Основной характеристикой экономики постиндустриального типа является интенсификация инновационных процессов, которые являются фактором обеспечения долгосрочного экономического роста компаний. Активные научные и практические исследования показывают, что инновационное развитие компании связана с размером и структурой их инновационного потенциала, уровнем инновационной активности. Однако, несмотря на теоретические и практические достижения, вопросы проектного управления инновационным развитием компании требуют дальнейшего исследования с учетом факторов, обеспечивающих эффективное формирование и реализацию стратегии инновационного развития предприятия. Именно это обуславливает актуальность исследования.
Целью данной статьи является исследование теоретических и методологических особенностей применения инструментов стратегического планирования в процессе проектного управления инновационным развитием предприятия.
Методология исследования опирается на анализ теоретических и методологических источников по заданной теме.
Если начать с самого понятия «развитие», то ученые-экономисты акцентируют внимание на различных его характеристиках. Чаще всего учеными отмечаются наличие изменений различной экономической природы, движения от простого к более сложному, переход от одного состояния к другому, количественный рост и качественное улучшение.
Й. Шумпетер развитием считал изменение траектории движения, смещение состояния равновесия, переход экономической системы от заданного на определенный момент времени центра равновесия, осуществление новых комбинаций факторов производства [12].
Развитие как процесс самопродвижения от низового уровня (простого) к высшему (сложному), вследствие которого происходят раскрытие и реализация внутренних тенденций и сущности явлений, что, в свою очередь, ведет к возникновению нового и предопределяет любые изменения в различных формах материи, определяет Н. А. Четырбок [11, с. 38-42].
Дж. Джой-Мэттьюз, Д. Меггинсон, М. Сюрте определяют развитие как совершенствование или улучшение организационной составляющей объекта или последовательное движение к более совершенному, сложного или развитого состояния, или реализации потенциальных возможностей [2].
Инновационное развитие предприятия определяется как приверженность общей инновационной миссии и структурированный набор мероприятий, целью которых является непосредственное развитие самой организации.
Проектное управление является альтернативной моделью традиционной системы управления, основана на распределении работ в соответствии с «жесткой» схемой специализации, зависящей от организационной структуры организации. Проектное управление инновационной деятельностью предприятия – это процесс, направленный на определение себестоимости и научно-обоснованных целей и мероприятий по решению проблем, организацию инновационных процессов. Научная обоснованность целей и мероприятий достигается путем соблюдения научных подходов к менеджменту, применением современных методов.
Статистические исследования подтверждают, что самые активные инновации происходят в крупных компаниях, поскольку они обладают значительными преимуществами в финансировании, производственных технологиях и интеллектуальных ресурсах. Данные опроса 246 руководителей компаний со всего мира, проведенного Global CEO Pulse Survey по инновациям, показывают, что почти половина опрошенных руководителей (51%) считают инновации важным условием поддержания конкурентоспособности своих организаций, фактором быстрого и прибыльного роста выручки (14%), необходимым условием для поддержания долгосрочного развития бизнеса (35%).
Специфику инновационного развития компании А. П. Агарков определяет как зависящую от следующих факторов: профиля деятельности, уровня производственного и технического развития, направленности и объема работ в инновационном цикле, масштабов инноваций [1]. Кроме того, считает, что необходимость управления инновационным развитием компании обусловлена изменениями внешней среды, а именно: насыщением рынка и снижением спроса; радикальными изменениями в технологиях и технологии производства; диверсификацией производства, расширением рыночного ассортимента инноваций; появлением фундаментальных инноваций на рынке; появлением новых конкурентов [1].
Таким образом, управление инновационным развитием направлено на уточнение конкретных корпоративных целей, для достижения которых требуются инструменты работы с инновациями, а также определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей, и создание (поддержание) моделей работы с инновациями [8, с. 35-39].
Проектное управление инновационным развитием – это процесс, направленный на достижение четко заданной цели. Подразумевает решение последовательных заранее заданных и запланированных задач. Преимуществом проектного управления является организованность и оптимизация многих рабочих процессов, снижение стоимости самого проекта, что в конечном счете приводит к увеличению экономического эффекта.
Объектом проектного управления является непосредственно проект, в данном случае, проект, направленный на инновационное развитие. Предметом проектного управления является стратегический план, направленный на достижение поставленной цели.
В рамках проектного управления для выполнения и задач инновационного развития создается рабочая группа. Миссия данной группы – это реализация инновационного проекта и управление им. После того как инновационный проект будет реализован, с участников рабочей группы функции по ее выполнению снимаются.
Для достижения результатов инновационного развития в рамках проектного управления могут применяться различные инструменты, в том числе и инструменты стратегического планирования, такие как SWOT-анализ, PEST-анализ, коэффициентный и матричный анализ [4, с. 80-86].
SWOT-анализ является достаточно популярным и востребованным инструментом при расчете рисков проекта. Более долгосрочные инновационные проекты менее подвержены SWOT-анализу, поскольку сложно предугадать возможные риски более отдаленных периодов реализуемых проектов. Данный инструмент стратегического планирования позволяет определить сильные и слабые стороны инновационного проекта, благоприятные внешние условия и внешние угрозы для успешной реализации.
Минусом данного инструмента является отсутствие четких статистических, аналитических или цифровых показателей. Отражает более субъективную действительность, а не объективную.
PEST-анализ позволяет определить факторы внешней среды в реализации инновационного проекта (политико-правовая среда; экономическая среда; социокультурная среда; технологическая среда). Этот метод учитывает внешние факторы, которые напрямую или косвенно могут сказаться на реализации инновационного проекта. Данный инструмент обладает рядом преимуществ, не требует сложных расчетов, позволяет разработать стратегию внедрения и реализации инновационного проекта.
Недостатком данного инструмента может служить неполнота описания внешних условий, субъективность и не долгосрочность, поскольку внешние условия могут меняться.
Может применяться в проектном управлении инновационным развитием такой инструмент стратегического планирования как матричный анализ. Матричный анализ – это метод исследования взаимосвязей элементов проекта. Данный инструмент является наиболее подходящим для крупных строительных компаний в процессе управления инновационными проектами, поскольку способен охватывать параллельно несколько проектов.
Недостатком данного инструмента служит отсутствие учета широкого спектра условий и факторов, в том числе возможных потенциальных рисков. В рамках данного анализа рассматривается ситуация и действительность на текущий момент.
Согласно Е. А. Спиридоновой управление инновационным развитием компании начинается с оценки инновационной деятельности на основе данных стратегического управленческого учета [9].
О. М. Хотяшева определяет компоненты инновационной стратегии: источники инновационных идей, инструменты для накопления информации и управления знаниями, принципы построения механизмов оценки инноваций, исследования и разработки, а также интеллектуальный потенциал компании [10].
Для обеспечения эффективности управления инновационным развитием строительного предприятия необходимо осуществить определенный комплекс управленческих действий.
Внедрение основ проектного управления инновационным развитием с помощью инструментов стратегического планирования на строительных предприятиях усиливает результативность решения текущих производственных задач. Проектное управление строительного предприятия определяют цели, принципы и направления инновационного развития с учетом социальной, экономической, технической и экологической составляющих развития и в зависимости от вида экономического развития предприятия. Такой подход к обеспечению инновационного развития предприятия является комплексным, системным и гармоничным.
Практика ведущих мировых компаний показывает, что проектное управление инновационным развитием предприятия создает неоспоримые конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе.
Таким образом, использование инструментов стратегического планирования, таких как SWOT-анализ, PEST-анализ, матричный анализ в процессе проектного управления инновационным развитием позволяет определить внешние и внутренние риски реализации инновационного проекта, а также его слабые и сильные стороны.