Главная
АИ #35 (217)
Статьи журнала АИ #35 (217)
Современные технологии правового просвещения молодежи: зарубежный опыт

Современные технологии правового просвещения молодежи: зарубежный опыт

Научный руководитель

Михайлова Маргарита Ярославна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

молодежь
правовое просвещение
современные технологии
зарубежный опыт
отечественный опыт
информационные технологии
коммуникационные технологии
правовая осведомленность

Аннотация статьи

В статье проводится анализ различных подходов к просвещению молодежи в правовой сфере и предлагаются примеры успешных практик, реализуемых за рубежом и внутри страны. В статье также рассматриваются современные информационные и коммуникационные технологии, которые активно применяются для повышения правовой осведомленности молодежи.

Текст статьи

В статье рассматривается европейский опыт повышения уровня правовой культуры молодежи через систему образования.

Отмечается, что основы правовой культуры закладываются с детства, поэтому система образования ориентирована на формирование правового сознания и поведенческих норм у учащихся. Приобретенные в учебных заведениях правовые знания становятся основой для усвоения правовых норм, регулирующих общественные отношения. Таким образом, правовое воспитание прививает уважение к закону и правопорядку, регулирует общественные отношения и формирует представления о социально-правовом порядке.

Европейская система правового воспитания молодежи считается одной из самых развитых и эффективных в мире, благодаря вовлечению в этот процесс всех государственных, муниципальных и общественных структур, а также учебных заведений. Особое внимание к правовому воспитанию молодежи обусловлено тем, что именно молодежь является основным носителем человеческого и инновационного потенциала развития общества.

Ориентация Европейского союза на создание общей системы правового воспитания направлена на формирование нового типа личности - европейского гражданина. Это способствует развитию наднационального правового мышления, которое в условиях глобализации может трансформировать гражданина Европы в гражданина мира. Таким образом, формируется новая наднациональная правовая и конституционная культура, играющая значительную роль в становлении личности нового типа.

В странах Европейского союза особое место в системе образования отводится правовому воспитанию.

В школьных программах правовое образование может быть представлено как обязательная дисциплина или факультативный курс. Основная цель правового образования, по мнению западных педагогов, заключается в обеспечении преемственности господствующей политической и правовой культуры, гарантии стабильности функционирования общества, а также в воспитании суверенного и ответственного гражданина, обладающего качествами критичности, конструктивности, толерантности.

Результатом такого образования должно стать формирование у учащихся комплекса правовых знаний, развивающих их правосознание и ориентирующих личность на соблюдение общепринятых в обществе правил. Обязательность преподавания правовых дисциплин в некоторых странах ЕС закреплена на законодательном уровне.

Образовательные программы по правовому воспитанию включают в себя различные модули: граждановедение, права и свободы человека, воспитание толерантности и миролюбия. Граждановедение предполагает получение знаний в области государственности и взаимоотношений между человеком и государством. Раздел по правам человека ориентирован на развитие правосознания учащихся в части осознания собственных прав и навыков их отстаивания. Воспитание толерантности и миролюбия направлено на снижение агрессии в обществе через борьбу с бедностью, развитие мультикультурализма, преодоление ксенофобии.

Система правового воспитания молодежи в странах Европы имеет схожие принципы реализации.

Так, в Испании образовательная программа по правовому воспитанию основана на когнитивных подходах, стимулирующих учащихся к изучению данного предмета с использованием личного опыта, интересов обучающихся, их прав и свобод с учетом интересов других.

В Бельгии правовое просвещение осуществляется через проведение индивидуальных и коллективных бесед с учащимися, а также мероприятия общественных организаций в рамках специальных дней.

Во Франции цель правового образования – освоение учащимися знаний, качеств и умений политико-правового характера, необходимых для становления гражданина демократического общества. Для этого разработаны специальные программы, предполагающие анализ первоисточников, правовых ситуаций, формирование критического мышления и собственной позиции по общественно-политическим вопросам.

В европейских странах школы используют не только словесно-книжные методы, но и активные формы: стажировки в органах власти, реализацию проектов по улучшению местных сообществ, различные системы ученического самоуправления.

Цель правового образования в Европе – воспитание качеств гражданина, способного проявлять заботу об общественном благе, отстаивать свои права и уважать права других, мирно разрешать конфликты, вносить вклад в обеспечение мира и защиту окружающей среды.

Таким образом, правовое воспитание молодежи в европейских странах направлено на решение социальных, воспитательных и политико-правовых задач, обеспечивающих успешное развитие общества и человека в нем.

Список литературы

  1. Аксенова Э.А. Гражданское образование зарубежных школьников: современные тенденции развития // Школьные технологии. 2015. № 4. С. 35-43.
  2. Быкова Н.В. Международно-правовая нормативная база для развития правового образования // Современные технологии правового просвещения молодежи: зарубежный и отечественный опыт: монография. М., 2020. С. 167-189.
  3. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика: учеб. пособие. Москва; Воронеж, 1996. 256 с. Гаджиева П.А., Раджабова Р.В. Правовое образование подрастающего поколения: отечественный и зарубежный опыт // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 122-123.
  4. Дьячкова О.Н. Правовая культура как феномен современности // Науки о культуре в XXI век: сб. материалов ежегод. конф.-семинара молодых ученых. М., 2007. Т. 8. С. 450-455.
  5. Иванова Л.Ф. Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе. 1999. № 5. С. 32-39.

Поделиться

367

Рубцова Л. Э. Современные технологии правового просвещения молодежи: зарубежный опыт // Актуальные исследования. 2024. №35 (217). Ч.II.С. 53-55. URL: https://apni.ru/article/9983-sovremennye-tehnologii-pravovogo-prosvesheniya-molodezhi-zarubezhnyj-opyt

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря