В статье рассматривается европейский опыт повышения уровня правовой культуры молодежи через систему образования.
Отмечается, что основы правовой культуры закладываются с детства, поэтому система образования ориентирована на формирование правового сознания и поведенческих норм у учащихся. Приобретенные в учебных заведениях правовые знания становятся основой для усвоения правовых норм, регулирующих общественные отношения. Таким образом, правовое воспитание прививает уважение к закону и правопорядку, регулирует общественные отношения и формирует представления о социально-правовом порядке.
Европейская система правового воспитания молодежи считается одной из самых развитых и эффективных в мире, благодаря вовлечению в этот процесс всех государственных, муниципальных и общественных структур, а также учебных заведений. Особое внимание к правовому воспитанию молодежи обусловлено тем, что именно молодежь является основным носителем человеческого и инновационного потенциала развития общества.
Ориентация Европейского союза на создание общей системы правового воспитания направлена на формирование нового типа личности - европейского гражданина. Это способствует развитию наднационального правового мышления, которое в условиях глобализации может трансформировать гражданина Европы в гражданина мира. Таким образом, формируется новая наднациональная правовая и конституционная культура, играющая значительную роль в становлении личности нового типа.
В странах Европейского союза особое место в системе образования отводится правовому воспитанию.
В школьных программах правовое образование может быть представлено как обязательная дисциплина или факультативный курс. Основная цель правового образования, по мнению западных педагогов, заключается в обеспечении преемственности господствующей политической и правовой культуры, гарантии стабильности функционирования общества, а также в воспитании суверенного и ответственного гражданина, обладающего качествами критичности, конструктивности, толерантности.
Результатом такого образования должно стать формирование у учащихся комплекса правовых знаний, развивающих их правосознание и ориентирующих личность на соблюдение общепринятых в обществе правил. Обязательность преподавания правовых дисциплин в некоторых странах ЕС закреплена на законодательном уровне.
Образовательные программы по правовому воспитанию включают в себя различные модули: граждановедение, права и свободы человека, воспитание толерантности и миролюбия. Граждановедение предполагает получение знаний в области государственности и взаимоотношений между человеком и государством. Раздел по правам человека ориентирован на развитие правосознания учащихся в части осознания собственных прав и навыков их отстаивания. Воспитание толерантности и миролюбия направлено на снижение агрессии в обществе через борьбу с бедностью, развитие мультикультурализма, преодоление ксенофобии.
Система правового воспитания молодежи в странах Европы имеет схожие принципы реализации.
Так, в Испании образовательная программа по правовому воспитанию основана на когнитивных подходах, стимулирующих учащихся к изучению данного предмета с использованием личного опыта, интересов обучающихся, их прав и свобод с учетом интересов других.
В Бельгии правовое просвещение осуществляется через проведение индивидуальных и коллективных бесед с учащимися, а также мероприятия общественных организаций в рамках специальных дней.
Во Франции цель правового образования – освоение учащимися знаний, качеств и умений политико-правового характера, необходимых для становления гражданина демократического общества. Для этого разработаны специальные программы, предполагающие анализ первоисточников, правовых ситуаций, формирование критического мышления и собственной позиции по общественно-политическим вопросам.
В европейских странах школы используют не только словесно-книжные методы, но и активные формы: стажировки в органах власти, реализацию проектов по улучшению местных сообществ, различные системы ученического самоуправления.
Цель правового образования в Европе – воспитание качеств гражданина, способного проявлять заботу об общественном благе, отстаивать свои права и уважать права других, мирно разрешать конфликты, вносить вклад в обеспечение мира и защиту окружающей среды.
Таким образом, правовое воспитание молодежи в европейских странах направлено на решение социальных, воспитательных и политико-правовых задач, обеспечивающих успешное развитие общества и человека в нем.