Организационно-управленческая деятельность в детском саду с приёмными семьями

Данная статья несет в себе задачу показать, насколько важно психолого-педагогическое сопровождение приемных семей в условиях детского сада, и ее актуальность на современном этапе развития общества.

Аннотация статьи
психолого-педагогическое сопровождение
управление
дети старшего дошкольного возраста
дети-сироты
организационно-управленческая деятельность заведующего
замещающая семья
приемная семья задержка психического развития
Ключевые слова

Актуальность исследуемой нами проблемы определяется тем, что в последние годы неуклонно растет количество детей оставшихся без попечения родителей. Такие дети нередко помещаются в замещающие семьи, которых в ДОУ из года в год становиться все больше и больше. Большая часть замещающих родителей не имеет специального образования, либо в целом имеет низкий образовательный ценз. Чаще всего воспитание проходит интуитивно. Отсюда возникают типичные ошибки, неудовлетворительные результаты на уровне приемных воспитанников, а в отдельных случаях и возвраты приемных / опекаемых детей в государственные учреждения.

Вместе с тем анализ литературы и исследований зарубежного опыта убеждает в том, что проблемы, прежде всего, касающиеся методики сопровождения замещающей семьёй, сущности и содержания сопровождения приемных родителей и детей, подготовки специалистов к этому, еще недостаточно изучены.

С недавнего времени обязанности внештатного инспектора по охране прав детства возложены на руководителей детских садов, и от того, как организовано сопровождение таких семей, зависит дальнейшая судьба ребенка, его развитие и воспитание, социальное благополучие в приемной семье.

Необходимость взаимодействия различных социальных институтов, в том числе и ДОУ с семьей, больше декларируется в теории и редко находит реальное воплощение на практике дошкольных образовательных учреждений.

Накопленный в этом направлении опыт недостаточно обобщается и пропагандируется. Поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи в условиях ДОО. Это и определило цель нашего исследования/

Цель исследования: теоретически обосновать и обобщить опыт организационно-управленческой деятельности заведующего по организации работы с приемными (замещающими) семьями в дошкольной образовательной организации.

Объект исследования: управление дошкольной образовательной организацией

Предмет исследования: опыт организационно-управленческой деятельности заведующего по организации работы с опекунскими, и приемными семьями в условиях дошкольной образовательной организации.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что организационно-управленческая деятельность по организации работы с замещающими семьями в условиях ДОО будет эффективной при следующих педагогических условиях если:

  • проведена психолого-педагогическая диагностика адаптированности ребенка-дошкольника к условиям замещающей семьи;
  • будет разработана и реализована программа психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в условиях ДОО;
  • используются интерактивные формы работы с родителями.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
  2. Раскрыть организационно-методические основы управленческой деятельности заведующего ДОО.
  3. Показать особенности управленческой деятельности руководителя, по сопровождению замещающих семей в условиях ДОО.
  4. Обобщить опыт организационно-управленческой деятельности заведующего в процессе апробации программы сопровождения замещающих семей в условиях ДОО.

Методологическую основу исследования составляют:

  • концепция Р.Х. Шакурова, раскрывающая психологические основы управленческой деятельности руководителя ДОО;
  • психолого-педагогическое исследование Т.П. Колодяжной Л.В.Поздняк, К.Ю. Белой и др. по организации управленческой деятельности в условиях ДОО;
  • концепция В.Н. Ослон о воспитании ребенка-сироты в условиях замещающей семьи;
  • психолого-педагогические исследования Н.П. Ивановой, И.А. Бобылевой, О.В.Заводилкиной, В.М. Целуйко о психолого-педагогических проблемах семей, воспитывающих приемного ребенка.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ и синтез, обобщение опыта.
  • эмпирические: изучение социального состава семей; диагностика родителей: анкета на выявление воспитательных возможностей приемных родителей (автор Г. Семенов); анкета на выявление воспитательной активности опекунской семьи (автор (Г. Семенов); тест "Пытаетесь ли вы понять своего приемного ребенка?"(А. Иванцова); Тест "Какие вы родители?" (Г. Семенов); Диагностика психического состояния детей: «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М. А. Панфиловой; обследование уровня тревожности по тесту Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен.
  • интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

Новизна исследования заключается в том, что разработана и реализована программа психолого-педагогического сопровождения приемной семьи в условиях сельского детского сада Республики Тыва.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщён и систематизирован материал по организации управленческой деятельности заведующего по работе с приемными семьями в условиях дошкольной образовательной организации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная программа, а также апробированные в практике формы работы с замещающими семьями в условия дошкольной образовательной организации помогут заведующим и методистам организовывать и планировать эффективное сопровождение данной категории семей в условиях ДОО.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ д\с «Салгал» с. Барлык, Барун-Хемчикского района, Республики Тыва.

В настоящее время в нашем обществе активизируются процессы привлечения граждан к созданию приемных семей для воспитания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Включение приемной семьи в Семейный кодекс и принятие Правительством «Положения о приемной семье», гарантирующее приемным родителям оплату их труда и материального обеспечения содержания детей, показала, что форма приемной семьи нашла сегодня прочное распространение в нашем обществе.

Для того, чтобы помочь приемной семье разобраться в особенностях ребенка и целенаправленно добиваться его позитивной социализации, – необходимы не только базовые знания в области психологии, педагогики, возрастной психологии, дефектологии, социальной педагогики, но и постоянное взаимодействие со специалистами, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи при отделах опеки и попечительства управлений образования на местах.

Текст статьи
  1. Базарова Е. Б. Замещающая семья как институт социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 201 №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zameschayuschaya-semya-kak-institut-sotsializatsii-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley
  2. Никифоров Б. С. Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского университета МВД России. 2010. №1 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-priemnoy-semi-kak-formy-semeynogo-vospitaniya-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley
  3. Тепкаева З.З. Внедрение цифровых технологий в деятельность страховых организаций России // Финансовые исследования. 2020. №2 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-tsifrovyh-tehnologiy-v-deyatelnost-strahovyh-organizatsiy-rossii
Список литературы