научный журнал «Актуальные исследования» #11 (14), июнь '20

Инновационные технологии в логистике как фактор повышения эффективности работы отечественных предприятий

Исследование об инновационных технологиях в сфере логистики.

Аннотация статьи
информационные технологии
инновационная логистика
аутсорсинг
RFID-технологий
Ключевые слова

Актуальность данной темы обусловлена поступательным развитием и распространением логистики в настоящее время на разных уровня, таких как региональном, национальном, международном, пространств и границ. Логистика постоянно требует и использует современные инновационные достижения при эволюции логистических систем и структурных элементов цепей поставок.

В общем виде инновацией можно считать процесс преобразования теоретической и практической научно-технической деятельности, в результате которой появляются нововведения. Данные новообразования могут быть технического, технологического, методического, организационного или управленческого характера в бизнесе.

Инновационная логистика – является наиболее актуальным компонентом логистической деятельности, призванная изучать необходимость и возможность внедрения прогрессивных инноваций в организацию текущего и стратегического управления потоковыми процессами с целью выявления и использования дополнительных резервов путем рационализации (оптимизации) этого управления [2].

Логистические инновации теоретически базируются на 4-х основных логистических концепциях, которые являются основной исходной базой разработки гибких логистических моделей систем и цепей поставок различных направлений производственно-хозяйственной, социально-экономической деятельности. Приняты следующие постулаты логистических концепций:

  • концепция общих логистических издержек – определение дифференцированных логистических издержек;
  • концепция реинжиниринга бизнес-процессов в логистике – выявление взаимосвязи между функциями и степенью посредничества и сотрудничества;
  • концепция интегрированной стратегии логистики – качество обслуживания потребителей на основе прогноза спроса и предложения;
  • логистическая концепция управления полной цепью поставок –организация всего процесса товародвижения – от начального поставщика до конечного потребителя.

Логистические инновации, как направление логистической деятельности, рассматривают инновации во всем интегрированном и гармонизированном логистическом комплексе, и в этой связи предусматривают дополнение существующего и разработку нового инструментария (методов, критериев, показателей и способов) в области методического обеспечения логистики и ее структурных элементов, используемой в организации и управлении материальным производством и сферой услуг, а также усовершенствование операций, видов деятельности и процедур, используемых в логистических бизнес-процессах .

Все чаще в практику российских логистических организаций начинают постепенно внедряться функции PL-провайдера, то есть полноценного логистического партнера компании. PL-провайдер является организацией, предоставляющей комплексные логистические услуги для клиентов: таможенное оформление, складирование, экспедирование, транспортировка и так далее. Рассмотрим примеры информационных технологий PL-провайдера, применяемых в логистике.

Таблица

Примеры информационных технологий, применяемых в логистике [1]

Термин

Описание

1PL

(First Рагtу Logistics)

все логистические функции осуществляет одна фирма, являющаяся собственником грузов.

2PL

(Second Рагtу Logistics)

простейшая форма аутсорсинга, при которой сторонняя компания предоставляет традиционный комплекс услуг по транспортировке, а так же управлению складскими запасами.

3PL

(Third Party Logistics)

более продвинутая форма аутсорсинга. Специализированная логистическая компания, которая кроме стандартных логистических услуг предоставлять клиенту другие дополнительные услуги со значительной долей добавленной стоимости.

4PL

(Fourth Рагtу Logistics)

провайдер распоряжается абсолютно всеми логистическими действиями подобных фирм во заинтересованностях цепочки поставок.

5PL

(Fifth Party Logistics)

это уровень 4PL, но с поддержкой современных сетевых информационных технологий.

Следует особо отметить, что многие эксперты не считают правильным выделять провайдеров логистических услуг всех уровней, кроме 3PL. В конце концов, 3PL-это всего лишь сторонняя логистика, другими словами – логистика 3 стороны. То есть помимо двух основных сторон – производителя и потребителя, существует третья – компания, оказывающая логистические услуги первым двум. С этой точки зрения определения терминов 1PL, 2PL, 4PL, 5PL и т.д. являются очень сомнительными. Исследование рынка логистических услуг показало, что 3PL-операторы в России уже работают, но основной сферой их деятельности являет сфера потребительских товаров повседневного спроса. В области производственной логистики рынок 3PL находится на ранней стадии развития и внедрения.

Еще одним примером инноваций в логистике являются информационные технологии, которые успешно внедряются на российском рынке программой Microsoft Dynamics AX. [3] Данная система представляет собой комплексное решение для автоматизации всего жизненного цикла производства, анализа грузопотоков, контроля и учета. Эта система поддерживает работу транспортно-логистической компании. Внедрение системы автоматизации приведет к следующим результатам: значительно повысится производительность склада, полностью исключится переработка, снизятся затраты на обработку товаропотоков, а также будет обеспечена стабильная работа объекта в установленном режиме. Кроме того, данная система поможет повысить мотивацию персонала, улучшить контроль за работой сотрудников организации, усовершенствовать процессы взаимодействия сотрудников различных подразделений, а также увеличить скорость обработки запросов клиентов.

При работе с грузом логистические компании для маркировки перевозимых грузов применяют RFID-метки, которые помогают отслеживать местонахождения самого груза или же его содержимое. Система контроля товаров, позволяющая определить владельцу состояние товара (поврежденного в результате удара, встряхивания / вскрытия упаковки).

На основании вышеизложенного мы можем сделать ряд выводов.

На сегодняшний день инновации играют важную роль в развитии предприятия. Инновационная стратегическая логистика не менее актуальна и в России, однако она находится только в начале своего развития. Это может быть связано с наличием тех резервов, которые в значительной степени не используются, особенно в секторе снабжения. Это проявляется в виде упущенных возможностей, неудач и кризисных ситуаций, что делает рыночные структуры благоприятным и перспективным объектом для эффективного применения инновационной стратегической логистики и повышения ее приоритетности.

Внедрение инновационной логистики в организации позволяет более точно оценить и применить автоматизированные и информационные системы, выполняющие расчеты.

Используя инновационную логистику сегодня, компании минимизируют свои затраты и повышают качество обслуживания, что мы и можем наблюдать на представленном графике (рисунок).

Рис. Темпы развития инноваций в производственной логистике [4]

Практическая реализация инноваций в логистике становится мощным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий и организаций, а также повышения конкурентоспособности их продукции и услуг.

Текст статьи
  1. Аникин Б.А., Воронов В.И. Основные аспекты формирования аутсорсинга. Маркетинг. 2005. № 4, С. 107-116.
  2. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 1. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) - 104 с.
  3. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. – М. : ГУУ. 2014. - 158 с.
  4. Родкина Т.А. Логистика информационных потоков: состояние и перспективы. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №5. С. 144-148.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября