Главная
АИ #18 (200)
Статьи журнала АИ #18 (200)
Речевое развитие дошкольников в информационно-образовательной среде дошкольных о...

Речевое развитие дошкольников в информационно-образовательной среде дошкольных образовательных учреждений

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

федеральные образовательные стандарты
развивающий эффект
образовательная среда
информационные технологии
информационно-образовательная среда
ИКТ
технология обучения
адаптация
речевое развитие
компьютерные технологии
взаимодействие с родителями

Аннотация статьи

В статье рассматривается важность совершенствования учебного процесса и повышения развивающего эффекта в дошкольных образовательных учреждениях. Введение федеральных национальных образовательных стандартов требует организации информационной образовательной среды (ИОС), основанной на использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). ИОС способствует формированию творческой, интеллектуальной и социально развитой личности ребёнка, предоставляя возможности для обучения, образования и личного развития.

Текст статьи

С введением федеральных национальных образовательных стандартов важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование учебного процесса и повышение развивающего эффекта воспитательной работы детей путем организации образовательной среды для детей дошкольного возраста. В настоящее время изменилась среда развития детей, появилось много новых каналов получения информации. Мы живем в эпоху бурного развития информационных технологий. Информационные технологии скорректировали даже традиционные сферы, такие как детские игры и игрушки, тем самым скорректировав среду развития предмета. Основное пространство развития дошкольных образовательных учреждений. Образовательная среда является одним из основных средств формирования личности детей, а также источником знаний, информации и социального опыта. Поскольку основы нашего первоначального понимания окружающего мира закладываются еще в дошкольном возрасте, уже закладывается у ребенка культура взаимоотношений со взрослыми и детьми. Образовательная среда представляет собой совокупность всех возможностей обучения, образования и личного развития. Информационно-образовательная среда (ИОС) дошкольных образовательных учреждений представляет собой открытую систему обучения, имеющую целью формирование творческой, интеллектуальной и социально развитой личности. Она формируется на основе различных информационно-образовательных ресурсов, современных информационно-коммуникативных средств и информации. Технология обучения. Дошкольная IOS была создана как организация, основанная на использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эффективное использование ИКТ открывает новые возможности и перспективы для развития всей системы образования. Применение информационно-коммуникационных технологий в системе образования изменило методы обучения, методы и формы развития и воспитания, повлияло на технологию преподавания, превратив тем самым традиционную образовательную среду в совершенно новую образовательную среду – информационную образовательную среду. Для создания и развития информационно-образовательной среды необходимо в полной мере использовать накопленный научно-методический, информационный, технический, организационно-педагогический потенциал нашей системы образования. Компьютеры и мультимедийные средства являются инструментами обработки информации, могут стать мощными технологическими средствами обучения и необходимыми средствами общения педагогов, родителей и детей дошкольного возраста для участия в совместной деятельности. Процесс информатизации в современном обществе стремительно развивается, что, несомненно, сильно изменило повседневную жизнь людей. Нам, воспитателям дошкольных учреждений, необходимо адаптироваться к веку новой информации. В нашей стране компьютеры уже давно используются в образовании. Использование ИКТ также интегрировано в систему дошкольного образования. Под ИКТ подразумевается использование компьютеров, Интернета, телевидения, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования – всего, что может предоставить широкие коммуникационные возможности. Использование ИКТ открывает безграничные возможности для преподавателей. В современных условиях, с широким внедрением новых информационных технологий, вопрос речевого развития детей дошкольного возраста по-прежнему имеет практическое значение. Ведь от развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение и всестороннее развитие знаний. Многие согласятся, что современные родители редко читают своим детям, делают это неохотно и не поощряют их к интерактивной речи. Поэтому у детей дошкольного возраста не особенно сильны речевые выразительные навыки, они часто допускают в своей речи неуместные выражения. ситуациях и ограничивайтесь односложными вопросами. Из-за недостаточного развития речи и бедного словарного запаса учащиеся часто теряют интерес к занятиям по развитию речи и теряют учебную мотивацию. В этом случае использование компьютерных технологий становится одним из наших источников мотивации. Возможности компьютеров здесь безграничны. Он способен погрузить дошкольников в конкретные игровые ситуации, делая образовательную деятельность более осмысленной, интересной, привлекательной и современной. Дошкольники мыслят зрительно и знают только то, что они могут одновременно видеть, слышать, действовать или оценивать действия предмета. В связи с этим в своей работе я использую мультимедийные презентации – программу, которая может включать в себя письменный материал, фотографии, рисунки, слайды, звуковое оформление и повествование, видеоклипы и анимацию, а также трехмерную графику.

Использование ИКТ позволяет образовательной деятельности: иметь высокий эстетический и эмоциональный уровень (фотографии, анимация, музыка); обеспечьте ясность.

Давайте рассмотрим несколько примеров использования ИКТ для развития речевых навыков у детей дошкольного возраста. Развитие связной речи:

1. Составьте рассказ по картинке. Эту задачу можно решить разными способами:

  • На экране отображаются 3–4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1 – начало, 2 – продолжение, 3 – конец). Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает в роли следующей главы.
  • Дети могут видеть только одну фотографию. Учитель спросил: что было до этого? Что будет дальше? После презентации предоставляется реальная история и все картинки отображаются на экране.
  • Воспитатель показывает на экране картинки, которые расположены не по сюжету, а в смешанном порядке. Ребенку необходимо расположить картинки по порядку, чтобы получился связный рассказ. Это самый сложный вариант задания и требует от детей определенных способностей к логическому мышлению. Звуковая культура является неотъемлемой частью речевой культуры. Дошкольники осваивают его в процессе общения с окружающими. Основным направлением работы по совершенствованию ЗКР является воспитание детей в чистом и ясном произношении отдельных слов, правильном произношении по русским орфографическим нормам, воспитание четкого произношения (дикции, выразительной способности). Для детского устного английского хорошим помощником являются различные видеокурсы. Заучивание текстов песен и закрепление произношения.

2. Игра «Кто прячется?» В этой игре на каждом слайде присутствуют звуки животных. Когда ребенок догадается, кто это, нужно открыть изображение и показать его ребенку.

3. Мобильные устройства. Для развития правильного произношения мы изучаем стихи в форме мнемотехники.

Звуковая автоматизация. Наша речь связана с движением наших речевых органов. При вокальных артикуляционных недостатках большую роль в работе играет суставная гимнастика, как на этапе постановки, так и на этапе автоматизации звука. Тонкие движения артикуляционных органов способствуют улучшению движений ребенка и формированию правильной речи. Аудио категории позволяют существенно повысить эффективность индивидуальной и коллективной работы по автоматизации отдельных звуков. В своей работе я использую аудио уроки Екатерины Железновой. Пополните свой словарный запас. Сегодня принято выделять следующие направления развития словарного запаса у детей дошкольного возраста:

  • Пополняйте словарь новыми словами, чтобы дети могли выучить слова, которых они раньше не знали, а также новые значения слов, уже имеющихся в их словаре. Обогащение словаря происходит, прежде всего, за счет общеупотребительной лексики (названий предметов, характеристик и качеств, действий, процессов и т. д.).
  • Закрепление и уточнение словарного запаса. Данная задача возникает потому, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного названия объекта. Таким образом, это предполагает углубление понимания известных слов, наполнение их конкретным содержанием, основанное на точных связях с объектами реального мира, дальнейшее освоение выраженных в них общих черт и развитие способности использовать общеупотребительные слова.

Обучающие игры: «Четвертое – нечетное число», «Противоположность», «Один – много», «Скажи одним словом».

Опыт использования ИКТ для организации учебного процесса на курсах развития речи способствует высокой степени эффективности развития всех сторон речи. Это долгосрочная и постоянная работа по подготовке детей к жизни с неограниченным доступом к информации. Видно, что применение компьютеров в дошкольном образовании возможно и необходимо, оно способствует повышению учебного интереса и общему развитию детей дошкольного возраста. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность и развивают культурно значимые знания и навыки. Современные компьютерные технологии являются одним из эффективных способов распространения знаний. Этот современный подход воспитывает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную активность и позволяет человеку развиваться в современном духе.

Поделиться

734

Гребеник И. А., Мельникова Н. С., Прудиус Е. А. Речевое развитие дошкольников в информационно-образовательной среде дошкольных образовательных учреждений // Актуальные исследования. 2024. №18 (200). Ч.II.С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/9145-rechevoe-razvitie-doshkolnikov-v-informacionno-obrazovatelnoj-srede-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdenij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря