Исторический опыт человеческого общества свидетельствует, что особое значение патриотизм приобретает в сложные для общества моменты: социальные конфликты, внутренние гражданские противостояния, стихийные или техногенные чрезвычайные ситуации, военные действия. В такие моменты патриотизм играет огромную роль моральной поддержки народа, поднимая боевой дух, удерживая стабильность.
В современной литературе понятие «патриотическое воспитание» строится на двух отдельных терминах – «патриотизм» и «воспитание», и для получения наиболее точного определения патриотического воспитания мы разобрали сначала составляющие его термины.
На основе изученных определений мы пришли к выводу, что, несмотря на большое количество и разнообразие, они имеют общий смысл – любовь к Родине:
- «Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, народу» [7].
- «Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своей Отчизне, стремление служить ее интересам и готовность защищать его, вплоть до самопожертвования» [7].
- «Патриотизм – это любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родине» [7].
В научной трактовке понятия патриотизм определяется следующим образом: «Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. С.А. Сакун определяет историко-философский аспект патриотизма, предлагая его изучение как «общественно исторического явления, обусловленного социальными, политическими, религиозными, экономическими и культурными характеристиками общества. В силу характера исторического процесса любовь к Родине нашла яркое воплощение в воинском долге, который осознавался обязательным для любого мужчины. В традициях русского воинства – высокий боевой дух, отвага и бесстрашие на полях сражений, жертвенность и верность долгу и Отечеству».
Патриотическое воспитание «представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [6]. Такое воспитание формирует патриотические взгляды, убеждения, основы гражданской культуры. Другими словами, патриотическое воспитание – это комплексная работа по формированию патриотических качеств личности. В соответствии с современными образовательными стандартами нового поколения цель такой воспитательной работы заключается в развитии социальной активности, гражданской ответственности, духовного мира, укрепление позиции гражданственности и государственности и желании дальнейшей его поддержки.
Особое внимание в патриотическом воспитании уделяется в системе дошкольного воспитания. В федеральном законе «Об образовании» в статье 3, п. 3. одним из основных принципов воспитательной работы отмечено «… воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [1]. В п. 14.1 ФОП ДО отмечается, что «Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций» [2].
Для достижения основной цели патриотического воспитания А.М. Климонтов руководствуется решением следующих задач:
- «утвердить социально значимые патриотические ценности, убеждения и взгляды, уважать историческое и культурное прошлое страны, ее традиции;
- создать условия для реализации конституционных прав и обязанностей человека, воспитать граждан в духе уважения к законам, нормам общественной и коллективной жизни;
- привить чувства гордости, уважения и почитания символики государства;
- создать условия для усиления патриотической направленности средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни;
- сформировать религиозную, национальную, расовую терпимости» [5, с. 6-11].
Чтобы работа по патриотическому воспитанию в старшей дошкольной группе дала положительные результаты, она должна отражаться во всех видах детской деятельности, а реализовать ее мне помогает развивающая предметно – пространственная среда, созданная в группе. Именно она позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научит взаимодействовать с педагогами и сверстниками, поможет понять и оценить их чувства и поступки.
Особое место в ней занимают уголки нравственно-патриотического воспитания и краеведения, в которых ребенку предоставляется возможность:
- действовать с различными картами (России, Белгородской области, районов, родного города);
- знакомиться с информацией о символике страны, области, родного города;
- рассматривать:
а) альбомы, посвященные семье, детскому саду, родному городу, столице области, стране;
б) наборы открыток, рассказывающие о достопримечательностях и истории родного города и страны;
в) книги, иллюстрации, отражающие растительный и животный мир родного края:
- рисовать, создавать коллажи и макеты, играть с ними;
- вместе с педагогом знакомиться с различными видеоматериалами;
- со своими друзьями играть в дидактические и настольные игры.
Особое место занимают беседы со старшими дошкольниками об исторически значимых датах и событиях, о лицах, имеющих большое значение в истории страны. Не менее эффективным будет проведение совместных с родителями занятий проектной деятельности, в рамках которых воспитанники с помощью родителей будут проводить краткосрочные исследования по тем или иным вопросам, например: история родного города, война в памяти семьи, природа родного края и т. д.
Опираясь на вышеизложенные факты, можно с уверенностью сказать, что сегодня военно-патриотическое воспитание в системе дошкольного образования опирается на систематическую и разностороннюю работу по привитию любви и интереса воспитанников к Отечеству, его истории. Только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья и детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволят нам воспитать настоящего патриота своей Родины.