Главная
АИ #28 (210)
Статьи журнала АИ #28 (210)
Проблема совершенствования патриотического воспитания в старшей дошкольной групп...

Проблема совершенствования патриотического воспитания в старшей дошкольной группе

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

патриотизм
старшая возрастная группа
ДОО
формы воспитания

Аннотация статьи

На сегодняшний день в области патриотического воспитания наблюдается наиболее сложный период. В образовательной программе наблюдается тенденция к негативизму у обучающихся к историческому прошлому, героическим страницам, все чаще исключается или минимизируются разделы в программе (несмотря на наличие в образовательном стандарте задач о патриотическом воспитании подрастающего поколения). Можно с уверенностью сказать, что сегодня военно-патриотическое воспитание дошкольников находится в процессе совершенствования методического обеспечения работы в данном направлении и имеет ведущее значение в формировании патриотизма подрастающего поколения.

Текст статьи

Исторический опыт человеческого общества свидетельствует, что особое значение патриотизм приобретает в сложные для общества моменты: социальные конфликты, внутренние гражданские противостояния, стихийные или техногенные чрезвычайные ситуации, военные действия. В такие моменты патриотизм играет огромную роль моральной поддержки народа, поднимая боевой дух, удерживая стабильность.

В современной литературе понятие «патриотическое воспитание» строится на двух отдельных терминах – «патриотизм» и «воспитание», и для получения наиболее точного определения патриотического воспитания мы разобрали сначала составляющие его термины.

На основе изученных определений мы пришли к выводу, что, несмотря на большое количество и разнообразие, они имеют общий смысл – любовь к Родине:

  • «Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, народу» [7].
  • «Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своей Отчизне, стремление служить ее интересам и готовность защищать его, вплоть до самопожертвования» [7].
  • «Патриотизм – это любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родине» [7].

В научной трактовке понятия патриотизм определяется следующим образом: «Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. С.А. Сакун определяет историко-философский аспект патриотизма, предлагая его изучение как «общественно исторического явления, обусловленного социальными, политическими, религиозными, экономическими и культурными характеристиками общества. В силу характера исторического процесса любовь к Родине нашла яркое воплощение в воинском долге, который осознавался обязательным для любого мужчины. В традициях русского воинства – высокий боевой дух, отвага и бесстрашие на полях сражений, жертвенность и верность долгу и Отечеству».

Патриотическое воспитание «представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [6]. Такое воспитание формирует патриотические взгляды, убеждения, основы гражданской культуры. Другими словами, патриотическое воспитание – это комплексная работа по формированию патриотических качеств личности. В соответствии с современными образовательными стандартами нового поколения цель такой воспитательной работы заключается в развитии социальной активности, гражданской ответственности, духовного мира, укрепление позиции гражданственности и государственности и желании дальнейшей его поддержки.

Особое внимание в патриотическом воспитании уделяется в системе дошкольного воспитания. В федеральном законе «Об образовании» в статье 3, п. 3. одним из основных принципов воспитательной работы отмечено «… воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [1]. В п. 14.1 ФОП ДО отмечается, что «Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций» [2].

Для достижения основной цели патриотического воспитания А.М. Климонтов руководствуется решением следующих задач:

  • «утвердить социально значимые патриотические ценности, убеждения и взгляды, уважать историческое и культурное прошлое страны, ее традиции;
  • создать условия для реализации конституционных прав и обязанностей человека, воспитать граждан в духе уважения к законам, нормам общественной и коллективной жизни;
  • привить чувства гордости, уважения и почитания символики государства;
  • создать условия для усиления патриотической направленности средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни;
  • сформировать религиозную, национальную, расовую терпимости» [5, с. 6-11].

Чтобы работа по патриотическому воспитанию в старшей дошкольной группе дала положительные результаты, она должна отражаться во всех видах детской деятельности, а реализовать ее мне помогает развивающая предметно – пространственная среда, созданная в группе. Именно она позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научит взаимодействовать с педагогами и сверстниками, поможет понять и оценить их чувства и поступки.

Особое место в ней занимают уголки нравственно-патриотического воспитания и краеведения, в которых ребенку предоставляется возможность:

  • действовать с различными картами (России, Белгородской области, районов, родного города);
  • знакомиться с информацией о символике страны, области, родного города;
  • рассматривать:

а) альбомы, посвященные семье, детскому саду, родному городу, столице области, стране;

б) наборы открыток, рассказывающие о достопримечательностях и истории родного города и страны;

в) книги, иллюстрации, отражающие растительный и животный мир родного края:

  • рисовать, создавать коллажи и макеты, играть с ними;
  • вместе с педагогом знакомиться с различными видеоматериалами;
  • со своими друзьями играть в дидактические и настольные игры.

Особое место занимают беседы со старшими дошкольниками об исторически значимых датах и событиях, о лицах, имеющих большое значение в истории страны. Не менее эффективным будет проведение совместных с родителями занятий проектной деятельности, в рамках которых воспитанники с помощью родителей будут проводить краткосрочные исследования по тем или иным вопросам, например: история родного города, война в памяти семьи, природа родного края и т. д.

Опираясь на вышеизложенные факты, можно с уверенностью сказать, что сегодня военно-патриотическое воспитание в системе дошкольного образования опирается на систематическую и разностороннюю работу по привитию любви и интереса воспитанников к Отечеству, его истории. Только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья и детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволят нам воспитать настоящего патриота своей Родины.

Список литературы

  1. Об образовании: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования от 25.11.2022 № 1028 // Судебные и нормативные акты РФ. – URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/.
  3. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я. Ветохина. – СПб.: ООО Детство-Пресс, 2011.
  4. Ёлкин С.М. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» / С.М. Ёлкин, А.А. Косова // Вестник Новгородского государственного университета. – 2017. – № 1. – С. 14-17.
  5. Нефедова А.С. Патриотическое воспитание как приоритетное направление образовательной политики / А.С. Нефедова // Современные подходы в образовании. Учёные записки ЗабГУ. – 2017. – № 5. – С. 6-11.
  6. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи». – Москва, 2022. – 73 с.
  7. Понятие патриотизма // Национальный институт развития современной идеологии. Российский патриотизм патриотическое воспитание. – 2020. – [Электронный ресурс]. – URL: https://nirsi.ru/100.

Поделиться

591

Рыжкова О. Н., Халяпина И. С. Проблема совершенствования патриотического воспитания в старшей дошкольной группе // Актуальные исследования. 2024. №28 (210). С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/9795-problema-sovershenstvovaniya-patrioticheskogo-vospitaniya-v-starshej-doshkolnoj-gruppe

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января