Главная
АИ #4 (186)
Статьи журнала АИ #4 (186)
Цифровая образовательная среда как новое пространство воспитательной практики

Цифровая образовательная среда как новое пространство воспитательной практики

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии
информационная образовательная среда
цифровая среда
воспитательный процесс
воспитательная работа
профессиональные стандарты

Аннотация статьи

В работе приводятся примеры направлений использования информационно-коммуникационных технологий в условиях цифровизации образования. В каждом направлении указаны примеры платформ, онлайн-ресурсов и сайтов для их применения в деятельности учителя.

Текст статьи

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

В основе цифровизации образовательной среды лежит активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс образования, при этом ИКТ рассматриваются как потенциальная возможность инновационного развития и повышения эффективности образовательного процесса. В отечественном образовании содержание понятия ИКТ раскрыто в ГОСТ Р 52653-2006. В документе указано, что термин «информационно-коммуникационная технология» обозначает «информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации» [1].

Введение ФГОС в систему образования РФ повлекло изменения в понимании образовательного процесса и организации воспитательного процесса в образовательных организациях. В соответствии со Стандартами второго поколения воспитательная работа стала официально считаться частью образовательного процесса. При организации образовательной деятельности стали учитываться компоненты воспитательной направленности. Результаты обучения по ФГОС стали включать не только предметные, но и личностные и метапредметные, которые учитывают развитие и продвижение ученика, формирование его самостоятельности и желание учиться. Приобретаемые знания, способы деятельности, перспективы будущей жизни по ФГОС должны оцениваться учениками с позиций духовно-нравственных ценностей. По окончании образовательной организации у обучающегося должны быть сформированы качества личности, которая сможет найти свое место в жизни после школы, сумеет адаптироваться и социализироваться в жизни.

Объединяя требования Профессионального стандарта педагога и ФГОС, возникает проблема: как организовать воспитательное пространство класса, группы, школы на основе цифровой образовательной среды. Таким образом, обосновывается актуальность данной работы.

Приведем перечень ресурсов, которые могут быть использованы учителями и педагогами в профессиональной деятельности с целью создания цифрового пространства, соответствующего целям воспитания обучающихся. Средством оценки сформированности уровня универсальных учебных действий выступает систематическая оценка, которая отражает индивидуальный уровень каждого конкретного школьника.

Одним из наиболее интересных методов оценки сформированности универсальных учебных действий школьников может выступать метод портфолио. В новых условиях и в связи с современной информатизацией общества и образовательных учреждений в практику входит появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий «электронных портфолио» и ориентированных на новые образовательные цели. Создание электронного портфолио может происходить, например, на базе бесплатного онлайн-конструктора сайтов Google Sites (https://www.sites.google.com) или Wix.com (https://ru.wix.com). Платформы просты в использовании и предлагают пользователям пошаговые инструкции по созданию персональных сайтов. Для работы на ресурсе не требуется повышенного уровня знаний компьютерных технологий или специальных умений программирования.

Посещение группой обучающихся различных экскурсий является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Ниже приведен список сайтов, с помощью которых учитель может организовать коллективную онлайн-экскурсию во время классного часа или внеурочной деятельности.

Сайт «Веселое путешествие» (https://www.edut-deti.ru/odnodnevnye-ekskursii/virtualnye-ekskursii/) предоставляет список мест для виртуального посещения музеев. Перечень возможных мест для посещения содержит название, описание и ссылку для подключения.

В сети Интернет также можно встретить достаточно много различных ресурсов для виртуального посещения наиболее известных туристических городов и, соответственно, музеев. Сайт «1000 городов» (https://1000-cities.blogspot.com) прост в использовании и не содержит лишней информации и рекламы, что является преимуществом на фоне многих других ресурсов.

Профориентация в образовательном учреждении для старшеклассников. Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. В связи с этим актуальным является организация встреч будущих выпускников с представителями различных профессий. Современные реалии позволяют проводить подобные встречи не только в формате оффлайн, но и онлайн. Организация именно онлайн-встречи имеет ряд преимуществ. Так, появляется возможность пригласить на встречу с обучающимися представителей профессий не только своего города, но и других городов и даже регионов и стран. В определении будущей профессии школьника немаловажную роль играют родители. При организации онлайн-встречи родители обучающихся также смогут присутствовать и задавать интересующие их вопросы напрямую приглашенным специалистам.

Платформы для проведения онлайн-встреч могут быть выбраны на личное усмотрение образовательных организаций. Наиболее удобным и практичным с точки зрения программного обеспечения и простоты в использовании выступает платформа ZOOM (https://zoom.us). Ресурс не требует специальной установки на компьютер, подключающемуся пользователю необязательно иметь аккаунт для подключения. Войти в систему, т. е. завести аккаунт (пройти регистрацию) или использовать социальные сети для входа, необходимо тем, кто будет выступать в качестве организатора конференции.

Перейдем к вопросу об использовании виртуальных лабораторий для определения обучающимся увлечений и предметных предпочтений и, соответственно, определения будущей сферы деятельности. Использование виртуальных лабораторий позволяет отдаленно прочувствовать и попрактиковаться в том или ином виде деятельности в инженерных и естественно-научных областях. На сайтах Лабораторные работы дистанционно (http://distant.itmo.ru/labs), Vc.ru (https://vc.ru/education/139879-8-luchshih-onlayn-resursov-dlya-laboratornyh-rabot), Виртуальные лаборатории VR-Labs (https://vr-labs.ru/laboratories/) приведены примеры виртуальных лабораторий и онлайн-симуляторов в области медицины, биологии, экологии, физики, химии, гидромеханики, машиностроения, метрологии, теоретической механики, теплотехники, электротехники и др.

Указанный перечень направлений использования средств информационно-коммуникационных технологий в рамках организации воспитательной работы в образовательном учреждении не исчерпан и может быть уточнен и продолжен. Ежедневно в сети Интернет публикуются и обновляются различные онлайн-сервисы и ресурсы, которые так или иначе могут быть использованы в профессиональной деятельности педагога, в том числе в плане организации воспитательной работы.

Список литературы

  1. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения». – Текст: электронный // Национальный стандарт Российской Федерации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200053103 (дата обращения: 20.01.2024).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). – URL: https://fgos.ru – Текст: электронный.

Поделиться

637

Колупаева Е. В. Цифровая образовательная среда как новое пространство воспитательной практики // Актуальные исследования. 2024. №4 (186). С. 30-32. URL: https://apni.ru/article/8303-tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-novoe

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября