Актуальность данной темы обусловлена поступательным развитием и распространением логистики в настоящее время на разных уровня, таких как региональном, национальном, международном, пространств и границ. Логистика постоянно требует и использует современные инновационные достижения при эволюции логистических систем и структурных элементов цепей поставок.
В общем виде инновацией можно считать процесс преобразования теоретической и практической научно-технической деятельности, в результате которой появляются нововведения. Данные новообразования могут быть технического, технологического, методического, организационного или управленческого характера в бизнесе.
Инновационная логистика – является наиболее актуальным компонентом логистической деятельности, призванная изучать необходимость и возможность внедрения прогрессивных инноваций в организацию текущего и стратегического управления потоковыми процессами с целью выявления и использования дополнительных резервов путем рационализации (оптимизации) этого управления [2].
Логистические инновации теоретически базируются на 4-х основных логистических концепциях, которые являются основной исходной базой разработки гибких логистических моделей систем и цепей поставок различных направлений производственно-хозяйственной, социально-экономической деятельности. Приняты следующие постулаты логистических концепций:
- концепция общих логистических издержек – определение дифференцированных логистических издержек;
- концепция реинжиниринга бизнес-процессов в логистике – выявление взаимосвязи между функциями и степенью посредничества и сотрудничества;
- концепция интегрированной стратегии логистики – качество обслуживания потребителей на основе прогноза спроса и предложения;
- логистическая концепция управления полной цепью поставок –организация всего процесса товародвижения – от начального поставщика до конечного потребителя.
Логистические инновации, как направление логистической деятельности, рассматривают инновации во всем интегрированном и гармонизированном логистическом комплексе, и в этой связи предусматривают дополнение существующего и разработку нового инструментария (методов, критериев, показателей и способов) в области методического обеспечения логистики и ее структурных элементов, используемой в организации и управлении материальным производством и сферой услуг, а также усовершенствование операций, видов деятельности и процедур, используемых в логистических бизнес-процессах .
Все чаще в практику российских логистических организаций начинают постепенно внедряться функции PL-провайдера, то есть полноценного логистического партнера компании. PL-провайдер является организацией, предоставляющей комплексные логистические услуги для клиентов: таможенное оформление, складирование, экспедирование, транспортировка и так далее. Рассмотрим примеры информационных технологий PL-провайдера, применяемых в логистике.
Таблица
Примеры информационных технологий, применяемых в логистике [1]
Термин |
Описание |
1PL (First Рагtу Logistics) |
все логистические функции осуществляет одна фирма, являющаяся собственником грузов. |
2PL (Second Рагtу Logistics) |
простейшая форма аутсорсинга, при которой сторонняя компания предоставляет традиционный комплекс услуг по транспортировке, а так же управлению складскими запасами. |
3PL (Third Party Logistics) |
более продвинутая форма аутсорсинга. Специализированная логистическая компания, которая кроме стандартных логистических услуг предоставлять клиенту другие дополнительные услуги со значительной долей добавленной стоимости. |
4PL (Fourth Рагtу Logistics) |
провайдер распоряжается абсолютно всеми логистическими действиями подобных фирм во заинтересованностях цепочки поставок. |
5PL (Fifth Party Logistics) |
это уровень 4PL, но с поддержкой современных сетевых информационных технологий. |
Следует особо отметить, что многие эксперты не считают правильным выделять провайдеров логистических услуг всех уровней, кроме 3PL. В конце концов, 3PL-это всего лишь сторонняя логистика, другими словами – логистика 3 стороны. То есть помимо двух основных сторон – производителя и потребителя, существует третья – компания, оказывающая логистические услуги первым двум. С этой точки зрения определения терминов 1PL, 2PL, 4PL, 5PL и т.д. являются очень сомнительными. Исследование рынка логистических услуг показало, что 3PL-операторы в России уже работают, но основной сферой их деятельности являет сфера потребительских товаров повседневного спроса. В области производственной логистики рынок 3PL находится на ранней стадии развития и внедрения.
Еще одним примером инноваций в логистике являются информационные технологии, которые успешно внедряются на российском рынке программой Microsoft Dynamics AX. [3] Данная система представляет собой комплексное решение для автоматизации всего жизненного цикла производства, анализа грузопотоков, контроля и учета. Эта система поддерживает работу транспортно-логистической компании. Внедрение системы автоматизации приведет к следующим результатам: значительно повысится производительность склада, полностью исключится переработка, снизятся затраты на обработку товаропотоков, а также будет обеспечена стабильная работа объекта в установленном режиме. Кроме того, данная система поможет повысить мотивацию персонала, улучшить контроль за работой сотрудников организации, усовершенствовать процессы взаимодействия сотрудников различных подразделений, а также увеличить скорость обработки запросов клиентов.
При работе с грузом логистические компании для маркировки перевозимых грузов применяют RFID-метки, которые помогают отслеживать местонахождения самого груза или же его содержимое. Система контроля товаров, позволяющая определить владельцу состояние товара (поврежденного в результате удара, встряхивания / вскрытия упаковки).
На основании вышеизложенного мы можем сделать ряд выводов.
На сегодняшний день инновации играют важную роль в развитии предприятия. Инновационная стратегическая логистика не менее актуальна и в России, однако она находится только в начале своего развития. Это может быть связано с наличием тех резервов, которые в значительной степени не используются, особенно в секторе снабжения. Это проявляется в виде упущенных возможностей, неудач и кризисных ситуаций, что делает рыночные структуры благоприятным и перспективным объектом для эффективного применения инновационной стратегической логистики и повышения ее приоритетности.
Внедрение инновационной логистики в организации позволяет более точно оценить и применить автоматизированные и информационные системы, выполняющие расчеты.
Используя инновационную логистику сегодня, компании минимизируют свои затраты и повышают качество обслуживания, что мы и можем наблюдать на представленном графике (рисунок).
Рис. Темпы развития инноваций в производственной логистике [4]
Практическая реализация инноваций в логистике становится мощным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий и организаций, а также повышения конкурентоспособности их продукции и услуг.