Главная
АИ #28 (210)
Статьи журнала АИ #28 (210)
Семья как институт патриотического воспитания старших дошкольников

Семья как институт патриотического воспитания старших дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

семья
воспитание
патриотизм
чувство патриотизма
старшие школьники

Аннотация статьи

Данная статья направлена на анализ влияния семейного воспитания на формировании чувств патриотизма у старших дошкольников. Авторы обращают внимание на важность семейного воспитания как активатора первичных чувств патриотизма: знакомство с понятием любви и уважения к семье, малой родине, стране, ее традициям и обычаям.

Текст статьи

Патриотическое воспитание является одной из первоочередных задач воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Исследователи и педагоги неоднократно обращают внимание на проблему организация воспитательной работы по формированию чувств патриотизма, однако зачастую опускается влажность семейного воспитания как одного из структурных компонентов гармонично развивающейся личности дошкольника. В связи с этим данная статья будет направлена на анализ значения семьи в процессе формирования чувств патриотизма у старших дошкольников.

Система патриотического воспитания детей сегодня представляет собой совокупность факторов и условий, которые формируют ребенка как социально значимую личность. Как правило, в большинстве случаев многие сегодня ключевым фактором формирования личности ребенка принято считать образовательное учреждение: детский сад, школа, университет и др. Однако в условиях современных реалий общество, особенно – молодые родители, – выпускают из вида факт первоначального института, закладывающего основы для формирования личности, – семью, которая выступает как микросоциальная среда для ребенка. В связи с этим актуализируется проблема переоценки семейного воспитания как института формирования личности.

Семья представляет собой определение, которое обладает многогранностью в области трактовки. Так, А. Г. Харчев под семьей понимал «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». С. Л. Рубинщтейн рассматривал семью как «духовно-нравственный союз (сообщество), состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве». Семья как представляет собой малую группу, основанную «на браке или кровном родстве… члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». При этом, как социальное явление, семья может изменяться в зависимости от окружающей общественной среды, формирующейся под экономическими, политическими и социальными факторами.

Проблемой семейного воспитания занимались ряд исследователей, среди которых можно назвать Л. И. Божовича, М. И. Лисинцину, Л. С. Алексеева, Л. М. Шипициу, которые рассматривали семью как ключевой институт социализации личности, при этом внутрисемейные отношения рассматриваются как основополагающий фактор формирования личности.

Как отмечает Л. В. Ларионова, «Влияние семьи на развитие личности ребенка осуществляется и проявляется следующим образом:

  1. Семья обеспечивает чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
  2. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.
  3. Родители являются источником необходимого жизненного опыта.
  4. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
  5. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения ее членов».

Оценивая семейное воспитание как фактор патриотического воспитания, нужно отметить, что в семье ребенок получает первый опыт эмоционально-чувственного патриотизма. Семья представляет собой источник первичных идеалов и образов патриотизма как чувства любого человека: это любовь к семье, родителям, чувства уважения и поддержки. Именно в семье ребенок познает важность семьи, знакомится с первичными образами традиций, обычаев. Другими словами, семья задает основы опыта патриотического чувства, тем самым обеспечивая передачу духовной культуры патриотизма.

Семья играет важную роль в формировании у воспитанников действенного патриотизма. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детского восприятия родного края и его значимости. Также очень важно много беседовать с детьми на патриотические темы. Те дети, у которых больший жизненный опыт знакомства с традициями, обычаями, образцами искусства и историческим прошлым посредством участия родителей, будут быстрее других детей воспринимать и осознавать значимость Родины в целом.

Семья выступает важным фактором в формировании патриотического поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Подводя итог, мы можем сказать, что семья занимает одно из ведущих положений в системе патриотического воспитания. Именно в семье ребенок знакомится с первичными понятиями патриотизма через формирующиеся чувства любви и уважения к семье, знакомство с традициями и обычаями родного края на основе проводимых совместных праздников. В семье у старшего дошкольника формируется первичный опыт эмоционального, чувственного и действенного проявления патриотизма. Важно отметить, что дети, которых формирование чувств патриотизма осуществлялось посредством участия родителей, в будущем гораздо быстрее усваивают морально-нравственные нормы и понятия патриотизма в целом.

Список литературы

  1. Гасанова З.З. Патриотическое воспитание детей в семье / З.З. Гасанова // Известия ДГПУ. ‒ 2019. ‒ № 2.
  2. Леонова Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / авт.-сост. Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. ‒ Изд. 2-е, перераб. ‒ Волгоград: Учитель, 2016 – 104 с.
  3. Найденова Е.А. Роль семьи в воспитании дошкольника / Е.А. Найденова, И.А. Багирова, И.А. Зембеля [и др.] // Психология и педагогика: методика и проблемы. ‒ 2017. ‒ № 5. ‒ С. 97-102.
  4. Сидоренко Е.В. Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников / Е.В. Сидоренко // Интерактивная наука. – 2022. – № 11 (76). – С. 23-24.
  5. Ёлкин С.М. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» / С.М. Ёлкин, А.А. Косова // Вестник Новгородского государственного университета. – 2017. – № 1. – С. 14-17.

Поделиться

642

Рыжкова О. Н., Гузеева А. А. Семья как институт патриотического воспитания старших дошкольников // Актуальные исследования. 2024. №28 (210). С. 72-74. URL: https://apni.ru/article/9797-semya-kak-institut-patrioticheskogo-vospitaniya-starshih-doshkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря