Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Проблема детско-родительских отношений в семье в современной психологической лит...

Проблема детско-родительских отношений в семье в современной психологической литературе

Научный руководитель

Верстова Марина Викторовна

Рубрика

Психология

Ключевые слова

семья
детско-родительские отношения
опека
особенности детско-родительских отношений
ребенок
родитель
эмоции

Аннотация статьи

В семье закладываются основы отношений личности к представителям других этнических общностей, и от того, какими будут эти отношения, зависит очень многое в жизни людей. В данной статье рассматриваются виды переживаний/позиций ребёнка в детско-родительских отношениях, говорится о необходимости и обязательности существования материнской ласки для малыша. Делается вывод о том, что детско-родительские отношения имеет такую характеристику как особый вид взаимодействия между взрослым – родителем и ребенком, которое связано эмоциями, чувствами, имеющее специфические характеристики как возраст ребенка и эмоциональная личностная характеристика каждого родителя.

Текст статьи

В настоящее время существует проблемы и состояния, которые представляют собой неосознанные или мало осознанные противоречия в детско-родительских отношениях в семье; воспитание и развитие детей средствами семьи является одним из главенствующей в психологической и педагогической науке и практике. Этому причина в том, что состояние детско-родительских отношений напрямую зависит от их развития.

Огромную роль на детско-родительские отношения оказывают этнопсихологические особенности, такие как этническая идентичность, этническая культура и этническое сознание,

Многие писатели и философы отмечали в своих работах проблему семьи как самую важную проблему в обществе, решения которой зависит развитие человечества в целом [10].

Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своих трудах писал: «Семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников». Так же выдающийся философ Ф. Энгельсон, был близок в оценке этого вопроса и называл семью «…малой социальной ячейки государства».

То, чему ребенок с рождения научиться, увидит в семье, то и поможет и понадобиться ему в дальнейшей жизни. В жизни каждого малыша важнейшую и главенствующую роль играет именно его семья, т.к. именно там он получает все необходимые для жизни качества и первичные навыки, в семье идет процесс закладывания фундамента его будущей жизни.

Опека в семье играет важнейшую роль в детско-родительских отношениях современности. Это отношения, когда родители, удовлетворяют все потребности ребенка и стараются оградить его от забот и трудностей, решая всё сами. Родители удовлетворяют потребности ребенка и ограждают его от трудностей. Такие дети оказываются в большей степени неприспособленными к жизни в обществе [7].

Ключевой аспект, на котором выстраиваются детско-родительские отношения, согласно Д. Боулби, представляет собой привязанность ребенка к матери. Там, где имеется плотная эмоциональная привязанность, там всегда царит спокойствие, любовь, там ребенок чувствует себя в полной безопасности. Влияние матери на ребенка имеет огромное значение для сложен я его поведения в подростковом возрасте.

Материнская ласка также важна в данном взаимодействии, если ее нет или есть нехватка, тогда складывается такое состояние как эмоциональная полная бесчувственность. Великий ученый Д. Боулби в этом смысле понимание того, что это «неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений». Забота со стороны мамы играет главенствующую роль в формировании эмоционального состояния ребенка [11].

К. Левин в своих трудах большое значение уделял понятию «кнута и пряника» (имел понимание наказания и соответственно поощрения за положительные вещи ребенка). Допусти в качестве примера, если родитель наказывает дитя за то, что тот не выполняет непривлекательную задачу, то это приводит к росту фрустрации [12]. Такая реакция порождает агрессию, которая направлена чаще всего на окружающих. При использовании родителями поощрений, у ребенка складывается положительный психический фон, который дает толчок для привлечения ребенка к удачному выполнению непривлекательной задачи [13].

В работе Г. Хоментаускаса выделены 4 типа переживания ребенком детско-родительских отношений.

Если говорить про 1 внутреннюю позицию, то можно сделать вывод, что основанием его является понимание и характеристика ребенка: «Я нужен и любим со стороны окружающих, одновременно с этим я люблю вас всех». В таких семьях наблюдается авторитарный стиль воспитания. Родители и дети испытывают друг к другу взаимное уважение и любовь. В конечном итоге при таких детско-родительских отношениях мы получаем высокую самооценку и социальную компетентность ребенка, развитое у него стремление к сотрудничеству, доверие к миру [14].

2 внутренняя позиция ребенка воплощается в понятии: «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня». Родителя свое дитя балуют, ребенок для всех кумир, выполняются все его капризы при детско-родительских отношениях. В результате воспитания мы получаем: эгоизм ребенка, большая самооценка, некомпетентность в социуме [15].

3 внутренней позицией считается фраза «Я нелюбим, но всей душой стремлюсь приблизиться к вам». При таком воспитании часто встречается моральный контроль, ожидания и требования родителя завышены к своему дитя. В итоге таких отношений всегда стоит: заниженная самооценка, постоянное чувство вины, высокая тревожность и волнение. Полное подчинение.

4 позиция – «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое». При данном виде внутренней позиции встречается такое явление, как эмоциональная отстранённость или отторжение, неприятное жесточайшее отношение, стиль воспитания в рамках авторитарно режима. Итого каких детско-родительских отношений мы получаем: неудовлетворенность уровнем любви в семье, данное явление приносит к таким негативным факторам, как агрессивность, враждебность, несоответствие себя к настоящему миру, недоверие к окружающей среде, выраженная потребность в любви, неудовлетворение которой приводит к враждебности и агрессивности, недоверии к миру и другим людям, повышенная роль тревожности, неадаптированности к обществу, иным отрицательным явлениям личностного характера [14].

Для взаимных общих симметричных детско-родительских отношений характерны следующие особенности:

  • эмоциональное взаимное принятие. В данном случае наблюдается взаимная любовь друг к другу. При таком отношении складывается нормальное положительное психическое состояние у ребенка, гармоничное детство, взаимное доверие, любовь и желание дружить с окружающим миром.
  • симметричная негативная установка, здесь мы имеем отвержение друг друга (между родителем и дитя). Тут наблюдается взаимное неприятие и отторжение друг друга, частные отрицательные явления играют неблагоприятную роль для сложения и развития детско-родительских отношений [5].

В детско-родительских отношениях активную и обязательную роль дается таким явлением, как временной промежуток отношений, ответственность мамы или папы за свое дитя, динамика изменения характера отношения по отношению к возрасту ребенка, его характерные черты, обязательность ухода и заботы над дитя [6].

На детско-родительские отношения играют важную роль следующие явления: поведение и отношение родителя; уровень культуры, воспитанности и интеллигентности родителя; среда общения в семье; то, чем воспитывают ребенка в семье; само отношение ребенка к родителям, его активность или пассивность во взаимодействии с ними [1].

Эти явления вместе определяют то, в какой степени можно назвать детско-родительские отношения конструктивными.

И.В. Шевцов считает, что, конструктивными могут быть только те отношения, где идет процесс формирования личности ребенка. И напротив, если родитель при воспитании использует не те факторы, то складывается ошибочный тип воспитания ребенка. У данного типа есть свои разновидности, как эгоцентрический, гиперсоциальный и отвергающий [9].

Ефремова Н.А. определяет, что при характеристике детско-родительских отношений важна их двусторонность. В данном случае понятие «родительское отношение», отражающее только позиции родителей, важно дифференцировать от родительских отношений [2].

Детско-родительская любовь и отношение родителя к своему будущему дитя формируется еще в утробе матери малыша. На данное формирование может оказать влияние такие факторы, как их опыт взаимодействия с собственными родителями, общественные и семейные традиции, особенности общения между собой и сами мотивы деторождения [4].

Дети – зеркало родителя, они копируют и быстро воспринимают их тепло. Так, Т.Л. Кузьмишина считает, что, ребенок, осуществляющий манипуляцию стремиться контролировать отношения с родителями. Такие дети часто истерят, плачут, стараются своим поведением привлечь к вниманию. Это используется для того, потому что иные способы воздействия на родителей оказываются неэффективными.

Т.Л. Кузьмишина установила, что чаще идти на поводу у ребенка склонны родители, проявляющие непоследовательное поведение и повышенную тревожность за ребенка. Матери, проявляющие выраженную эмпатию, отличаются отзывчивостью и гибкостью поведения. В этих семьях дети склонны к агрессивным манипуляциям. Родители подвергаются эмоциональным состояниям ребенка, потому и поддаются манипуляциям с их стороны [3].

Великий ученый Т.И. Сытько считает, что: «детско-родительские отношения отражают совокупность установок, позиций, стилей отношения и поведения, эмоционального состояния и чувственного характера и ответственности. Относительно идеальные отношения между родителем и ребенком должны складываться на основе взаимопонимания, взаимосопереживания, одновременно с этим не забывать о непосредственном характере отношения ребенка [8].

Таким образом, можно подытожить вышесказанное и сделать маленький вывод о том, что детско-родительские отношения имеет такую характеристику как особый вид взаимодействия между взрослым – родителем и ребенком, которое связано эмоциями, чувствами, имеющее специфические характеристики как возраст ребенка и эмоциональная личностная характеристика каждого родителя. В их основе лежат: привязанность ребенка к матери, внутренняя позиция ребёнка в детско-родительских отношениях, чувств родителей к ребенку, факторы поведения. Факторами детско-родительских отношений выступают: личностные особенности родителей и детей, пол и возрастной промежуток родителя и ребенка, культурная и грамотная составляющая каждого из родителей, а также степень и уровень психологической компетентности, эмоциональная атмосфера в семье, методы и способы воспитания к каждому ребенку, взаимоотношения родителя и ребенка друг к другу, активное или пассивное отношение в период взаимодействия родителя и ребенка. В процессе детско-родительских отношений происходит взаимное влияние родителей и детей друг на друга.

Список литературы

  1. Герасимчук В. Я. Основные виды детско-родительских отношений и их характеристика // Научные перспективы. Астрахань, 2019.
  2. Ефремова Н. А. Психологическое содержание Я-концепции родителя: автореф. дис. канд. психол. наук. Омск, 2004.
  3. Кузьмишина Т. Л. Манипулятивное общение между детьми дошкольного возраста и их родителями в современной семье // Проблемы современного образования. 2018. № 3.
  4. Максимова В. И. Особенности детско-родительских отношений в семьях дошкольников // Российская наука: тенденции и возможности. М., 2018.
  5. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб. - Речь, 2005.
  6. Михайленко О. Н. Детско-родительские отношения в отечественной и зарубежной литературе // Педагогика, психология, общество: новая реальность. Чебоксары, 2021.
  7. Соколова, Е.Т. Детско-родительские отношения / Е.Т. Соколова. – М.,1984.
  8. Сытько Т. И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2014.
  9. Шевцова И. В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений. М., Владос, 2000.
  10. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб., 2004.
  11. Боулби Дж. Привязанность. – Гардарики. - М., 2003.
  12. Кириленко И. Н. Исследование детско-родительских отношений в зарубежных научных школах: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология // Гуманизация образования. 2018. № 2.
  13. Куземко Л. П. Причины и способы разрешения ситуаций, возникающих в детско-родительских отношениях // Инновации в образовании. 2019. № 5.
  14. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. Дети и психологические проблемы в семье. М., Рама Паблишинг, 2010.
  15. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса // Психология семейных кризисов. СПб. - Речь, 2006.

Поделиться

1063

Григорян Г. А. Проблема детско-родительских отношений в семье в современной психологической литературе // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.III.С. 75-78. URL: https://apni.ru/article/7794-problema-detsko-roditelskikh-otnoshenij-v-sem

Похожие статьи

Актуальные исследования

#42 (224)

Прием материалов

12 октября - 18 октября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября