Главная
АИ #11 (14)
Статьи журнала АИ #11 (14)
О некоторых проблемах похоронного дела в городе Москве в условиях пандемии корон...

О некоторых проблемах похоронного дела в городе Москве в условиях пандемии короновирусной инфекции (COVID-19)

Автор(-ы):

Полянко Николай Иванович

Галузо Василий Николаевич

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

Всемирная организация здравоохранения
государство
Российская Федерация
субъект РФ
город федерального значения, Москва
законодательство
Конституция РФ
федеральный закон РФ
право
медицина
вирусология
коронавирусная инфекция
COVID-19
пандемия
похоронное дело
погребение
труп
могила

Аннотация статьи

В статье на основе анализа литературы и законодательства Российской Федерации относительно порядка погребения трупов человека в городе федерального значения - Москве в условиях пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) обосновано несколько суждений: нормативным правовым актом, регламентирующим непосредственно погребение трупов человека необходимо признать Федеральный закон РФ «О погребении и похоронном деле» от 8 декабря 1995 г.; во исполнение Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» от 8 декабря 1995 г. в городе федерального значения – городе Москве, как субъекте Российской Федерации» необходимо принять Закон г. Москвы «О похоронном деле в городе Москве»; в гипотетическом Законе г. Москвы «О похоронном деле в городе Москве» необходимо предусмотреть главу «Особенности похоронного дела при чрезвычайных ситуациях»; в законодательстве о похоронном деле Российской Федерации и ее субъектов (в частности, в городе федерального значения – городе Москве) закрепить принципиально важное положение о принадлежности трупов человека; трупы человека, как предметы материального мира, должны находиться в собственности государства, что позволит обеспечить единообразный порядок погребения трупов человека и в Российской Федерации, и в ее субъектах, в том числе и в городе федерального значения – городе Москве; формирование рыночных отношений в Российской Федерации на основе многообразия форм собственности предполагает наличие и исключительного порядка погребения трупов человека отдельными категориями граждан (ценз состоятельности).

Текст статьи

Предметом данной статьи является порядок погребения трупов человека в городе федерального значения – Москве, на что нами уже обращалось внимание [9].

Поводом же к подготовке данной статьи послужили факты обращения жителей г. Москвы в государственные органы этого же субъекта Российской Федерации. Для обеспечения объективности нами приведены некоторые документы в полном объеме (или в извлечениях), правда, в виде нонпарели (франц. Nonpareille) [10].

Ординарный порядок погребения трупов человека, в том числе и порядок выдачи соответствующих документов, урегулирован в специальном нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному закону РФ [11; 12]: в Федеральном законе РФ «О погребении и похоронном деле» от 8 декабря 1995 г. [1]. В ст. 8 Федерального закона РФ от 8 декабря 1995 г. закреплено несколько «гарантий»: «Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются: 1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти; 2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней; 3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; 4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона».

Положениям статьи 8 Федерального закона РФ от 8 декабря 1995 г. корреспондируют положениям статьи 67 иного нормативного правового акта с равной юридической силой: Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 1 ноября 2011 г. [2] («1. Патолого-анатомические вскрытия проводятся врачами соответствующей специальности в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания. 2. Порядок проведения патолого-анатомических вскрытий определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 3. По религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), а при их отсутствии иных родственников либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патолого-анатомическое вскрытие не производится, за исключением случаев: 1) подозрения на насильственную смерть; 2) невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти; 3) оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток; 4) подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов; 5) смерти: а) связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов; б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него; в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли; г) от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы; д) беременных, рожениц, родильниц (включая последний день послеродового периода) и детей в возрасте до двадцати восьми дней жизни включительно; 6) рождения мертвого ребенка; 7) необходимости судебно-медицинского исследования. 4. При проведении патолого-анатомического вскрытия гистологический, биохимический, микробиологический и другие необходимые методы исследований отдельных органов, тканей умершего или их частей являются неотъемлемой частью диагностического процесса в целях выявления причин смерти человека, осложнений основного заболевания и сопутствующего заболевания, его состояния. Волеизъявление умершего, высказанное при его жизни, либо письменное заявление супруга, близкого родственника (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), а при их отсутствии иных родственников либо законного представителя умершего о проведении таких исследований не требуется. 5. Заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего, правоохранительным органам, органу, осуществляющему государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, и органу, осуществляющему контроль качества и условий предоставления медицинской помощи, по их требованию. 6. Супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего предоставляется право пригласить врача-специалиста (при наличии его согласия) для участия в патолого-анатомическом вскрытии. 7. Заключение о результатах патолого-анатомического вскрытия может быть обжаловано в суде супругом, близким родственником (детьми, родителями, усыновленными, усыновителями, родными братьями и родными сестрами, внуками, дедушкой, бабушкой), а при их отсутствии иным родственником либо законным представителем умершего в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 8. Патолого-анатомическое вскрытие проводится с соблюдением достойного отношения к телу умершего человека и сохранением максимально его анатомической формы»).

Помимо названных выше двух федеральных законов РФ (от 8 декабря 1995 г. и от 1 ноября 2011 г.) необходимо обратиться и к еще одному федеральному закону РФ. Речь идет о Гражданском кодексе РФ (Часть первая от 21 октября 1994 г. [3], введена в действие с 1 января 1995 г. [4]). В частности обращаемся к главе 10 «Представительство. Доверенность» ГК РФ (Часть первая) (статьи 182–189). В статье 185 ГК РФ (Часть первая) регламентированы «общие положения о доверенности» («1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. 2. Доверенности от имени малолетних (статья 28) и от имени недееспособных граждан (статья 29) выдают их законные представители. 3. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу, которое вправе удостовериться в личности представляемого и сделать об этом отметку на документе, подтверждающем полномочия представителя. Письменное уполномочие на получение представителем гражданина его вклада в банке, внесение денежных средств на его счет по вкладу, на совершение операций по его банковскому счету, в том числе получение денежных средств с его банковского счета, а также на получение адресованной ему корреспонденции в организации связи может быть представлено представляемым непосредственно банку или организации связи. 4. Правила настоящего Кодекса о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений. 5. В случае выдачи доверенности нескольким представителям каждый из них обладает полномочиями, указанными в доверенности, если в доверенности не предусмотрено, что представители осуществляют их совместно. 6. Правила настоящей статьи соответственно применяются также в случаях, если доверенность выдана несколькими лицами совместно»). А в ст. 1851 ГК РФ (Часть первая) регламентирован порядок «удостоверения доверенности» («1. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. 2. К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются: 1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом; 2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения; 3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы; 4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, которые удостоверены администрацией этой организации или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения. 3. Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий или на получение корреспонденции, за исключением ценной корреспонденции, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Такая доверенность удостоверяется бесплатно. 4. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами»). Положение пункта 1 ст. 1851 ГК РФ (Часть первая) о нотариальной форме доверенности содержит бланкетную норму, предполагающую обращение к иным федеральным законам РФ (в частности, к Федеральному закону РФ «О погребении и похоронном деле» от 8 декабря 1995 г.). В Федеральном законе РФ от 8 декабря 1995 г. не предусмотрены исключительные случаи невыдачи нотариально оформленной доверенности.

Положения Федерального закона РФ от 8 декабря 1995 г. и Федерального закона РФ от 1 ноября 2011 г. детализированы в подзаконных нормативных правовых актах.

Так, в письме Минздравсоцразвития РФ «О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти» № 14-6/10/2-178 от 19 января 2009 г. [5] обнаруживаем «рекомендации» «по порядку выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 г. № 782н» [6].

 В приказе МЗ РФ № 354н от 6 июня 2013 г. [7] «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» определено, что заключение о причине смерти и диагнозе заболевания по результатам патолого-анатомического вскрытия отражается в учетной форме № 106/у-08 «Медицинское свидетельство о смерти» или в учетной форме № 106-2/у-08 «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти», что выдача медицинского свидетельства о смерти не может быть задержана на срок более одних суток с момента установления причины смерти.

Приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» (зарегистрирован в Минюсте России 29.05.2012 № 24366), в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 441н от 2 мая 2012 г. [8] утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений («Справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность: для граждан Российской Федерации в возрасте четырнадцати лет и старше - паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта, др.»; «В случае смерти гражданина медицинское заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу или близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего, правоохранительным органам, органу, осуществляющему государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, и органу, осуществляющему контроль качества и условий предоставления медицинской помощи, по их требованию»).

Неординарные события, сопряженные с пандемией короновирусной инфекции (COVID-19) [13] повлекли и «оригинальные» обращения жителей г. Москвы.

«Гражд. Юсупов Р.Х. обратился на официальный сервер Правительства Москвы по вопросу захоронения дяди – Магаджанова Рената Хайдаровича, 06.09.1956 г.р. умершего 06.05.2020г. от коронавирусной инфекции COVID-19 в ГБУЗ «ГКБ № 67 им. Ворохобова ДЗМ». При этом сообщает, что Магаджанов Р.Х. судом признан 22.11.2019 г. недееспособным, содержался в филиале ГБУЗ «ПКБ № 4 им. Ганнушкина ДЗМ», но, в связи с развитием двусторонней пневмонии коронавирусной природы, был переведен в ГКБ № 67, где умер. Считает, что органы социальной защиты должны похоронить тело умершего Магаджанова Р.Х. поскольку он находится под их опекой».

«Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций. Обращение № 498904 от 13.05.2020. Куда поступило: в Администрацию Президента РФ. Адресат: Президент РФ. Социальное положение: не установлено. E-mail: adotsobyanin@yandex.ru. Автор: Собянин Гробит Москвичей. Страна: Российская Федерация. Регион: Почтовый индекс: … Адрес: … Телефон: … Текст обращения: В истории столицы России видимо ещё никогда не было градоначальника, который умудряется в мирное время гробить от сверхсмертности дополнительные 2000 москвичей в день или почти 730 000 человек в годовом исчислении. Это сверх геноцид и обыкновенный фашизм. Фашист во главе столицы России - это сильно. Такого позора Россия не видала никогда».

«ФИО: Миронов Алексей Александрович. Город: Москва. Адрес: г. Москва 123181 ул. Маршала Катукова д. 15 к. 1 кв. 225. Индекс: 123181. Контактный телефон: 79651643426. Административный округ: Северо-Западный. Электронный адрес: leksik78@gmail.com. Район: Строгино. Суть вопроса: Сообщение с mos.ru, идентификатор: 1853544 Запрос на предоставление информации. В какие органы государственной власти Вы обращались и когда: Содержание обращения: Прошу вас предоставить мне следующую информацию (не ссылаться на внешние источники данных): 1) О количестве умерших от ОРВИ граждан в городе Москва в 2015 году; 2) О количестве умерших от ОРВИ граждан в городе Москва в 2016 году; 3) О количестве умерших от ОРВИ граждан в городе Москва в 2017 году; 4) О количестве умерших от ОРВИ граждан в городе Москва в 2018 году; 5) О количестве умерших от ОРВИ граждан в городе Москва в 2019 году; 6) О количестве умерших от ОРВИ граждан в городе Москва начиная с 01 ноября 2020 года по актуальную дату (то есть по дату рассмотрения вами данного обращения); 7) О количестве умерших от коронавируса (COVID-19) граждан в городе Москва начиная с 1 ноября 2019 года по актуальную дату (то есть по дату рассмотрения Вами данного обращения)».

«ФГБУ ФНКЦ ФМБА России. г. Москва, ул. Ореховый б-р д. 28. №___ от 25.05.2020. 16:40. Куда: Хрипуну А.И. Суть вопроса: Сообщение с mos.ru, идентификатор: 1903279 Помощь в захоронения за счет государства В какие органы государственной власти Вы обращались и когда: … Содержание обращения: … Добрый день! Скажите пожалуйста, как нам решить проблему захоронения не востребованного трупа. Есть заявление родственницы которая проживает на Украине, которая опознала его по фото, таким образом установила личность умершего. Нужно заключить договор для такого захоронения!?».

«ФИО: Аникина Нина Васильевна. Город: Москва. Адрес: г. Москва 129515 ул. Звездный бульвар д. 4 кв. 3. Индекс: 129515. Контактный телефон: 79035878583. Административный округ: Не указан. Электронный адрес: eugenebokhon1@mail.ru. Район: Не указан. Суть вопроса: Сообщение с mos.ru, идентификатор: 1882765 Препятствие проведения похорон со стороны участкового Останкинского района. В какие органы государственной власти Вы обращались и когда: В полицию Останкинского района. Содержание обращения: Мы столкнулись с произволом в полиции. У нас умерла в доме соседка по адресу г. Москва, ул. Звездный бульвар, д. 4, кв. 22 Спиранская Ганна Михайловна (дата смерти 18.05.2020). Она одинокая, родственников нет. Проживает с 1967 года в нашем доме. Весь дом ее знает и хотим достойно проводить в последний путь. Но участковый Останкинского района - Нечаев Денис Вадимович препятствует осуществлению похорон и сказал, что ее похоронят в общей могиле. Считаем, что со стороны полиции также усматривается злой умысел, а предметом противодействия стало ее имущество. Просим Вас дать разрешение жителям дома осуществить похороны за свой счет и на достойном уровне, а не за счет государства, а также провести проверку в отношении данного участка участковых на предмет возможных коррупционных составляющих».

Основанием для подобных обращений жителей г. Москвы фактически является отсутствие должного правового регулирования похоронного дела в г. Москве, в том числе и при форс-мажорных обстоятельствах (например, пандемии).

Таким образом, именно неопределенность принадлежности трупов человека, как предметов материального мира, порождает проблемы при погребении трупов человека и в Российской Федерации, и в ее субъектах, в том числе и в городе федерального значения – городе Москве. Тело является принадлежностью человека. С наступлением гибели мозга констатируется медико-юридический факт смерти. Всякое тело человека неизбежно превращается в труп при условии констатации факта смерти этого же человека.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, нормативным правовым актом, регламентирующим непосредственно погребение трупов человека необходимо признать Федеральный закон РФ «О погребении и похоронном деле» от 8 декабря 1995 г.

Во-вторых, во исполнение Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» от 8 декабря 1995 г. в городе федерального значения – городе Москве, как субъекте Российской Федерации» необходимо принять Закон г. Москвы «О похоронном деле в городе Москве».

В-третьих, в гипотетическом Законе г. Москвы «О похоронном деле в городе Москве» необходимо предусмотреть главу «Особенности похоронного дела при чрезвычайных ситуациях».

В-четвертых, в законодательстве о похоронном деле Российской Федерации и ее субъектов (в частности, в городе федерального значения – городе Москве) закрепить принципиально важное положение о принадлежности трупов человека.

В-пятых, трупы человека, как предметы материального мира, должны находиться в собственности государства, что позволит обеспечить единообразный порядок погребения трупов человека и в Российской Федерации, и в ее субъектах, в том числе и в городе федерального значения – городе Москве.

В-шестых, формирование рыночных отношений в Российской Федерации на основе многообразия форм собственности предполагает наличие и исключительного порядка погребения трупов человека отдельными категориями граждан (ценз состоятельности).

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ «О погребении и похоронном деле» от 8 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 146; …; 2018. № 11. Ст. 1591.
  2. Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 1 ноября 2011 г. // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724; …; 2018. № 11. Ст. 1591.
  3. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 21 октября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Федеральный закон РФ «О введении в действие Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 21 октября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.
  5. Письмо Минздравсоцразвития РФ «О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти» № 14-6/10/2-178 от 19 января 2009 г. // Здравоохранение. 2009. № 7.
  6. Приказ Минздравсоцразвития России № 782н от 26 декабря 2008 г. // РГ. 2009. 23 января.
  7. Приказ МЗ РФ «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» № 354н от 6 июня 2013 г. (в официальных источниках не публиковался).
  8. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» № 441н от 2 мая 2012 г. (в официальных источниках не публиковался).
  9. Полянко Н.И., Галузо В.Н. О несовершенстве правового регулирования выдачи документов на погребение трупов человека в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2018. № 3.
  10. Краткая Российская энциклопедия. В 3 т. Т. 2 «К-Р» / Сост. В.М. Карев. М.: Большая Российская энциклопедия; Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. С. 714.
  11. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30.
  12. Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
  13. Полянко Н.И., Галузо В.Н. О роли права в предупреждении пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации // Международный научный журнал «Актуальные исследования». 2020. № 8. С. 8-14.

Поделиться

4384

Полянко Н. И., Галузо В. Н. О некоторых проблемах похоронного дела в городе Москве в условиях пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) // Актуальные исследования. 2020. №11 (14). С. 8-14. URL: https://apni.ru/article/942-o-nekotorikh-problemakh-pokhoronnogo-dela

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля