О деятельности судов общей юрисдикции города Москвы в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19)
научный журнал «Актуальные исследования» #9 (12), май '20

О деятельности судов общей юрисдикции города Москвы в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19)

В статье на основе анализа литературы и законодательства Российской Федерации относительно деятельности судов общей юрисдикции города Москвы в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) обосновано несколько суждений: пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) предполагает приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с международными договорами; указы Президента РФ («Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» № 206 от 25 марта 2020 г.; «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)» № 239 от 2 апреля 2020 г.; «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)» № 294 от 28 апреля 2020 г.) по юридической силе приравниваются к федеральному закону РФ и являются обязательными для всех государственных органов, в том числе и для судебных органов г. Москвы (Пресненский районный суд и Дорогомиловский районный суд); противоречия между указами Президента РФ (№ 206 от 25 марта 2020 г.; № 239 от 2 апреля 2020 г.; № 294 от 28 апреля 2020 г.) и федеральными законами РФ, регулирующими все виды судопроизводств, за исключением конституционного, (гражданское, арбитражное, уголовное, административное), разрешаются по правилу разрешения противоречий – коллизия; деятельность судов общей юрисдикции в г. Москве, в том числе Пресненского районного суда и Дорогомиловского районного суда, осуществляется без учета указов Президента РФ (№ 206 от 25 марта 2020 г.; № 239 от 2 апреля 2020 г.; № 294 от 28 апреля 2020 г.); деятельность судьи Пресненского районного суда г. Москвы К.Е. Кириченко не соответствует положениям ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г., а посему относительно нее допустима реализация положений статей 121, 14 этого же нормативного правового акта; деятельность судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы И.М. Александренко не соответствует положениям ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г., а посему относительно нее допустима реализация положений статей 121, 14 этого же нормативного правового акта.

Аннотация статьи
Российская Федерация
законодательство
Конституция РФ
федеральный закон РФ
государство
уголовное судопроизводство
Москва
Всемирная организация здравоохранения
субъект РФ
город федерального значения
суд общей юрисдикции
судопроизводство
конституционное судопроизводство
гражданское судопроизводство
арбитражное судопроизводство
административное судопроизводство
Ключевые слова

Предметом данной статьи является деятельность судов общей юрисдикции города Москвы в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) [11, 19, 20].

Поводом же к подготовке данной статьи послужил опыт правоприменения двух судебных органов города федерального значения – города Москвы: Пресненский районный суд и Дорогомиловский районный суд[1].

Итак, первоначально о деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации[2].

Суды общей юрисдикции в Российской Федерации осуществляют три вида судопроизводств: гражданское, уголовное и административное [14, 17].

Организация и деятельность судов общей юрисдикции урегулирована в нормативных правовых актах с разной юридической силой [13, 15].

В первую очередь необходимо обратиться к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.[3], в которой имеется глава 7 «Судебная власть и прокуратура» (статьи 118-129).

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ, что регламентировано в Федеральном конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 26 декабря 1996 г. [1], в Федеральном конституционном законе РФ «О Верховном Суде Российской Федерации» от 29 января 2014 г. [3].

Относительно иных судов общей юрисдикции необходимо обратиться и к Федеральному конституционному закону РФ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 2 февраля 2011 г. [2].

Система судов общей юрисдикции в городе федерального значения – городе Москве, как субъекте Российской Федерации[4], должна соответствовать административно-территориальному делению этого же субъекта РФ.

Статус судей, входящих в состав судов общей юрисдикции, урегулирован в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. [4] («1. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. 2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. 3. Судьями в соответствии с настоящим Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. 4. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. 5. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность. 6. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность» - ст. 1).

Однако экстраординарное событие - пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) - неизбежно повлекла активизацию правового регулирования и в Российской Федерации, и в ее субъектах посредством принятия нормативных правовых актов с разной юридической силой.

В частности, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ было принято несколько указов Президента РФ: «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» № 206 от 25 марта 2020 г. [5]; «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)» № 239 от 2 апреля 2020 г. [8]; «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)» № 294 от 28 апреля 2020 г. [9]. Оставляя в стороне проблемы правотворчества Президента РФ, отметим, что перечисленные подзаконные нормативные правовые акты однозначно приравниваются к федеральному закону РФ.

Каким же образом реагируют государственные органы, в том числе и суды общей юрисдикции, на правовые акты Президента РФ?

Ответ на поставленный вопрос предполагает обращение (в качестве примера) к нашему опыту правоприменения при обращениях в Пресненский районный суд г. Москвы и в Дорогомиловский районный суд г. Москвы[5].

Уже достаточно длительный период одному из авторов данной статьи (В.Н. Галузо) приходилось обращаться в Пресненский районный суд г. Москвы, причем к одному и тому же судье (К.Е. Кириченко) [7].

Еще 29 апреля 2020 г. посредством электронной почты состоялось обращение в Пресненский районный суд г. Москвы.

«В Пресненский районный суд г. Москвы!

Положения Указа Президента РФ № 294 от 28 апреля 2020 г. являются безусловным основанием для переноса срока рассмотрения моего дела № 3/12-0180/2020 (судья К.Е. Кириченко) с 6 мая 2020 г. на более поздний срок. Надеюсь, не только на перенос судебного заседания, но и на уведомление меня об этом.

С уважением, Василий Галузо».

Основанием для подобного обращения явилась запись на сайте Пресненского районного суда г. Москвы.

«Номер дела ~ материала    Стороны              Текущее состояние        Судья Статья    Категория дела               Список дел 3/12-0180/2020 Отложено до 06.05.2020 11:00 (Иные причины) Кириченко К.Е. Действия должностных лиц, осуществляющих уголовное производство Информация по материалам в рамках уголовного судопроизводства (Пресненский районный суд)»[6].

5 мая 2020 г. (в 10 часов 49 минут) состоялось очередное обращение в Пресненский районный суд г. Москвы.

«Лела Зурабиевна!

Уже обращался в Пресненский районный суд г. Москвы относительно переноса даты рассмотрения дела № 3/12-0180/2020 (судья К.Е. Кириченко) с 6 мая 2020 г. на более поздний срок. Основанием для этого является Указ Президента РФ № 294 от 28 апреля 2020 г. Сегодня звонил по телефонам (помощникам судьи Кириченко - тел. 8-499-254-90-58 и тел. 8-499-254-53-59 - в канцелярию по уголовным делам Е.М. Поповой): мои вызовы оставлены без ответа.

Жду реагирования.

С уважением, Василий Галузо».

Основанием для подобного обращения явилась запись на сайте Пресненского районного суда г. Москвы.

«Номер дела ~ материала    Стороны              Текущее состояние        Судья Статья    Категория дела               Список дел 3/12-0180/2020 Отложено до 18.05.2020 09:30 (Иные причины) Кириченко К.Е. Действия должностных лиц, осуществляющих уголовное производство Информация по материалам в рамках уголовного судопроизводства (Пресненский районный суд)»[7].

6 мая 2020 г. (в 9 часов 22 минуты) состоялось очередное обращение в Пресненский районный суд г. Москвы.

«Лела Зурабиевна!

Уже неоднократно обращался в Пресненский районный суд г. Москвы относительно переноса даты рассмотрения дела № 3/12-0180/2020 (судья К.Е. Кириченко) с 6 мая 2020 г. на более поздний срок. Основанием для этого является Указ Президента РФ № 294 от 28 апреля 2020 г. Сегодня (6 мая 2020 г.) звонил по телефону (помощникам судьи Кириченко - тел. 8-499-254-90-58). Звонил также по тел. 8-499-254-53-59 - в канцелярию по уголовным делам. Ответил сотрудник Евгений, рекомендовал звонить помощникам судьи Кириченко.

Жду реагирования.

С уважением, Василий Галузо».

6 мая 2020 г. (в 9 часов 24 минуты) состоялось очередное обращение в Пресненский районный суд г. Москвы.

«Лела Зурабиевна!

Уже неоднократно обращался в Пресненский районный суд г. Москвы относительно переноса даты рассмотрения дела № 3/12-0180/2020 (судья К.Е. Кириченко) с 6 мая 2020 г. на более поздний срок. Основанием для этого является Указ Президента РФ № 294 от 28 апреля 2020 г. Сегодня (6 мая 2020 г.) звонил по телефону (помощникам судьи Кириченко - тел. 8-499-254-90-58). Звонил также по тел. 8-499-254-53-59 - в канцелярию по уголовным делам. Ответил сотрудник Евгений, рекомендовал звонить помощникам судьи Кириченко.

Жду реагирования.

С уважением, Василий Галузо».

Пресненский районный суд г. Москвы среагировал лишь 7 мая 2020 г. (в 12 часов 21 минуту).

«Добрый день, судебное заседание по жалобе 3/12-180/2020 отложено на 18 мая 2020 года на 09 часов 30 минут, зал 12. Данные сведения содержатся в электронной карточке жалобы. С уважением, Приемная председателя Пресненского суда».

Соответствующая запись появилась и на сайте Пресненского районного суда г. Москвы.

«Номер дела ~ материала    Стороны              Текущее состояние        Судья Статья    Категория дела               Список дел 3/12-0180/2020 Отложено до 18.05.2020 09:30 (Иные причины) Кириченко К.Е. Действия должностных лиц, осуществляющих уголовное производство Информация по материалам в рамках уголовного судопроизводства (Пресненский районный суд)»[8].

29 апреля 2020 г. (в 11 часов 46 минут) посредством электронной почты состоялось обращение в Дорогомиловский районный суд г. Москвы.

«В Дорогомиловский районный суд г. Москвы!

Положения Указа Президента РФ № 294 от 28 апреля 2020 г. являются безусловным основанием для переноса срока рассмотрения моего дела № 02а-176/2020 (судья И.М. Александренко) [6] с 8 мая 2020 г. на более поздний срок. Надеюсь, не только на перенос судебного заседания, но и на уведомление меня об этом.

С уважением, Василий Галузо».

Основанием для подобного обращения явилась запись на сайте Дорогомиловского районного суда г. Москвы.

«Номер дела ~ материала    Стороны              Текущее состояние        Судья Статья    Категория дела 02а-0176/2020 Административный истец: Галузо В.Н. Административный ответчик: ГУ МВД РФ по г. Москве, МВД России, Отделение по вопросам миграции ОМВД РФ по району Дорогомилово г. Москвы Назначено судебное заседание на 08.05.2020 10:00 Александренко И.М. 198 - Прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)»[9].

 

7 мая 2020 г. (в 9 часов 12 минут) состоялось очередное обращение в Дорогомиловский районный суд г. Москвы.

«Анастасия Евгеньевна!

Уже неоднократно обращался в Дорогомиловский районный суд г. Москвы относительно переноса даты рассмотрения дела № 02а-176/2020 (судья И.М. Александренко) с 8 мая 2020 г. на более поздний срок.

Основанием, для подобного решения являются положения Указа Президента РФ № 294 от 28 апреля 2020 г. Надеюсь, не только на перенос судебного заседания, но и на уведомление меня об этом.

С уважением, Василий Галузо».

Основанием для подобного обращения явилась запись на сайте Дорогомиловского районного суда г. Москвы.

«Номер дела ~ материала    Стороны              Текущее состояние        Судья Статья    Категория дела 02а-0176/2020 Административный истец: Галузо В.Н. Административный ответчик: ГУ МВД РФ по г. Москве, МВД России, Отделение по вопросам миграции ОМВД РФ по району Дорогомилово г. Москвы Назначено судебное заседание на 08.05.2020 10:00 Александренко И.М. 198 - Прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)».

8 мая 2020 г. (в 9 часов 10 минут) состоялось очередное обращение в Дорогомиловский районный суд г. Москвы.

«И.о. председателя Дорогомиловского районного суда г. Москвы О.Н. Быковской!

Уже неоднократно обращался в суд общей юрисдикции, возглавляемый Вами, относительно переноса даты рассмотрения дела № 02а-176/2020 (судья И.М. Александренко) с 8 мая 2020 г. на более поздний срок. Однако и сегодня (8 мая 2020 г.) на сайте Дорогомиловского районного суда г. Москвы значится, что дело № 02а-176/2020 (судья И.М. Александренко) назначено к рассмотрению на 10 часов 8 мая 2020 г. Вчера (7 мая 2020 г.) по этому поводу звонил по тел. (8-499-766-17-82): ответила помощник судьи Александренко - Виктория.

Основанием, для подобного решения являются положения Указа Президента РФ № 294 от 28 апреля 2020 г. Надеюсь, не только на перенос судебного заседания, но и на уведомление меня об этом.

С уважением, Василий Галузо».

Основанием для подобного обращения явилась запись на сайте Дорогомиловского районного суда г. Москвы.

«Номер дела ~ материала    Стороны              Текущее состояние        Судья Статья    Категория дела 02а-0176/2020 Административный истец: Галузо В.Н. Административный ответчик: ГУ МВД РФ по г. Москве, МВД России, Отделение по вопросам миграции ОМВД РФ по району Дорогомилово г. Москвы Назначено судебное заседание на 08.05.2020 10:00 Александренко И.М. 198 - Прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)».

Дорогомиловский районный суд г. Москвы среагировал лишь 8 мая 2020 г. Около 11 часов помощник судьи И.М. Александренко по рабочему телефону (8-499-766-17-82) уведомил о переносе даты судебного заседания и помещении соответствующих сведений на сайте Дорогомиловского районного суда г. Москвы.

«Номер дела ~ материала    Стороны              Текущее состояние        Судья Статья    Категория дела 02а-0176/2020 Административный истец: Галузо В.Н. Административный ответчик: ГУ МВД РФ по г. Москве, МВД России, Отделение по вопросам миграции ОМВД РФ по району Дорогомилово г. Москвы Назначено судебное заседание на 10.06.2020 10:00 Александренко И.М. 198 - Прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)».

Таким образом, в деятельности судов общей юрисдикции города федерального значения - городе Москве (в частности, Пресненский районный суд, Дорогомиловский районный суд) не в полной мере учитывается пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации. Тем самым, речь идет о проявлении непрофессионализма судьями.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) предполагает приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с международными договорами.

Во-вторых, указы Президента РФ («Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» № 206 от 25 марта 2020 г.; «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)» № 239 от 2 апреля 2020 г.; «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)» № 294 от 28 апреля 2020 г.) по юридической силе приравниваются к федеральному закону РФ и являются обязательными для всех государственных органов, в том числе и для судебных органов г. Москвы (Пресненский районный суд и Дорогомиловский районный суд).

В-третьих, противоречия между указами Президента РФ (№ 206 от 25 марта 2020 г.; № 239 от 2 апреля 2020 г.; № 294 от 28 апреля 2020 г.) и федеральными законами РФ, регулирующими все виды судопроизводств, за исключением конституционного, (гражданское, арбитражное, уголовное, административное), разрешаются по правилу разрешения противоречий – коллизия.

В-четвертых, деятельность судов общей юрисдикции в г. Москве, в том числе Пресненского районного суда и Дорогомиловского районного суда, осуществляется без учета указов Президента РФ (№ 206 от 25 марта 2020 г.; № 239 от 2 апреля 2020 г.; № 294 от 28 апреля 2020 г.).

В-пятых, деятельность судьи Пресненского районного суда г. Москвы К.Е. Кириченко не соответствует положениям ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г., а посему относительно нее допустима реализация положений статей 121, 14 этого же нормативного правового акта.

В-шестых, деятельность судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы И.М. Александренко не соответствует положениям ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г., а посему относительно нее допустима реализация положений статей 121, 14 этого же нормативного правового акта.

[1] Для обеспечения объективности нами приведены некоторые документы в полном объеме (или в извлечениях), правда, в виде нонпарели (франц. nonpareille). О значении данного термина см., например [18]

[2] Мы предлагаем с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (см. об этом: [12]).

[3] См.: СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: [10].

[4] О федеративном устройстве РФ подробнее см.: [21].

[5] На ошибочность приведенных названий судов общей юрисдикции г. Москвы нами уже обращалось внимание (см. об этом: [16]).

[6] См.: info@21.msksud.ru (дата помещения: 06.05.2020 г.).

[7] См.: info@21.msksud.ru (дата помещения: 07.05.2020 г.).

[8] См.: info@21.msksud.ru (дата помещения: 07.05.2020 г.).

[9] См.: info@06.msksud.ru (дата обращения: 06.05.2020 г.).

Текст статьи
  1. СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; …; 2018. № 45. Ст. 6823.
  2. СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 898.
  3. СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 550; …; 2019. № 31. Ст. 4413.
  4. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399; …; 2019. № 31. Ст. 4444.
  5. СЗ РФ. 2020. № 13. Ст. 1898.
  6. О назначении судей федеральных судов: Указ Президента РФ № 540 от 23.09.2018 г. // СЗ РФ. 2018. № 39. Ст. 5956.
  7. О назначении судей федеральных судов и о представителях Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ № 138 от 03.04.2018 г. // СЗ РФ. 2018. № 15 (часть I). Ст. 2103.
  8. РГ. 2020. 3 апреля.
  9. Интернет-ресурс: www.pravo.gov.ru
  10. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
  11. Галузо В.Н. Генетика и право в Российской Федерации: междисциплинарный подход // Международный журнал «Актуальные проблемы медицины и биологии». 2019. № 1. С. 35-38.
  12. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.
  13. Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
  14. Галузо В.Н. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.
  15. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30.
  16. Галузо В.Н., Канафин Н.А. О юрисдикции государственных судебных органов районного звена в городе Москве: обеспечиваются ли положения теории правоохраны? // Образование и право. 2017. № 7. С. 128-135).
  17. Доказывание при правоприменении в Российской Федерации: Монография / Под ред. В.Н. Галузо. 4-е изд., испр. и доп. М.: ТЕИС, 2018.
  18. Краткая Российская энциклопедия. В 3 т. Т. 2 «К-Р» / Сост. В.М. Карев. М.: Большая Российская энциклопедия; Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. С. 714.
  19. Полянко Н.И., Галузо В.Н. Вирусология и право в Российской Федерации: поиск оптимального сочетания // Международный журнал «Актуальные проблемы медицины и биологии». 2019. № 2.
  20. Полянко Н.И., Галузо В.Н. О роли права в предупреждении пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации // Международный научный журнал «Актуальные исследования». 2020. № 8. С. 8-14.
  21. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 2 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня