комфортный распорядок дня, который может помочь справиться с тревогой и оптимизировать психологическую готовность перед соревнованием.

Однако проблема усугубляется во время реальных соревнований, где доступ к спортсмену ограничен как для психолога, так и для тренера. Для преодоления этого препятствия спортсмены должны быть оснащены способностью объективно оценивать свое психическое состояние и самостоятельно применять методы психорегуляции. Сценарии тренировок должны моделировать различные экстремальные ситуации, позволяя спортсменам отрабатывать невербальные приемы, такие как «закрепление» или использование психологических «ключей». Эти методы, хотя и запланированы заранее, должны быть краткосрочными и способными дать немедленные результаты, служа основной цели – поддержанию запланированного уровня умственной и физической работоспособности [5].

В случаях возникновения негативных последствий, таких как неудовлетворительная работа, роль психолога распространяется на компенсацию и восстановление, что предполагает высвобождение негативной информации и воспоминаний, связанных с неудачными занятиями спортом. Чтобы восстановить нервно-психическую свежесть и разжечь желание продолжать тренировки и выступления, спортсменам может быть полезно временно переключиться на другой вид деятельности. Эта стратегическая диверсия служит психологической перезагрузкой, создавая необходимые предпосылки для дальнейшего совершенствования нового конкурентного цикла [1].

По сути, роль психолога в юношеских единоборствах многогранна: она включает в себя не только подготовительные мероприятия, но и оснащение спортсменов инструментами для ориентации в сложном ландшафте их психических состояний во время соревнований, а также содействие восстановлению после неудач. Благодаря целостному и индивидуальному подходу психологи вносят значительный вклад в общее развитие и благополучие молодых мастеров боевых искусств, воспитывая устойчивость, самосознание и устойчивую мотивацию перед лицом трудностей.

Поскольку детские и юношеские боевые искусства продолжают превращаться в более профессиональные занятия, важность всесторонней психологической поддержки невозможно переоценить. Решая психоэмоциональные проблемы на раннем этапе и привлекая специалистов-психологов к тренировочным программам, сообщество боевых искусств может воспитать поколение выносливых, уверенных в себе и морально подготовленных спортсменов. Такой подход не только улучшает их спортивные результаты, но также способствует их общему благополучию и личностному развитию.

Список литературы

  1. Антонов, С. Г. Общедидактические и методические основы подготовки начинающих спортсменов к выбору специализации в спортивном единоборстве : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Антонов Станислав Геннадьевич. – Санкт-Петербург, 1997. – 43 с.
  2. Мельниченко, Н. Ю. Традиции спортивной школы единоборств как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников / Н. Ю. Мельниченко // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2023. – № 11-1. – С. 85-91.
  3. Лосев, В. А. Психолого-педагогические проблемы в спортивных единоборствах / В. А. Лосев // Фундаментальные и прикладные проблемы стресса : Материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 10 июня 2010 года. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2010. – С. 142-144.
  4. Гайдамашко И.В., Бабичев И.В. Особенности психологического просвещения в системе детско-юношеского спорта // Вестник спортивной науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskogo-prosvescheniya-v-sisteme-detsko-yunosheskogo-sporta (дата обращения: 26.11.2023).
  5. Мананникова И. А., Мананников И. В. Проблема психологического обеспечения детского и юношеского профессионального спорта // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskogo-obespecheniya-detskogo-i-yunosheskogo-professionalnogo-sporta (дата обращения: 26.11.2023).

Поделиться

531

Гайнутдинов М. А., Сметанин А. Г. Проблема психологического сопровождения в детском и юношеском единоборствах // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.IV.С. 84-86. URL: https://apni.ru/article/7743-problema-psikhologicheskogo-soprovozhdeniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря