Актуальностью исследования является то, что физиологические особенности организма юношей и девушек на спортивных тренировках по парусному спорту могут быть переменчивы и определенным образом влиять на спортивно-технический результат, на взаимоотношения в команде и др., что безусловно необходимо учитывать при планировании и проведении учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Объектом исследования является тренировочный процесс по парусному спорту для юношей и девушек.
Предметом исследования будут служить методы и средства спортивной подготовки для юношей и девушек по парусному спорту.
Целью исследования является совершенствование физической подготовки спортсменов в парусном спорте.
Парусный спорт – не только один из самых красивых и масштабных видов спорта, он также самый травма опасный вид спорта и без качественной физической подготовки спортсмен не сможет достигать высоких результатов.
Парусным спортом могут заниматься люди разных рас, возрастов и полов, что делает этот спорт более уникальным. И, следовательно, физическая подготовка и подход к тренировочному процессу отличаются. Особое внимание нужно уделять подбору упражнений и составлению тренировок для юношей и девушек сборных команд, ведь на этом этапе спортсмены подтверждают разряд высшего спортивного мастерства, а именно кандидат мастеров спорта, и мастер спорта.
Физическая подготовка – это процесс, направленный на развитие двигательных (физических) качеств и возможностей функциональных систем и механизмов, обеспечивающих уровень их проявления.
Физические качества – качества, отражающие возможности систем и механизмов, обеспечивающих уровень их проявления. Выделяют пять видов физических качеств – силу, быстроту, ловкость, гибкость и выносливость.
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечного напряжения. Быстрота – качество, обеспечивающее высокую скорость движений и двигательных действий, их стремительность и реактивность. Ловкость – способность к рациональному и точному, находчивому и экономичному решению двигательных действий, выполняемых в условиях, не отличающихся неожиданностью, то применительно к ним логичнее использовать термин «координация». Гибкость – способность человека выполнять движения с большей амплитудой. Термин гибкость следует связывать с суммарной подвижностью в суставах всего тела. Когда речь идет об отдельных суставах, то правильнее говорить о «подвижности». Под выносливостью принято понимать способность к эффективному выполнению работы, преодолевая развивающееся утомление, а также способность к противодействию развития утомления и отдалению его наступления [1].
В реальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности эти качества имеют множество относительно самостоятельных проявлений, обусловленных теми или иными способностями. Например, различают максимальную и скоростную силу, взрывную и стартовую силу; общую и специальную выносливость, силовую и скоростную выносливость, аэробную и анаэробную, локальную, глобальную, координационную и др. [2].
Поэтому каждое из двигательных качеств следует рассматривать как совокупность физических способностей с решающей ролью одного из компонентов – силового, скоростного, координационного, энергосберегающего и др. В таком случае физические качества человека можно представить в виде комплекса силовых, скоростных, координационных способностей, различных видов гибкости и выносливости, обеспечивающих тот или иной вид двигательной деятельности, под которой следует понимать произвольные движения и двигательные действия, объединенные в систему, ориентированную на решение конкретных двигательных задач [2].
Результатом процесса физической подготовки является физическая подготовленность, проявляющаяся в уровне развития физических качеств, необходимых для эффективной тренировочной соревновательной деятельности, также возможностях различных функциональных систем, обеспечивающих этот уровень. Физические качества реализуются в различных двигательных навыках и умениях, которых множество в любом виде спорта, что объединяет процессы физической и технической подготовки. Это естественно, так как уровень развития физических качеств предопределяет эффективность решения задач технической подготовки яхтсменов, к которым относятся следующие [1]:
- увеличение объема и разнообразия двигательных умений и навыков;
- достижение высокой стабильности и рациональной вариативности специализированных движений – приемов, составляющих основу техники вида спорта;
- последовательное превращение освоенных приемов в целесообразные и эффективные соревновательные действия;
- усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики и кинематики с учетом индивидуальных особенностей спортсменов;
- повышение надежности и результативности технических действий спортсмена в экстремальных соревновательных условиях;
- совершенствование технического мастерства спортсменов исходя из требований спортивной практики и достижений научно-технического прогресса.
Главным фактором улучшения физической подготовки является корректное составление тренировочного процесса.
Тренер составляет тренировочный процесс по парусному спорту в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели. Основными формами осуществления технической подготовки являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль.
Для проведения тренировочных занятий в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по парусному спорту кроме основного тренера может привлекаться дополнительно второй тренер по общефизической и специальной физической подготовке. Расписание тренировочных занятий (тренировок) по парусному спорту утверждается после согласования с тренерским составом в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха спортсменов, с учетом их занятий в образовательных организациях и других учреждениях. При составлении расписания тренировок продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в астрономических часах. Допускается проведение тренировочных занятий одновременно с занимающимися из разных групп. При этом должны соблюдаться все перечисленные ниже условия: разница в уровне подготовки спортсменов не превышает двух спортивных разрядов и (или) спортивных званий; не превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения; не превышен максимальный количественный состав объединенной группы [2].
Продолжительность тренировочных занятий:
- на этапе начальной подготовки – до 2-х часов;
- на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – до 3-х часов;
- на этапе совершенствования спортивного мастерства – до 4-х часов;
- на этапе высшего спортивного мастерства – до 4-х часов.
При проведении более 1 тренировочного занятия в день суммарная продолжительность занятий – до 8 часов.
Благодаря таким тренировкам спортсмены будут в хорошей физической форме, и их техническая подготовка будет соответствовать требованиям [2].
В заключении стоит сказать, что физическая подготовка является главным ключом к успеху и реализации спортивной карьеры. При соблюдении вышеперечисленных этапов физическая подготовка спортсменов будет эффективна, и яхтсмен сможет показывать лучшие результаты.